15:31 Крест над Лангобардией |
Королева лангобардов Теоделинда жила в 6-7 веках и исповедовала ортодоксальное христианство, в то время как её соплеменники были адептами так называемой «арианской ереси». Смелой правительнице выпала участь стать той, кто сумел примирить две веры. Сегодня о том, что такое арианство, знают в основном специалисты. А в 6-7 веках теологическая дискуссия о том, стоит ли считать его подлинным христианством, была в полном разгаре. Ариане считали, что Христос — лишь творение Божие, и именно поэтому не может быть приравнен к Господу. Основоположником этого течения был священник Арий, живший в 3-4 веках. До того как церковь установила культ именно Спасителя, арианство являлось одним из самых значительных течений в христианстве… Но на Никейском Вселенском соборе в 325 году арианство подвергли строгому осуждению. Тем не менее народ лангобардов продолжал исповедовать свою веру, относясь к ортодоксальным христианам с враждебностью и недоверием. А те платили им взаимностью. Железная корона На севере Италии, в провинции Ломбардии, в соборе Иоанна Крестителя, что в городе Монце, хранится необычная реликвия. Это корона Лангобардского королевства: золотой обруч около восьми сантиметров шириной, усыпанный драгоценными камнями. Конечно, реликвия дорогая. Но её цена определяется не только возрастом и количеством драгоценного металла и камней. Уникальность короны состоит в том, что её части соединяет обычный тонкий железный обруч. Как в «компанию» к золоту затесался сей простой предмет? Дело в том, что обруч отлит из одного из гвоздей, которыми, согласно легенде, прибили к кресту Иисуса Христа. Римляне для этой цели пользовались очень большими железными гвоздями… Корону поэтому и называют Железной. Этот гвоздь подарил королеве Теоделинде сам папа римский Григорий Великий в знак благодарности за её желание «сотрудничать» с католической церковью. Сейчас корона хранится в сейфе. Доподлинно известно, что реликвию извлекали оттуда неоднократно для коронации многих монархов. Её во время обряда надевали на голову, к примеру, Фридрих Барбаросса и Наполеон Бонапарт. Зачем же папа Григорий подарил столь ценную реликвию (гвоздей из Христова креста сначала было всего четыре, хотя потом, благодаря мошенникам, стало больше) королеве чуждого, с точки зрения веры, народа? Тут сыграла свою роль политика, в которой были искушены оба: и глава католической церкви, и королева лангобардов. Теоделинда появилась на свет примерно в 570 году. Отцом её был баварский герцог Гарибальд, матерью — принцесса лангобардов Вальдрада. Лангобардами называли себя представители воинственного древнегерманского племени. За два года до рождения Теоделинды представители именно этого народа завоевали север Италии (сейчас эта область называется Ломбардией) и своей столицей сделали город Павию… Так что «устаревший» вариант христианства нисколько не мешал агрессивным германцам совершать успешные набеги. В 589 году Теоделинда вышла замуж за короля лангобардов Аутари. Согласно легенде, Аутари, ещё не зная дочь баварского герцога лично, был премного наслышан о её красоте. Во время войны с баварцами он затаился около дворца их герцога и дождался того момента, когда из ворот вышла прекрасная белокурая Теоделинда. Но брак, обещавший быть счастливым, закончился в следующем году со смертью Аутари. По слухам, короля отравили. Теоделинда недолго оставалась незамужней: в том же 590 году вдова вступила во второй брак с двоюродным братом Аутари — туринским герцогом Агилульфом. Было ли это простым совпадением? Как знать… В любом случае, так герцог занял престол короля Лангобардии. Папская дипломатия Брак, которые многие считали женитьбой по расчёту, оказался вполне счастливым и благополучным. Агилульф и его супруга отличались умом и гибкостью. В бессмертном «Декамероне» Джованни Боккаччо есть прелестная новелла про прекрасную Теоделинду и её мудрого супруга Агилульфа, который простил ей неумышленную супружескую измену и даже не стал наказывать её любовника. По тем