Пятница, 27.12.2024, 21:35
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



20:22
Северный завоз: битва за русское Заполярье




Укрепляя свои геополитические позиции, СССР целенаправленно развивал социально-экономический потенциал на всей территории страны – и в пустыне, и в зоне вечной мерзлоты. С начала 1930-х годов властями был организован ежегодный Северный завоз для регулярного обеспечения тружеников и служащих Севера. «Добирая» наследие СССР, экономика Севера сегодня обеспечивает от 14% до 20% ВВП. А её экспортный потенциал даёт в казну около 60% валютных поступлений! Арктика была и остаётся фактором геополитической, экономической и социальной стабильности России.




ОТ ЖИЗНИ ДО ВЫЖИВАНИЯ

Масштабное освоение Крайнего Севера с начала 1930-х годов позволило Советскому Союзу в короткие сроки создать мощную экономическую базу, построить крупные города и поселения, рассчитанные именно на постоянное, причём комфортное проживание, включающие развитую социальную инфраструктуру. Во главу угла правительство ставило не только разработку месторождений или развитие добывающих отраслей, но и полноценно функционирующую производственную и перерабатывающую инфраструктуры, которые требовали большого числа людских ресурсов. За полвека была создана уникальная система северной цивилизации, «северного образа жизни», которая полноценно могла существовать в условиях централизованной плановой экономики.

Когда в начале 1990-х СССР не стало, предприятия Крайнего Севера, которые исправно обеспечивались в рамках Северного завоза всем необходимым, вдруг почувствовали всю глубину проблем рыночной стихии. В 1992 году вся система Северного завоза была децентрализована. О её восстановлении либеральные реформаторы задумались лишь в 1995 году. В федеральном бюджете был выделен специальный фонд финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности. Северян новые власти решили со счетов всё-таки не сбрасывать.

Однако не прошло и трёх лет, как в стране случился дефолт, и ситуация вокруг Северного завоза вдруг резко обострилась. Для ежегодной закупки и доставки продуктов и товаров первой необходимости поселенцам на Крайнем Севере в 1998 году у правительства вдруг не нашлось нужных 2 млрд долларов США. Виктор Черномырдин изыскивать такую сумму для обеспечения жизнедеятельности десяти миллионов отрезанных от «Большой земли» северян попросту отказался. Этот «мыслитель», видимо, посчитал, что «само как-то образуется». И если бы не принципиальная позиция опытного политика, нового премьера Евгения Примакова, который вместе с бывшим главой Госплана Юрием Маслюковым изыскал нужные средства, дело могло бы принять весьма драматический оборот.

Был и такой случай, когда в 2005 году неделю простоявшие на якутском мелководье гружёные сухогрузы и танкеры грозили сорвать Северный завоз. И прогнозы на длительный период не обещали дождей, благодаря которым в реках могла бы подняться вода. Тогда, местные депутаты решились обратиться с челобитной к тогдашнему главе РАО «ЕЭС» Анатолию Чубайсу: тот дал отмашку – и Колымская ГЭС сбросила воду, которая наполнила реку, позволив кораблям выполнить свою миссию.

Чукотский порт Певек хорошо известен местным жителям, поскольку многие годы здесь функционирует сборная база грузов для Северного завоза. Естественно, за короткую навигацию вывезти эти нагромождения просто нереально, и ежегодно можно видеть, как не отправленные во время навигации грузы на санях по зимнику доставляются получателю.

Вся эта «проза жизни» никогда не интересовала либерального «интеллектуала» Германа Грефа, который в 2007 году во всеуслышание наобещал, что «уже к 2013 году регионы Дальнего Востока, в частности Якутия и Чукотка, забудут о проблеме Северного завоза».
Однако ситуация во всех сорока российских регионах, имеющих официальную приставку «северный», с каждым годом только ухудшается. И это несмотря на начатое промышленное освоение богатых месторождений газа, нефти, каменного угля, золота, алмазов, цветных металлов. Радикал-либеральные реформаторы сквозь пальцы смотрят на массовое бегство северян на «Большую землю». И это вполне закономерно: ведь без стабильного Северного завоза людям приходится буквально выживать.

