00:14 Подключите свое правое полушарие! |
Современным миром правит логика и левое полушарие человеческого мозга. Однако без правого полушария не обойтись: оно отвечает и за нестандартные решения в бизнесе, и за мотивацию (необходимую, например, для похудения); с помощью него реклама убеждает покупателей, а влюбленный покоряет свою избранницу. Чем еще полезна в современном мире гармоничная работа обоих полушарий мозга? Сегодня появляется все больше научных доказательств того, что возможности мозга раскрываются полностью только тогда, когда в работе гармонично участвуют оба его полушария. Левое, или логическое, полушарие имеет дело со словами, числами, логикой, анализом, списками и последовательностями. Правое полушарие — его еще называют творческим — отвечает за образы, ритм, цвет, фантазии, мечты и пространственное восприятие. С течением времени Запад перешел на использование исключительно левого полушария мозга, поскольку именно этот путь традиционно вел к успеху. Для творческого же мышления нам необходимо воображение, а следовательно, «доступ» к правому полушарию нашего мозга. На начальных ступенях образования дети пользуются обоими полушариями своего мозга, объединяя числа и ритм, слова и картины, логику и музыку, обучение и игру, фигуры и цвет. При помощи этих методик они усваивают знания с неимоверной скоростью. Они учатся ходить и говорить, читать и писать. Что же происходит потом? По сложившейся традиции мы решаем, что в возрасте примерно семи лет ребенок уже достаточно взрослый, поэтому вместо цветных книжек с картинками, которые воздействуют на весь мозг, мы заставляем его читать черно-белые книги, вместо игр он должен сидеть неподвижно и слушать учителя. Этим знаменуется переход в основном к логическому мышлению, что представляет собой огромную ошибку. Правда, в эру персональных компьютеров эта ошибка, по всей видимости, начинает исправляться, причем совершенно неожиданно. Программы активно используют цвет, графику. Компьютерные игры заставляют работать весь мозг. Молодые люди требуют от своих компьютеров образов, движения, музыки. Это помогает предотвратить окончательное сползание в мир исключительно логического мышления. Что может правое полушарие? Некоторые компании уже имеют опыт успешного применения модели, позволяющей задействовать оба полушария мозга. В области средств массовой информации очень быстро осуществился переход от радио к телевидению. Телевидение зрительными образами воздействует на правое полушарие мозга, одновременно поддерживая левое посредством словесных логических рассуждений. И наиболее успешная реклама на радио формирует в голове потребителя образы (сфера деятельности правого полушария), а не опирается только на логику (за которую отвечает левое полушарие). Со временем телевидение из черно-белого превратилось в цветное, и это еще больше стимулирует правое полушарие. Реклама стремится воздействовать не только на логику (левое полушарие), но и на чувства (правое полушарие). Она редко бывает успешной, если обращается только к одному или к другому. В бизнесе во время презентаций часто используют визуальные средства и цвет, воздействующие на правое полушарие, а не только доклады, обращенные к логике. Продавцы при общении с клиентом используют не только логические аргументы, но также визуальные средства и демонстрацию. Они знают, что невозможно добиться успеха только за счет стандартно составленного описания. Мозг человека — это своеобразный компьютер. Методики использования ресурсов всего мозга — это не что иное, как программное обеспечение. Тем не менее многие люди продолжают привычно пользоваться устаревшими программами, хотя для своих персональных компьютеров требуют самых последних версий. Правое полушарие и создание мотивации Какими возможностями обладает ваш мозг для создания мотивации? Приведем простой пример: многие люди знают, что им нужно сбросить вес или соблюдать диету. Но удается это немногим. Основная причина заключается в том, что для них это лишь вопрос логики — им действительно необходимо похудеть. Однако это трудный и мучительный процесс, только логической мотивации для достижения успеха здесь явно недостаточно. Самый эффективный способ — использовать эмоции и воображение правого полушария мозга для создания мотивации к достижению желаемого результата. Успех принесет сочетание кнута и пряника. Роль сладкого пряника играет представление о том, как вы будете выглядеть и чувствовать себя, когда сбросите лишние килограммы, и как вас будут воспринимать окружающие. Представьте себе огромный живот. Или возьмите фотографию, на которой хорошо виден ваш живот. Или вообразите себе стройные бедра. Или неотвисающий подбородок. Подумайте о дополнительных преимуществах похудения, например о возможности носить определенную одежду. В своих фантазиях можно также представить своего сексуального партнера — представьте, как все будет происходить, когда вы достигнете желаемой формы. К прянику добавьте кнут. Выработайте в себе глубокое недовольство собственным видом, а также тем, как вас могут воспринимать окружающие — жирным бревном, не следящим за собой, опустившимся человеком. Представьте себя обнаженным — довольно жалкое зрелище. Использование правого полушария