00:11 Пасха: все о пасхальном богослужении и крестном ходе |
Как происходит Богослужение в Пасху, крестный ход на Пасху
Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в
священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения
Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего
духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху». Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке. Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне. Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3). Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…» Затем священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его»
Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Под пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона. За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим). Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах. В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня. Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет. Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!». Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта. В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после за весеннего полнолуния, которое поисходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия. ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю. Что такое пасхальный канон Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней. Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с
крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь,
наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос
воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!». Эти
многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых
явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении. Что такое крестный ход? Крестный ход - это торжественное шествие священнослужителей и верующих с иконами, хоругвями (церковными знаменами) и другими святынями. Такая служба освящает большие территории. Крестные ходы совершаются несколько раз в году: на Пасху, Крещение, в праздник второго Спаса для водоосвящения, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Бывают также и чрезвычайные крестные ходы, устанавливаемые церковью по особо важным случаям: при вражеских нашествиях, голоде, засухе или иных бедствиях. По времени крестные ходы могут быть краткими (например, пасхальный) и долгими - до нескольких месяцев. Бывают они и на суше, и на море... Когда к лику святых был причислен великий флотоводец адмирал Ушаков, в его честь был совершен морской крестный ход на Черном море с остановками в местах побед адмирала Ушакова. А в XX веке появился еще один вид крестных ходов - воздушный: на самолете облетают город с иконами, хоругвями и с воздуха окропляют его святой водой. Но крестный ход может пройти даже под водой! Так, несколько лет назад Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (до принятия монашества он был морской офицер) на борту подводной лодки в Северном Ледовитом океане совершил божественную литургию и крещение членов экипажа. Свое же начало крестные ходы получили из Ветхого Завета. Тогда древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. А сейчас вместо труб звучат колокола: совершается церковный колокольный звон - благовест. Он освящает и пространство вокруг, и людей... Пасхальный крестный ход Незадолго до полуночи во всех храмах начинается служба. Все священнослужители в полном облачении становятся у Престола и вместе с молящимися зажигают свечи. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон. И под этот непрекращающийся трезвон колоколов вокруг храма начинается крестный ход. Как говорят священнослужители, это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Церковь, как духовная невеста, идет "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху". Впереди крестного хода несут фонарь, за ним - запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. Далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свеченосцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом в левой руке. Кстати, если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут обычные жители. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Колокола в эту минуту умолкают. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида, поют стихи о воскрешении Христа. Открываются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как когда-то и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами "Христос Воскресе!", и каждый раз молящиеся отвечают: "Воистину Воскресе!" Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма. Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды) Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный. Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения. И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице. Господи, помилуй. (40 раз) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) О семидневном праздновании Пасхи Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды). Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. |
|