Сегодня северянам во время завоза зачастую удаётся заполучить не более 70% от необходимых товаров. И такой «недокомплект» за последние десятилетия стал вроде как даже нормой. В частности, в навигацию 2013 года на Индигирку из запланированных 33,3 тысячи тонн нефтепродуктов недовезено 15,2 тысячи тонн. И, видимо, даже экономические показатели Крайнего Севера, дающего России пятую часть ВВП, никак не убеждают властей как-то изменить ситуацию с Северным завозом к лучшему. Хотя в масштабах страны завоз идёт круглый год, но апогеем становится период речной навигации, позволяющей удешевить доставку по сравнению с железной дорогой в 8 раз, а с автотранспортом – в 20 раз.

На фоне ухудшающихся условий жизни, безработицы, сокращения надбавок и «недокомплектного» завоза северяне стараются покинуть свой обжитой полярный «анклав», переехав куда-нибудь вглубь страны. За 20 последних лет северные территории покинуло более 2 млн человек, а это около 10% от общей численности населения Северов.

Ещё труднее вдали от «Большой земли» приходится военнослужащим, которые, чем «гражданские», ещё сильней зависят от завоза. Для некоторых отдалённых гарнизонов на Дальнем Востоке поставки продуктов и топлива ещё год назад задерживались до декабря. Да и сегодня, например, по Восточному военному округу график завоза сорван: пока доставлено только 60% от запланированного. Похожим образом дело обстоит и в ряде частей Камчатки…


СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ - РОССИЙСКИЙ ВОПРОС

Госпрограмма по Северному завозу до сих пор не имеет чёткой схемы, и по форме реализации она больше похожа на военную операцию. Отметим, что в России, наверное, не сыщется ни одного субъекта, которому было бы необходимо такое количество средств для реализации программы Северного завоза, как Якутии. Для более чем 90% территории этой республики транспортная доступность ограничена сезонным фактором, что приводит к повышению издержек и росту цен на всей её территории.

Cхема логистики завоза в Якутии в этом году была схожа с прошлогодней. По железной дороге сборные грузы пришли в Якутск, после перевалки на суда класса «река-море» они по плану должны были отправиться по воде в порты рек Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. К слову, водные артерии Якутии занимают 20% всех судоходных внутриконтинентальных путей России.

Навигация на Лене выше Якутска длится с июня по октябрь, ниже Якутска и на морях Северного Ледовитого океана – с июля по октябрь. Именно по Лене во время навигации переправляют 70% грузов для северных районов Иркутской области, самой Якутии и прибрежных арктических районов от Хатанги до Колымы.
В рамках Северного завоза флот Ленского бассейна осуществляет рейсы по маршруту Осетрово (до 80% грузооборота Северного завоза) – Ленск – Якутск. Далее вниз по течению до Быковского, затем море Лаптевых, оттуда в Hижнеянск (устье реки Яны), по Восточно–Сибирскому морю – в Чокурдах (река Индигирка) и в Петушки (86 км вверх от устья реки Колыма).

Оживлённый трафик грузоперевозок в навигацию наблюдается также и по водной артерии от устья Лены до Усть–Оленька (река Оленёк) и пос. Юрюнг–Хая (река Анабар). Кроме того, по реке Алдан грузы идут от Усть–Маи – через Хандыгу – до устья. Река Вилюй также судоходна на протяжении 1317 км. Интенсивность судоходства во время Северного завоза заметно увеличивается для таких рек, как Витим (судоходная протяжённость 300 км), Яна (780 км), Индигирка (1150 км), Колыма (2400 км), Оленёк (2292 км), Анабар (939 км).

Важнейшая часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера – это Северный морской путь (СМП), объединяющий европейские и дальневосточные российские порты, устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему, которая является инфраструктурной частью Северного завоза. В частности, в базовом порту Владивостока формируются различные грузы и, прежде всего, топливо для отправки их северянам по СМП – в такие прибрежные города Крайнего Севера, как Магадан, Тикси и др. С западной оконечности СМП базовый портом является Мурманск, откуда и уходят грузы для Северного завоза.