порождает более сильную мотивацию, чем исключительно логический подход, характерный для левого полушария мозга. Это справедливо не только для желающих похудеть, но и для других сфер личной жизни и профессиональной деятельности. Мотивация усиливается в 50 или даже в 100 раз, когда в ее формировании участвует весь мозг. Тот, кто разжигает в себе страсть к чему-либо, имеет больше шансов добиться выдающихся результатов. Особенности работы мозга у женщин и мужчин Левое и правое полушария мозга соединены толстым пучком нервных волокон, который называют мозолистым телом. Интересно, что у женщин мозолистое тело значительно толще, чем у мужчин. Это научно доказанный факт. Однако ученые не доказали, что чем толще мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария, тем быстрее осуществляется связь между ними. Или чем тоньше это соединение, тем труднее связь. Если это предположение все же соответствует действительности, то оно может объяснить некоторые различия в поведении мужчин и женщин. В древности мужчины часто покидали дом и надолго уходили, чтобы добыть пищу или принять участие в войне. Им требовалось отделить логические функции от эмоций, сопровождавших разлуку с семьей. Со временем с этой задачей мужчине помогло справиться более тонкое мозолистое тело. И наоборот — более толстое мозолистое тело в мозгу женщины помогает объяснить ее склонность к интуиции, за которую отвечает правое полушарие мозга, способность быстро переключаться с логики на эмоции и обратно, а также склонность в разговоре отвлекаться на частности по мере того, как правое полушарие увлекается новыми идеями. Тем не менее мозолистое тело у любого человека обладает достаточной толщиной, чтобы он мог по собственному желанию использовать оба полушария мозга. Как включить правое полушарие Использовать правое полушарие мозга относительно легко. Эти методы лежат буквально на поверхности — иногда нужно просто вспомнить о них. Тем не менее, сформировавшиеся в западном обществе привычки подталкивают нас только к логике, анализу и фактам. Так что тем, кто хочет добиться успеха, стоит обучиться приемам, которые позволяют автоматически включать в активную работу правое полушарие. Только левое полушарие — и весь мозг: тест Как почувствовать разницу между работой всего мозга и работой одного левого полушария? Попробуйте быстро ответить на следующие вопросы. РАЗДЕЛ «А» 1.Назовите седьмую буква алфавита. 2.Сколько дней в ноябре? 3.Сосчитайте цифры от 26 до 0. РАЗДЕЛ «Б» 1.Составьте инструкцию, как доехать от вашего дома до работы на машине. 2.Составьте инструкцию по завязыванию галстука или шнурка на ботинке. 3.Назовите все буквы алфавита в обратном порядке. При решении задач из раздела «А» у вас работает исключительно левое полушарие мозга. Они требуют преимущественно механического мышления — мысленного повторения слов, букв или цифр. Задания раздела «Б» совсем другие. Они включают в работу правое полушарие и требуют, чтобы у вас в голове сформировалась определенная картина, а затем левое полушарие перевело эту картину в логичную инструкции. Вы без труда сосчитаете числа от 26 до 0 — отчасти это обусловлено механическим мышлением, а отчасти — логикой. Для этого достаточно задействовать одно левое полушарие. Однако большинство людей не могут назвать все буквы алфавита в обратном порядке, потому что алфавит был заучен механически и в нем нет никакой логики. Здесь нужен другой подход. Есть несколько простых приемов, позволяющих включить в работу не только левое, но и правое полушарие мозга: 1.Используйте цвет. 2.Используйте картинки. 3.Используйте метафоры и аналогии. 4.Используйте эмоции. 5.Используйте интуицию. 6.Используйте не только факты, но и связный рассказ. 7.Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения. Используйте цвет Этот способ прост, но эффективен. Когда вы в следующий раз будете что-то записывать, возьмите цветные ручки или бумагу разных цветов, в том числе очень яркую. Применяйте разные цвета для заголовков, выделенных слов, резюме и ключевых фраз. Вы почувствуете, как у вас поднимется настроение от работы. Она станет более приятной, интересной, запоминающейся и веселой. Так вы включаете в работу правое полушарие мозга. Теперь вам в голову приходят несколько другие мысли. Вы ощущаете, что больше не скованы никакими рамками. Вы чувствуете, что ваше мышление становится нешаблонным. Через две или три недели попробуйте вернуться к черно-белым записям. Они покажутся вам скучными, утомительными, рутинными и ограниченными. Цвет присутствует почти во всех коммуникациях в сфере бизнеса — современные технологии это позволяют. Презентации включают в себя цветные слайды. Фотокопии могут быть цветными. Персональные компьютеры обеспечивают цветную графику. Газеты и телевидение уже давно перешли на цвет. Представьте себе обратную ситуацию. Вернитесь к черно-белым газетам, кинофильмам, телевидению, к черно-белым слайдам на презентациях, монохромным мониторам. У вас возникнет ощущение, что вы попали в темный подвал. Это происходит из-за деактивации правого полушария мозга. Вам придется тратить огромное количество энергии, чтобы использовать его, столкнувшись с океаном бесцветной коммуникации. Если это так очевидно, зачем сохранять