15:34 "Крым возвращать не обязательно" |
После объявления последнего раунда жестких санкций в отношении России на Западе начали несколько смягчать тон. России не обязательно отказываться от Крыма, чтобы избавиться от наложенных на нее санкций, заявляют представители Госдепа США. В Евросоюзе отмечают, что санкции могут быть смягчены еще до конца сентября, если Россия выполнит условия Минских соглашений, касающихся мирного разрешения ситуации на юго-востоке. Возвращение Крыма не является обязательным условием отмены санкций в отношении России. Как заявил помощник госсекретаря США, координатор американских санкций Дэниел Фрид, санкции Запада против России могут быть отменены или смягчены и без возвращения Крыма Украине. Хотя те санкции, которые были введены еще весной и являлись ответом на присоединение Крыма, в этом случае, вероятно, продолжат действовать. Главный критерий – выполнение Минских соглашений. В Госдепартаменте США признают, что если Россия полностью реализует соглашения, подписанные в Минске 5 сентября, то это откроет путь к снятию последнего раунда санкций от 12 сентября, которые ограничили сотрудничество с основными компаниям РФ в нефтяной, газовой и банковской сферах. «Мы должны посмотреть, будут ли реализованы Минское соглашение и 12 шагов, описанных в соглашении по прекращению огня», — сказала представитель Госдепартамента Мари Харф. Посол Евросоюза в США Жоао Алмейда считает, что санкции могут быть частично сняты уже в сентябре. Очередная встреча по вопросу санкций у руководства ЕС намечена на конец сентября, рассказал посол в среду на традиционном завтраке с госчиновниками, организованном агентством Bloomberg. По его словам, если к этому моменту будут замечены положительные изменения, то вполне возможно смягчение наиболее жестких санкций, введенных 12 сентября в отношении российской нефтедобычи. Дверь для России, отмечает он, оставлена открытой, и если Путин прекратит вмешиваться в дела Украины, он может восстановить связи с ЕС, возобновив взаимовыгодное сотрудничество и построение «экономического пространства от Лиссабона до Владивостока». «Санкции — не самоцель, санкции — это инструмент, заставляющий подчиниться международному законодательству», — говорит Алмейда. Ограничения на ведение дел с Россией, признался посол ЕС, «сказываются и на нас», урезая европейскую торговлю и инвестиции. Экономически санкции не выгодны ни одной стороне, поэтому политики испытывают постоянное давление со стороны предпринимателей. Как заявил бывший глава британской нефтяной компании ВР Тони Хейворд в интервью The Financial Times, санкции США и ЕС против нефтяного сектора России в долгосрочной перспективе нанесут вред Западу, так как приведут к росту цен на нефть. Российские контрсанкции вынудили ЕС дотировать своих сельхозпроизводителей. В целом российский запрет на импорт продуктов из стран ЕС может стоить Евросоюзу €6,7 млрд, подсчитали в нидерландской финансовой компании ING. Запрет на продажу России товаров двойного назначения, высоких технологий в нефтяной отрасли и вооружения может стоить ЕС €40 млрд, или 0,3% ВВП, в текущем году и €50 млрд, или 0,4% ВВП, в 2015 году, подсчитал The Economist. Ущерб для российского бизнеса может составить €744 млрд, или $1 трлн, подсчитал ранее журнал. Все это, впрочем, не мешает одновременно обсуждать ужесточение санкций. В частности, о принятии ограничительных мер в отношении России объявила не признанная Россией Республика Косово. Япония же заявила, что может ввести санкции в отношении РФ 19 сентября. О том, что правительство Японии в пятницу объявит о запрете на въезд в страну ряда граждан РФ и о замораживании их активов, сообщает газета Yomiuri без ссылки на источник информации. Среди рассматриваемых Токио санкций также ограничительные меры в отношении финансового сектора и ТЭК. В марте Япония в качестве меры воздействия приостановила переговоры о смягчении визового режима для россиян. Тогда же правительство Японии приняло решение заморозить переговоры с Россией по инвестициям, гарантиям использования космического пространства в мирных целях, а также о предотвращении военной активности, представляющей угрозу. 29 апреля власти Японии временно запретили выдачу виз 23 российским гражданам. В начале августа кабинет министров Японии вслед за США и ЕС пополнил список. В США руководители комитета сената по международным отношениям настаивают на принятии нового законопроекта, предписывающего штрафовать все компании, которые в каком-либо виде оказывают поддержку развитию российской добычи трудноизвлекаемой нефти. О законопроекте сообщает в четверг независимое международное агентство Argus. Последствия санкций для экономики России представил ЕБРР. В вышедшем в четверг докладе банк говорит, что в 2015 году Россию ожидает рецессия. Это первый международный финансовый институт такого уровня, выступивший со столь мрачными прогнозом. В мае, еще до усиления санкций против российских компаний и банков, ЕБРР прогнозировал стагнацию экономики РФ в 2014 году и небольшой рост (на 0,6%) в следующем году. Обновленный прогноз банка предполагает снижение российского ВВП на 0,2% в 2015 году. В 2014 году ЕБРР по-прежнему прогнозирует нулевой рост экономики РФ. По оценке ЕБРР, российским компаниям до конца 2015 года предстоит рефинансировать $190 млрд внешнего долга. Невозможность занимать на Западе из-за санкций может привести к росту процентных ставок на внутреннем рынке. А контрсанкции России в виде запрета на ввоз продуктов из ЕС, США, Австралии и Канады могут разогнать инфляцию дополнительно на 1–2 п.п., говорится в отчете. «Инвестиционная уверенность и экономическая активность в России, вероятно, останутся слабыми, отражая влияние санкций ЕС и США и ответных санкций России на слабую экономику», — прогнозирует банк, который из-за европейских санкций не может инвестировать в новые проекты на территории России. МВФ пока прогнозирует рост ВВП России в 2015 году на 1%. Официальный прогноз Минэкономразвития – рост на 1,2% в 2015 году. Для снятия санкций, хотя бы частичного, пока нет предпосылок, считает замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. «Значительную часть санкций могут отменить, когда, с точки зрения Запада, будет стабилизирована ситуация на востоке Украины. Не декларативным образом, а реально. Но пока стреляют с двух сторон», — говорит политолог. В сентябре, по его словам, это может быть сделано только в том случае, если руководители республик согласятся на выборы и это будет оформлено официальным соглашением. «Решения принимают политики, а не бизнесмены. Представления о том, что мировая буржуазия может управлять государствами, характерны для советских учебников, но имеют мало общего с действительностью», — говорит Макаркин. «Не думаю, что Запад, увидев, что санкции не оказали влияния на политику России в отношении Украины, возьмет и их отменит. Более того, даже если формально санкции будут отменены, они продолжат действовать неформально», — опасается политолог. В частности, вряд ли у зарубежных банков сразу появится желание кредитовать российские организации. Еще один важный момент, который смягчает давление бизнеса на западных политиков, — сбитый малайзийский Boeing. «История, которую уже начали забывать в России, серьезно изменила ситуацию. Посла сбитого малайзийского самолета крупным компаниям, которые и так обвиняют в недостаточной социальной ответственности и стремлении к прибыли, стало сложнее открыто резко критиковать санкции», — говорит Макаркин. Что касается Крыма, то вполне вероятно, что в отношении полуострова Запад действительно может уступить. «Неофициально Запад хочет вынести за скобки Крым, понимая, что по Крыму Россия свою позицию не изменит», — полагает Макаркин. |
|