19:20 Праздник Масляницы – комоедицы. Можно ли радоваться на поминках? |
Да простят меня те, кто, причмокивая и смачно вытирая жирноватые пальцы, ел в эту Масляницу круглые, ароматные, вкуснящие блины, как символ Молодого Солнца. Пусть простят меня и те, кто с 24 февраля по 3 марта славил Масленицу - Комоедицу. Да у тех попрошу прощения, кто в это время с веселыми играми и хороводами сжигал чучело Зимы. Не у тех прошу прощения, кто, не вкладывая особого смысла, просто участвовал в массовых гуляниях, и жарил домашние блинчики. Попрошу прощения у всех, кто развлекался, пировал, думая, что празднует Великую Славянскую Встречу Весны. Потому - что собираюсь испортить вам этот праздник. Все эти гуляния - большая неправда. Гуляния, затеваемые перед великим постом, предшествующим Пасхе – это вынужденная и кривая, как всякая полуправда, попытка совместить древнее язычество и христианство. Еще в 15 веке, в соответствии со своим природным календарем, славяне праздновали приход Весны 21 марта, в день весеннего Равноденствия. Это и была настоящая Масленица. Как праздновали до этого много, много и много раз. Праздник исчислялся от Солнца, и день, когда просыпалась Мать сыра-Земля, когда спускался к ней молодой и огненный Ярило – Солнце, и был настоящим праздником Весны. Это день, когда в Явь приходили одни Боги, и уходили другие. Но этот праздник начинается с поминок Помните праздник Велеса, Бога Мудрости и Чародейства 10-11 февраля? Ведь это день, когда, по славянским представлениям о земных законах, Богиня Судьбы, Великая Макошь, устраивает суд над Мореной, Богиней Зимы и Смерти и свергает ее власть. Теперь вспомните, почему отмечают сороковой день со дня смерти. Потому – что «сорок» - это одно из трех известных славянам чисел, имеющих сакральный смысл. В том числе, Душа достигает Нави, Обители Мёртвых, за сорок дней после смерти. Так вот, ровно через сорок дней от 11 февраля, а именно, в день весеннего Равноденствия, 22 марта, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов. Вот что такое сжигание чучела Морены - Мары, огненный обряд, принятый у славян в отношении умерших. Знали Вы об этом, когда поджигали соломенную куколку? Ведь такое знание придает смысл всему действию. Незнание этого превращает сакральное действие в простую «гулянку». И, если понимать подоплеку этого праздника, тогда даже становится понятно, почему Масленица называется Комоедицей. Совсем не потому, что «первый блин комом». А потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». И первый блин отдавали медведю, и пословица приобретает сакральный смысл только в первоначальном виде: «первый блин кOму (медведю)». И блины, вообще – то, всегда были блюдом, которое ели на поминках, это ритуальное поминальное угощение у славян. Справедливости ради надо сказать, отношение к тайне смерти, которое исторически показывали славяне – язычники, было удивительно светлым. Похожим на то, во что сейчас верят буддисты. То есть считалось, что Душа, очистившись в Нави, возвращается в Явь для нового круга совершенствования. Почему праздник Весны длится не один день? Потому – что на самом деле – это два праздника. Вслед за Комоедицей начинается праздник встречи Весны, состоящей из Закликания Весны и Отмыкания Сварги. Праздники славян - это гимн единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху». Четыре основных праздника: зимний Солнцеворот (праздник Коляды, Бога молодого Солнца), , весеннее равноденствие (праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия), летний Солнцеворот (праздник Купало, Бога летнего Солнца), осеннее равноденствие (праздник Авсеня, Бога-Первопроходца). Между ними: Стречи (встречи времен года) начало Весны – Велесова Стреча: 10- 11 февраля, начало Лета – Стреча Даждьбога: 5-11 мая начало Осени – Перунова Стреча: 1-7 августа начало Зимы – Макошина Стреча: 3-9 ноября. Как же встречали Весну? После поминок Мары – Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, начиналась неделя праздника, в честь Отмыкания Сварги, которое свершал Ярило – Солнце, спускающийся к дремлющей Богине Мать Сыра - Земля. В северной сказке "Боги и люди" так описывается праздник Весны: И вот, однажды наступил день встречи Весны. Ярилу, бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар и млад. Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб- соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле: -Гой ты, Ярила огненная Сила! С неба грядучи, ты возьми ключи, Отомкни ты Матерь- Сыру Землю, Пусти теплу росу да на всю весну, На сухое лето да на ядрено жито! Гой! Слава! А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют: -Волочился Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям деток плодил. А где он ногою- Там жито копною, А где он глянет, Там колос цветет. А вечером выбирали самого красивого парня, и водили вокруг него хороводы, распевая песни. - А у нас Ярилин день, Я травку- муравку вытопчу, Тебя, молоденьку, подержу… На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес. Ярило любовь очень одобрял. Он даже проверял, все ли парни и девки в гуляньи участвуют. Ходит, смотрит, спрашивает, если что не так. Вот так, собственно, праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из под снега показываться весенние подснежники. Что изменится, если мы будем знать? Я не люблю, когда мне указывают календарный день, в который я должна плакать или смеяться. Даже если вокруг это делают толпы с пустыми глазами и румяными щеками. Масленица, Комоедица, Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте. Но я хочу, чтобы струны, связывающие меня, маленькую частицу, с бесконечным миром, сами начинали петь от радости так, чтобы ноги пускались в пляс. Чтобы во время проводов Зимы и встречи Весны я могла встретиться с Богами, даже если не понимаю их во всей полноте и никогда не увижу во плоти. Думаю, что природная гармоничная связь оживёт только тогда, эмоции подпитаются пониманием смысла происходящего на этой земле. Поэтому – хочу знать! А то, что знаю, помогаю раскрывать в книгах «Северной сказки», издавать их и отдавать тем, кто чувствует любопытство и свою живую гармоничную связь с этой землей. С наступающим праздником Весны, жители Севера Земли! Счастья и радости! Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка». |
|