привычку пользоваться при письме одним цветом, которая уходит корнями в эпоху гусиных перьев? Используйте картинки Картинки не менее эффективны, чем цвет. Одна картинка заменяет тысячи слов. Не ограничивайте себя миром, состоящим из колонок цифр или множества страниц с перечислением разных фактов. Телевидение одержало победу над радио. Персональные компьютеры обладают мощными графическими возможностями и способны оживить любую информацию. Презентация, в которой на слайдах присутствует только текст, по эффективности никогда не сравнится с той, в которой используются качественные визуальные средства. Действенность картинок обусловлена тем, что они обращаются к правому полушарию мозга. Картинки могут быть очень простыми, приблизительными; сводиться просто к символам. Однако вопрос «Как это можно проиллюстрировать?» включает правое полушарие мозга. Сочетание же цвета и картинок действует еще эффективнее. Используйте метафоры и аналогии Метафоры и аналогии стимулируют правое полушарие — как ваше, так и окружающих. Они вызывают эмоции и чувство сопричастности, помогают нарисовать картину гораздо лучше, чем бесстрастные подробные описания. Например, при столкновении с проблемой дублирования обязанностей типичная реакция представляет собой исследование и анализ проблемы. Другой подход, в котором участвует правое полушарие мозга, выглядел бы следующим образом. В выступлении вы прибегаете к пословице «У семи нянек дитя без глазу», а затем предлагаете четко разграничить зоны ответственности. Сравнивая цель или проблему с чем-то далеким от обсуждаемой области, метафоры и аналогии снимают ограничения, свойственные стандартному мышлению. Когда вы произносите такие фразы, как «Попробуем стать такими же, как Microsoft» или «Догоним и перегоним по популярности Coca-Cola», это раздвигает привычные рамки и устраняет препятствия на пути творческого мышления. Используйте эмоции В эмоциях нет ничего предосудительного. Они существуют, и при этом могут воздействовать гораздо сильнее логических построений. Сочетание эмоций и логики способно смести все препятствия на своем пути. Телевизионная реклама становится гораздо эффективнее, когда обращается не только к логике, но и к эмоциям. Так, например, в одном из рекламных роликов, посвященных автомобильным шинам, особенно подчеркивается их роль в обеспечении безопасности. В рекламе использовано изображение огромной шины, в которой сидит ребенок, — это и есть сочетание логики и эмоций. Доклады и презентации звучат гораздо убедительнее, если апеллируют к чувствам аудитории, а не только к логике. Это должно войти в систему: используйте собственные эмоции, чтобы обращаться к эмоциям других людей. Используйте интуицию Мы слишком часто интересуемся фактами и не спрашиваем о предчувствиях. Факты — это чистая логика. Напротив, интуиция связана с правым, творческим, полушарием мозга. Сочетание логики и интуиции обладает огромной силой. По всей видимости, самые главные решения своей жизни человек принимает при участии обоих полушарий мозга, а не только левого. Можно назвать три таких момента: выбор супруга/супруги, профессии и места жительства. Возможно, эти решения приходится принимать по нескольку раз в жизни. Однако обычно ни одно из них не принимается только на основе логики, анализа и фактов. Вопрос создания семьи — это не бесстрастное решение, в основе которого лежат непреложные факты и логика. Выбор профессии в значительной степени опирается на ощущения, немногочисленные сигналы, а также на впечатления и склонности, но не на рациональный анализ. Дом, в котором вы живете, тоже выбирается на основе ощущений, а не сухих фактов — нередко вы поступаете нелогично, переплачивая за то, чтобы жить в понравившемся вам месте. Используйте не только факты, но и связный рассказ «Факты говорят сами за себя». Это неправда. Такие заявления часто делают люди, которым не удается до конца убедить собеседника. Если бы факты действительно говорили сами за себя, то прекратились бы все споры. Все пришли бы к одним и тем же очевидным выводам. Сам факт, что вы используете выражение «факты говорят сами за себя», свидетельствует об обратном: вы не смогли до конца убедить аудиторию, работа сделана лишь наполовину. Вы должны быть готовы использовать различные истории и анекдоты, позволяющие оценить представленные факты — оживить их, чтобы они приобрели для слушателя смысл. Так, например, одна история или один анекдот могут оказаться эффективнее, чем целый перечень фактов — и запоминаются они лучше. Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения Большая часть профессионального сленга связана с левым полушарием мозга. Это нечто вроде набора формул. Профессиональный сленг и аббревиатуры могут присутствовать в нашей речи, но они должны знать свое место. Если вы хотите передать всю глубину смысла, не бойтесь использовать образные выражения. Возможно, с точки зрения стилистики они окажутся не совсем идеальными, но зато точно передадут смысл того, что вы хотите донести до слушателей. Образные выражения «задевают нужную струну» в правом полушарии мозга собеседника. Образные выражения похожи на картинки. Они включают в работу правое полушарие мозга, на что не способен профессиональный сленг. Джон О’Кифф |
|