23:40 Место силы: Рдейское болото |
Загадки, тайны и жители самого большого в Европе болота — расследование команды программы «Русский след». На сей раз наш путь лежал в Новгородскую область, где находится самое большое в Европе болото — Рдейское. Впрочем, нас интересовало не столько само болото, сколько монастырь, расположенный на маленьком островке в самом его центре. Монастырь был основан в середине XVII века, около 1666 года. Первые его обитатели — 12 монахов-затворников, посчитавших, что место это идеально подходит для уединения и молитвы. Во что легко верится — добраться до этого места сегодня даже при наличии современных технических средств очень непросто, иногда даже невозможно. Причем по разным причинам. В 1764 году, при Екатерине Великой, монастырь был упразднен, земли были переданы в казну, и обитель пришла в запустение. Тем не менее, среди верующих это место продолжалось считаться невероятно намоленным — что называется, местом силы! И в 1887 году по указу Священного синода монастырь открывается вновь, а деньги на его восстановление, вернее, на его строительство дает московский купец Александр Николаевич Мамонтов, двоюродный брат Саввы Мамонтова. Возведение обходится в невероятную по тем временам сумму — более 350 000 руб. Сегодня можно только представить, каким был храм Успения сразу после окончания строительства в 1902 году. Он был сопоставим с самыми роскошными московскими храмами: иконостас был сделан из мрамора, привезенного из Италии, напольная плитка изготовлена в Польше по специальному заказу, иконы писались в Московском Кремле. Отапливался храм с помощью системы центрального отопления! И все это в центре огромного болота. Напрашивается вопрос: зачем? Вероятно, смысл был, раз люди стремились именно в это место.
Эти и прочие многочисленные легенды и факты мы решили проверить. Нам предстояло проехать от Москвы по трассе «Балтия» 550 км, а затем еще 16 км, чтобы преодолеть заключительный этап по болоту. Первый этап пути мы проделали на кроссовере Infinity QX60 с гибридным двигателем, предоставленном нашей съемочной группе на тест нашим партнером, автосалоном «Инфинити на Таганке». Нам было любопытно протестировать эту новинку и понять, насколько она соответствует нашим специфическим требованиям и ожиданиям. Оказалось, что соответствует — все съемочное оборудование, а это около 100 кг негабаритного груза, включая еще спальники, палатки и сапоги, багажник нашего четырехколесного друга всосал без остатка. Правда, в центральном зеркале заднего вида вместо дороги надолго обосновался огромный чехол от штатива камеры с надписью «не кантовать». Что ж, первый тест был пройден успешно. На трассе «Балтия» с хорошим, а местами и превосходным покрытием машина показала себя отлично, причем расход у такого большого белого «холодильника» не превысил 12 л 95-го бензина на сотню при средней скорости 130 км/час. «Ну ничего, — потирая руки, подумал я, — вот сейчас съедем после Торопца на грейдер и посмотрим, каково тебе придется!» А дальше… дальше было удивление — подвеска уверенно отрабатывала и глотала все неровности покрытия (временами при отсутствии асфальта), напоминающего поле боя. Машина стояла на грейдере как приклеенная. Восхищение вызвала шумоизоляция, причем отсутствие звуков в салоне даже приводило к некому дискомфорту — возникало ощущение глухоты.
Попытки на следующий день дать понюхать QX60 легкого бездорожья были вовремя остановлены умной электроникой: ребята, угомонитесь, это не для меня, — мягко напомнила она, и мы угомонились. Дальше было болото! Прежде чем соваться туда, мы решили облететь его на мотодельтаплане. Заодно и снять монастырь с воздуха. Мирон Антипов, который помог мне подняться в воздух, человек во многих смыслах уникальный. Поскольку к монастырю просто так не добраться, то он уже несколько лет устраивает воздушные экспедиции для того, чтобы привлечь к монастырю внимание и потихоньку восстановить его всем миром. И у него получается! Кроме того, он сам является живым подтверждением удивительных возможностей монастыря. Несколько лет назад он разбился и практически оторвал ногу при посадке. Ногу пришили, но ее функции не восстановились — без костыля Мирон перемещаться не мог
Во время полета он толкнул меня и прокричал в ухо: держись, в этом месте тряхнет, здесь всегда и всех бросает. Нас действительно хорошо тряхнуло. Как он объяснил мне впоследствии, это некие энергетические столбы, при прохождении которых трясет всех. Попытка попасть в монастырь пешком была недолгой. Есть миля морская, она, как известно, равна почти 2 км. Теперь я узнал, что есть и болотная — она по ощущениям соответствует примерно 5–6 км. Преодолевать болото пришлось на вездеходах. Первый — гусеничный ГТС, правда, слегка переделанный владельцем Владимиром Федоровичем. Вместо капризного и прожорливого бензинового восьмицилиндрового двигателя ГАЗ-53 он поставил дизель, что явно пошло ему на пользу. Поскольку двигатель не оборотистый, то, кроме экономичности и надежности, улучшилась и проходимость. Второй вездеход — небольшой, четырехколесный собственной конструкции моего товарища Анатолия Дубровина, который он назвал «Пачер». Он оснащен небольшим, но тяговитым дизельным двигателем, большими шинами низкого давления. На ходу он «разбирается на винтики», то есть вращается во всех плоскостях, что придает ему невероятную свободу и, как следствие, цепкость. Дорога на остров заняла целый день с учетом остановок для съемочного процесса, а также для сбора грибов и ягод, произрастающих в этом забытом месте в невероятном количестве и ассортименте. Утром наш продюсер Володя Гаврилов явился в новом качестве и осчастливил нас 10 л густого рагу из белых и подосиновиков и компотом из черники, голубики, клюквы и еще какой-то ягоды, название которой я не запомнил. К исходу дня мы добрались до монастыря, а заодно выяснили, что гусеницам пока альтернативы нет. Никто не застрял, но гусеничный ГТС был быстрее, чем колесный «Пачер». Причем надо отметить, что, попадая в болото, четырехколесник обладал очевидным преимуществом и в проходимости, и в скорости. На глине его темп движения существенно снижался, но вылезал он всякий раз сам. При этом оба ломали небольшие деревья (15 см в диаметре) как спички. Монастырский остров оказался местом во всех смыслах необыкновенным, и по красоте и по ощущениям. И люди, с которыми мы познакомились, как будто прошли некий нравственный отбор — чистые и светлые. К слову сказать, я поехал в командировку больной и простуженный, прямо из предыдущей поездки. Двухчасовой полет меня добил: к вечеру поднялась температура, и я думал, что к утру окончательно расклеюсь и работать не смогу. Но произошло чудо: переночевав в палатке, утром я был бодр и практически здоров. Что касается открытий — да, они были! Мы узнали много нового и неожиданного. Но вы все узнаете из фильма, который выйдет до Нового года. Мы расскажем про последнюю монахиню, про партизан и немцев, про Холмский котел и про то, кто разграбил и погубил этот монастырь и какую кару за это понес. Были, как всегда, незапланированные и неожиданные встречи, и это тоже будет частью этого фильма. |
|
Всего комментариев: 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|