Вторник, 14.01.2025, 21:32
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



08:31
Ритуалы эвенков. Песенное заклинание духа огня




Система фольклорной традиции народов Севера про-низана вокально-песенным началом. Коренные народы Республики Саха – эвены, эвенки, юкагиры и якуты создали богатый, синкретичный музыкально-поэтический фольклор. Пение сохранилось в ранних сказках; сакральную функцию пение несет в шаманских обрядах; развернутые песни-монологи героев широко представлены в эпосе народов Севера; пение движет круговыми танцами; оно присутствует в обрядовой поэзии. В своей изначальной форме пение в культуре народов Севера являлось языком духовного контакта с высшими сила-ми природы, божествами и духами. В этом заключалась одна из заглавных функций раннефольклорного пения автохтонных этносов.


Высокий одухотворенный язык музыки служил посредником, связующим звеном между человеком и одушевленной средой. В этом важном, ответственном акте интонирование, пение, воспроизводимое человеком, становятся глубинным, внутренним языком его чувственного самовыражения. Благодаря эмоциональной наполненности, пение обретало силу, способную донести до каждого (в том числе и воображаемого адресата), конкретные мысли, идеи, содержание песенного воззвания. Так, с помощью сакрального пения человек вступал в необходимое согласие и договор с высшими существами живого, одухотворенного пространства с целью предупреждения нежелательных явлений для себя и близких.

Рассмотрим пение в семейном обряде в честь духа огня у якутов. В суровых природных условиях огонь являлся вечным источником жизненного блага - света, тепла и пищи. Он обладал очищающей силой. Однако огонь мог оказывать и истребляющее, разрушающее действие. Вот почему нельзя ругать, оскорблять его, думать плохо о нем. Опасаясь недо-вольства огня, домашние постоянно проявляли заботу о нем. Хозяин, дух огня - уот иччитэ - пользовался всеобщим почитанием. Он охранял домашний очаг и семью от козней злых духов, оберегал людей от холода, голода и болезней. Этот древнейший покровитель, символ семьи и рода изображен го-ворливым, неугомонным, вечно прыгающим старикашкой.
В устной поэзии якутов это главное домашнее божест-во изображено так:
Аал уот иччитэ
Кул тэллэх,
Комор сыттык,
Кобуруунньук суоркан,
Саалыр чанчык,
Бырдьа бытык,
Кыырык тобо.
Кырдьа5ас эпэбит
Хаан Тэмиэрийэ,
Ahaa-сиэ эрэ!
Тымныы тыыннаакы
Таhырдьаттан киллэ-римэ,
Итии тыыннаакы
Иhирдьэттэн таhаарыма,
Корон-истэн олор эрэ!