ГОЛОДНЫЕ БУНТЫ

В конце концов, в этом году длительный кризис при обеспечении Северного завоза разразился настоящим ЧП. Из-за неординарных природных условий во время летне-осенней навигации жизнедеятельность населения Якутии оказалась под угрозой. Непредвиденное обмеление рек во время судоходной навигации произошло из-за резкого спада уровня воды. Большинство кораблей, не имея возможности двигаться по мелководью, простаивали в течение месяца. Некоторые суда с мелкой посадкой решались совершать рейс, беря на борт лишь 30—60% от нормы. Затем на верховьях реки Лена, где собралось достаточно много судов, 18 октября начался ледостав, и некоторые суда с грузом, не успев уйти на безопасный отстой, оказались вмерзшими.

Итак, часть теплоходов, полтора месяца простояв у устья реки, вынуждена была разгрузиться в другом месте. А другие суда, в последний момент пробившиеся через обмелевшее устье, вмерзли на Индгирке в лед вместе с 5,7 тысячами тонн грузов, и, видимо, простоят на ледяном приколе до следующего года.

В итоге, за время навигации Северный завоз был выполнен в среднем не более чем на 50%. В ряде населённых пунктов запасов – даже при жёсткой экономии – хватит не более, чем до февраля 2014 года. Более того, из-за серьёзной недопоставки продуктов и товаров первой необходимости полки магазинов оказались полупустыми, а цены на продовольствие подскочили до небес: на ценнике якутского поселкового магазина за литр молока значилось 140 рублей, за килограмм крупы – около 300. Угроза голода обернулась паникой, и местное население стало протестовать. Правда, власти, пытаясь снять напряжённость, уверяли, что никакого кризиса нет, а виноваты журналисты и некие силы, провоцирующие беспорядки.

Тем не менее, для «разруливания» критической ситуации местные власти обратились за помощью к МЧС и Армии. С 3 ноября самолёты МЧС доставляют продукты питания в посёлки, испытывающие дефицит продовольствия. Всего МЧС запланировало поставить в Якутию по воздуху более 100 тысяч тонн различных продуктов. В военных гарнизонах также готовы поддержать население и не допустить голодных бунтов – для этого уже приведены в готовность полевые кухни.
Более того, власти ожидают, что вдоль русла рек будут наморожены зимники, и по ним автотранспортом недопоставленный груз будет завезён потребителям. Было объявлено, что для отправки в рейс по зимнику достигнуты договорённости со 180 шофёрами.

На этом фоне уже началось разбирательство. В суды пошли заявления о срыве Северного завоза. Местные депутаты считают, что основной причиной сбоя, наряду с природными условиями, стал и человеческий фактор, в том числе халатность чиновников. В частности, речь идёт о слабой работе по дноуглублению и о низком уровне диспетчеризации во время проведения навигации. К прокурорам обратились с просьбой проверить законность размещения заказов, а также полноту выполнения транспортными компаниями своих обязательств.

Чем всё закончится, пока сказать трудно. Очевидно, люди будут спасены: питание и топливо они получат в нужном объеме. Понятно и то, что экстраординарные спасательные усилия МЧС, которое завозит грузы по воздуху, при всей их необходимости, обходятся казне на порядок дороже стандартных схем завоза. Честь и хвала нашим спасателям, однако вечно жить в условиях форс-мажора невозможно – пора бы уже наладить нормальную логистику Северного завоза.
Так или иначе, привлекательность жизнь на «Северах» с новым ворохом проблем явно не увеличивается. Люди бегут на «Большую землю»: не спасает даже «длинный рубль». Такую ситуацию, безусловно, нужно исправлять. Причём начинать нужно с самых верхов исполнительной власти – разбираясь с теми «деятелями рыночного хозяйства», которые, в силу собственных экономических догм, отказываются верить в необходимость заселения российского Севера и всё чаще предпочитают говорить исключительно о «вахтовых методах работы на территориях, где жизни нет».


Авторы: Сергей Бендин



Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Общество, в мире, новости | Источник: http://jpgazeta.ru/rassledovanija/severnyy-zavoz-bitva-za-russkoe-zapolyare/| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su| Просмотров: 2030 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: русское, заполярье, Северный, битва, завоз:, За | Рейтинг: 0.0/0

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]