14:39 Мотивация русского человека |
"Россия опасна мизерностью своих потребностей", - сказал в
позапрошлом веке Отто Бисмарк. Опасна она не только для врагов, но и для
самой себя. Западные системы мотивации эффективного труда кое-как
приживаются в крупных городах, но терпят полное фиаско за их пределами. В российской провинции большинство
составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни
слава, потому что они им не нужны. А что нужно? Ответ на этот вопрос корреспондент "Эксперта" получил в беседе с Валерием Кустовым - генеральным директором компании ЭФКО, которая производит продукцию под известной торговой маркой "Слобода". Неопределенно-мечтательная мотивацияДействительно, когда
я увидел результаты социологического исследования местного населения,
мое состояние было близко к истерике, - рассказывает Валерий Кустов. -
Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных
тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не
нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в
душе, тридцать пять - в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов
ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство,
даже если бы представилась такая возможность. Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять
процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но
прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не
решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста
пяти - это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. А зачем вам понадобились мотивированные крестьяне? Для развития нашего масложирового производства (ЭФКО производит подсолнечное масло, майонез и мягкое масло. - "Эксперт") нужны были собственные сельскохозяйственные ресурсы. Наши заводы, расположенные в Белгородской области, окружали разоренные хозяйства. С них мы и решили начать. Что вы им предложили? Беспроцентные ссуды, акции, власть, доход, возможность самореализации. И они отказались? В общем, да. Просто работа не пошла. Вот тогда мы поняли, что ситуацию надо прояснить, и пригласили группу московских социологов для проведения исследования, автором и научным руководителем которого стал доктор философских наук профессор Высшей школы экономики Азер Эфендиев. Что еще показало исследование? Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ "Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта"), пятьдесят девять процентов просто бедны ("Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем - нет средств"). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным. При этом преобладающая в среде мотивация - неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: "Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится". Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь. Итак, вырисовалась катастрофическая
мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация
потребностей и, cоответственно, усилий, просто лень. Этому много причин, и далеко не все понятны. Одна из них - в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян - просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде "акции" или "АО". Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность.Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры - рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную - жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля. То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему? Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное - это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто. То есть они сами хорошие психологи?Очень. Когда наши психологи проводили интервью, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Опытные специалисты пытались создать эмоциональный контакт и почувствовать то же самое, что и собеседник, - в этом состоит их профессионализм. Так вот, многие из этих психологов говорили, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Им отвечали не то, что думает крестьянин, а то, что опрашивающий хочет услышать. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее. Уровень подстройки у них выше, чем у дипломированных психологов. Это и понятно. Когда внутреннее восприятие человека является основанием для выживания, безусловно, этот канал развивается. Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, - какое счастье! Мы даем им ссуды, строим больницы, школы. Вы думаете, у них всплеск позитивных эмоций?Хорошо, что к этому времени мы уже многое знали. Мы не хвалили себя, а говорили, что пришли помочь, но бесплатных пряников не бывает. Чтобы добиться симпатии крестьянина, мы должны преподносить две противоположности, чтобы эмоциональный центр смещался совсем незаметно. Мы говорим, что приносим им и что-то хорошее, и что-то плохое, но хорошего немного больше. О чем плохом, что приходит с вами, вы сообщаете? Мы сообщаем, что забираем у них власть, контрольный пакет акций теперь у нас. Но крестьяне получают школы, больницы, корма, технику. И они делают выбор. Правила и информацияДля крестьян важнее всего общественное мнение, а оно легитимизировало кражу. Наверное, вам очень трудно бороться с воровством? В том-то и дело. Воруют они колхозное имущество, а ведь в деревнях двери до сих пор не закрывают. У своего соседа по микросреде красть они не будут потому, что сосед - это, как мы уже говорили, единственное, на что можно опереться в трудную минуту. И сосед это знает. Если станет известно, что Вася украл у соседа, Вася станет изгоем. А хуже этого для него нет, потому что система межличностной зависимости для него по эмоциональной значимости находится на уровне жизни и смерти. Мы этим и пользуемся. Неужели теперь все держится на взаимном контроле крестьян? Практически да. А по-другому все равно не получится. Были у нас такие случаи. Тракторист поехал на тракторе домой в соседнюю деревню обедать, истратил лишнее время, горючее. Раньше мы пытались таких наказывать - лишали премии, не давали им работать на хорошем оборудовании. Но крестьяне - это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Нам казалось: это крестьянам дисциплина нужна, а не нам. Когда мы этому трактористу, условно говоря, по голове даем, мы же им лучше делаем. А они видят негативное вмешательство в свою среду и воспринимают нас как врага. Они сплачиваются и воюют с нами, а про то, чтобы со своими разобраться, в пылу забывают. И как вы решили эту проблему? Издается, например, внутренняя газета. В ней мы теперь напишем, что тракторист, его фамилия, имя, отчество, из такого-то колхоза поехал на тракторе домой обедать, израсходовал горючее на такую сумму. Доходность уменьшилась, значит, все получат меньше. Это достаточно для того, чтобы крестьяне бросились выяснять, а Вася в дальнейшем ответственно поступал. Как официально оформлены отношения ЭФКО с крестьянами? ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной
организации сельскохозяйственного производства. Мы стали совладельцем
бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств
инвестиции и привнесли свой опыт организации. Еще социологи нам сказали, что нужно обратить особое внимание на коллективизм. В стране, где он формировался столетиями, а индивидуализм рассматривался как одно из самых непростительных качеств человека, не может быстро выработаться устойчиво позитивной индивидуальной мотивации. В российской культуре еще не сложился и еще не известно, сложится ли, приоритет личной инициативы и активности. И эта форма сотрудничества оправдывает себя? Многие элементы этой конструкции работают, и работают прекрасно. Можно съездить в какое-нибудь хозяйство и посмотреть: не герои труда, не передовики, а обыкновенные скотники, доярки, механизаторы в пределах своей фермы знают объем реализации продукции, структуру затрат, алгоритм формирования личной доходности. Кое-что пока не совсем нам понятно. Но главное -
крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни.
Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача -
сформировать в психике каждого жителя чувство принадлежности к
территории. Это у нас получается. Поэтому уровень хаоса на наших
территориях уменьшается с достаточно большой динамикой. Эксперт.Ру Зарина Хисамова. |
|
Всего комментариев: 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|