перевод на русский язык:
Дух – хозяин
теплого огня!
Пепельная постель,
Угольные подушки.
Зольное одеяло.
Седеющие виски,
Седоватая борода,
Светлая голова.
Старый наш дед
Хаан Тэмиэрийэ,
Ешь-кушай!
Тех, кто
с холодным дыхани-ем,
Снаружи не впускай,
Тех, кто с теплым дыханием,
Изнутри не выпускай,
Блюди и сохрани нас!
В быту, повседневном обиходе было принято регулярно задабривать, кормить огонь лучшими кусочками еды. При этом обычно произносили короткую фразу "Тойон эhэбит, ahaa - Господин дедушка, ешь-кушай!" Поклонение огню также явилось необходимым, постоянным атрибутом наиболее важных и значимых событий в жизни семьи и рода. Так, у якутов невеста, вступив в дом свекра и мужа, прежде всего обходила огонь сзади и бросала в него масла и жиру [2; С. 642]. При рождении же ребенка в честь богини Айыысыт в огонь подливали теплое масло [3; С. 178]. На кумысном празднике ысыах духа огня угощали кумысом. Огонь выпол-нял также функцию посредника при совершении других обря-дов. Например, охотники, испрашивая благословение духа-хозяина леса, угощение подносили ему через огонь [4; С. 178]. Эти примеры доказывают, какое большое значение народы Севера придавали огню, дух которого был их главным покровителем и защитником.
Древний культовый акт поклонения огню в своей исконной синкретической форме был неотделим от пения. В якутском эпосе олонхо богатырь племени айыы свое воззвание сильнейшему домашнему божеству выражает в эпическом тоюке, песенном заклинании. Приведем два примера. В олон-хо П.П. Ядрихинского (1899-1979) «Дева-богатырь Джирибина Джирылатта» богатырь Тойон Джеллюс перед тем, как отправиться в Нижний мир для поединка с обитателями враждебной преисподней, с чороном в руках обращается к духу огня Хатан Тэмиэрийэ с просьбой благословить его в ратный путь, беречь и охранять его домашний очаг [5; С.32 ].
В олонхо В.О. Каратаева (1926-1990) «Модун Эр Со-готох» всесильный богатырь айыы перед дальней дорогой, потчуя домашний очаг крепким кумысом, обращается с песенной речью к духу священного огня: «Почтенный мой той-он, Ала Туйгун! Выслушай своими чуткими ушами мои слова. То, что мною сварено, пусть не вытечет! Ты, мой алый огонь, вечно гори! Смотри, пусть мой скот не падает, мои наследники пусть умножаются, а счастье их продлится три века. Изо-билие аласа моего пусть вечно лечит больных» [6; С.131].
Культ почитания огня нередко можно встретить и в наши дни. В современных условиях он превратился в устойчивый этикет. Реликтовую форму этого старинного обычая нам удалось обнаружить в одном из оленеводческих бригад Нерюнгринского улуса, где проживала эвенкийская шаманка Кульбертинова Матрена Петровна.
Наша встреча со 105-летней шаманкой состоялась во время экспедиции в ноябре 1991 г. Первое знакомство с живым носителем древней культуры эвенков приоткрыло много интересного. Матрена Петровна спела тогда много песен, охотно рассказывала сказки, предания, исполнила развернутое сказание. В повседневной жизни, в быту она строго соблюдала старинные обычаи, неукоснительно следовала их предписаниям.
Кочевой быт оленеводов с его стабильным этнически адекватным укладом жизни, типом хозяйства сохранил некоторые виды традиционных поверий, в том числе связанные с очагом. По приезду мы были извещены самой хозяйкой о существующих запретах: нельзя кружить и ходить вокруг печки, не следует также обходить кругом палатку. Эти правила Матрена Петровна объяснила тем, что ее очаг и жилище имеют своих духов - иччи. Нарушение табу, как сказала Матрена, может плохо отозваться, накликать беду.
В регулярно совершаемых обрядах действовавшей шаманки огонь занимал первостепенное место. За несколько часов до начала сеанса шаманский бубен «разогревается». В начале своих действий (перед очагом) Матрена Петровна обильно опрыскивает свой бубен огненной водой, затем кормит огонь. Только после этого бубен поднимают вверх и высоко подвешивают над очагом для просушки. Священное место шаманки – малу – расположено перед очагом. Здесь она надевает свой костюм. Здесь же, сидя перед очагом, под гулкие звуки бубна она произносит свое вступительное песенное воззвание к духам. В дальнейшем действо шаманки совершается в Верхнем мире, куда она попадает, следуя полету мифической птицы кыыран. За время пребывания в мире духов своих сородичей Угу Буга (Верхнем мире) она более не подхо-дит к очагу. И только в самом конце обряда, спустившись на землю, она вновь возвращается на свое место (малу). Перед очагом, обессилевшая от изнурительного действа, шаманка впадает в глубокий транс. Так завершается сеанс.
Запомнился один эпизод, связанный с заклинанием духа огня. Наше длительное пребывание рядом с шаманкой в тесной палатке вконец утомило ее. Однажды утром Матрена Петровна проснулась больная. Охая, она тяжело поднялась с постели, связала из красных и белых полосок ткани пучок са-ламы (салама представляет собой нанизанные на шнур 9 белых и столько же красных полосок ткани, которые после освящения в качестве дара предназначались девам-помощницам, охраняющим в Верхнем мире Угу Буга души сородичей) и расположилась перед очагом. Привычным движением она выгребла из печки горящие угли на сковородку, бросила туда кусочек масла и, окуривая саламу, спела напев. В своей заклинательной песенной речи Матрена Петровна обратилась к разгневанному Духу Огня с просьбой простить ее за недозволенный проступок: накануне, благославляя нас перед дальней дорогой, она налила в чашу огненную воду и, не выпуская из своих рук, протянула нам. Мы слегка пригубили напиток. После этого шаманка устремила свой взор на дно чашки, что-то нашептала и затем снова заглянула в чашку. Обряд предугадывания событий ничего плохого не предвещал, и удовлетворившись этим, тайком от своих сородичей, она выпила жидкость, не покормив при этом огонь. За это, как объяснила Матрена Петровна, хозяин огня прогневался, наслал на нее болезнь.
За песенным воззванием шаманки к Духу Огня последовал обряд очищения от нечисти. По распоряжению Матрены Петровны саламу повесили на священное дерево (шаманское дерево было установлено снаружи, впритык к палатке на южной ее стороне. Его ствол аккуратно был обтесан с четырех сторон, ветки сохранены на самой макушке дерева). Недалеко от палатки развели костер. Из жилища вынесли всё нехитрое имущество бабушки. Подкладывая в огонь масло, ветки багульника, обкуриванию были подвергнуты все вещи, которые тут же развешивались для проветривания на протянутой между деревьями веревке.
Тем временем в палатке царила непривычная тишина ... В опустевшем холодном жилище перед растопленной печкой на кумаланчике (кумаланчик (кумалан) – меховой коврик с орнаментом. Большие кумаланы используют в качестве ковриков и стелят на пол, а маленькими накрывают оленя, чтобы седло не натирало спину животного) лежала беспомощная, обессилевшая от недуга Матрена Петровна. Жар разгоравшейся печки обдавал больную исцеляющим теплом. Веселый неуго¬монный треск неустанно прыгающих острых язычков огня доносил, кажется, до шаманки понятный только ей смысл языка огня ...
Наши полевые наблюдения позволяют заключить следующее:
Песенное интонирование как особый, эмоциональный язык самовыражения пробуждал экстрасенсорные ощущения человека, которые позволяли ему вступать в духовный контакт с сверхъестественными силами природы, окружающей среды.
Фольклорное пение в аутентичной форме проявле-ния явилось сакральным языком.
Подводя итог, отметим: огромное значение тепла, света в экстремальных природно-климатических условиях Севера сформировали культ огня. Древнейший обычай поклонения духу огня означает форму взаимоотношения аборигенов Севера со средой обитания. Персонифицированный образ охраняющего, очищающего огненного божества явился для автохтонных этносов огромной мобилизующей, предупреждающей силой, призванной направлять человека, регламенти-ровать его поведение в русле устоявшихся традиционных представлений и понятий, добытых многотрудным опытом освоения сурового края. В этом заключалась роль и жизнен-ное предназначение древнего культа поклонения духу огня. Сакральное пение, обращенное к этому домашнему божеству, мы услышали из уст старейшей эвенкийской шаманки Матрены Кульбертиновой.


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/| Просмотров: 1611 | Добавил: СВЕТ| | Теги: духа, эвенков., Песенное, ритуалы, огня, заклинание | Рейтинг: 5.0/1

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]