временам это был прямо-таки поразительный по своей либеральности поступок. Насколько известно, прекрасная и умная Теоделинда имела большое влияние на мужа. О свободе взглядов самого Агилульфа свидетельствует также то, что он, будучи арианином, спокойно относился к ортодоксальной вере своей жены. И никогда не заводил с ней никаких споров на религиозные темы. Тем временем папа Григорий, прозванный Великим, оказался сильно обеспокоен захватнической активностью еретиков-лангобардов. Главу католической церкви обрадовал тот факт, что королевой этого германского племени стала женщина, которая также не принимала арианской ереси. Между резиденцией папы в Риме и Павией завязалась самая тёплая переписка. Вот что писал Григорий Теоделинде: «…Поэтому мы воздаем благодарность Всемогущему Богу, который Своей любовью так руководит твоим сердцем, что не только дал тебе истинную веру, но ещё и сделал так, что ты уже сейчас посвятила себя делам, которые угодны Ему… Кроме того, мы приветствуем тебя братской любовью и мы увещеваем тебя способствовать тому; чтобы твой наипревосходительней-ший муж не отвергал союз с нашим сообществом христиан, поскольку, как мы думаем, ты также знаешь многие причины целесообразности того, чтобы он захотел прибегнуть к дружбе». В этом послании чувствуется страх римлян перед лангобардами, которые, судя по тону послания, в тот момент были вполне в силах захватить Рим. Большинство историков сходятся во мнении: если учесть, что в 590-е годы лангобарды дважды осаждали столицу Италии, «драгоценным» гвоздём Агилульфа задобрить не удалось. Да и вряд ли супруга имела на него такое влияние, что могла повлиять на его захватнические планы. Так что хоть дар мудрейшего и дипломатичнейшего папы пришёлся, так сказать, ко двору, но он оказался не к месту. Незавершённое дело Тем временем у Теоделинды появилось любимое место в лангобардском королевстве. По легенде, Бог долго не давал потомства Агилульфу и его жене. Тогда королева поклялась святому Иоанну Крестителю, что воздвигнет собор в его честь, если он подарит ей наследника. И когда королева как-то раз проезжала верхом по берегу реки Ламбро, к ней снизошёл Святой Дух, принявший образ белого голубя. Он произнёс только одно слово: «Сейчас». Теоделинда молвила: «Да». На этом-то месте королева и повелела возвести церковь. То было в городе Монце. Правда, его и городом-то тогда можно было именовать с большой натяжкой — так, небольшое поселение. Церковь началась с небольшой капеллы. А желание царствующей четы сбылось. В 603 году именно в новой церкви Иоанна Крестителя крестили Аделоальда, новорождённого сына Теоделинды и Агилульфа. На крестины глава католической церкви прислал королеве кольцо с горным хрусталем. Оно также хранится в соборе. Благодаря дружбе королевы с папой римским капелла постепенно превратилась в его резиденцию в Монце. Это место стало важным стратегическим церковным центром: здесь шла активная работа по обращению арианцев в ортодоксальное христианство. В конце концов, Монца затмила саму Павию. Даже сегодня население первого города по своей численности почти в два раза превосходит население второго. Впрочем, сейчас оба этих города, конечно, глубоко провинциальны… В 615 году Агилульф скончался. Теоделинда стала регентом при несовершеннолетнем сыне. Она направляла огромные усилия на то, чтобы обратить свой народ в ту веру, которую считала единственно правильной. Правда, не очень результативно, хоть именно при ней в Ломбардии построили множество католических церквей. В 625-м её сына, ставшего к тому моменту королём, свергли с престола. Ему пришлось бежать в Византию. Теоделинда умерла через три года. Её похоронили в соборе Иоанна Крестителя. После смерти католики Теоделинду канонизировали. Нелёгкое же дело обращения ариан в католичество все же завершилось победой — постепенно. А Теоделинду вполне можно сравнить с русской княгиней Ольгой, которая, сама приняв православие, не смогла «отучить» свой народ от язычества. Русь крестил только её внук Владимир. |
|