Пятница, 27.12.2024, 19:49
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



15:55
«Штучные» дети: учим, лечим или калечим?




Новый учебный год, начавшийся на этой неделе, вновь поднял вопрос детской безопасности. Трагедия с похищенной и убитой девочкой в Томске, ЧП со школьником, умершим на уроке физкультуры в Пермском крае, массовые отравления детей в Ясном нашей области - всё это вызывает обоснованную тревогу родителей и педагогов.

Но к чему в итоге приводит чрезмерное «закручивание гаек» и осторожность при работе с детьми? Как показывает практика и рассказы наших экспертов, «перегибы» тут так же опасны, как и полнейшая безалаберность.



Рубанки - в сейф!

Старшее поколение наверняка помнит, какое большое внимание в советских школах уделялось урокам труда и домоводства. Школьная база обычно включала в себя как минимум пару сверлильных и токарных станков, а в учебных заведениях посолиднее - вплоть до собственной мини-пилорамы. Мальчишки там пилили и строгали, делали табуретки и петли для дверей и даже учились ремонтировать простейшие электроприборы.

Не хуже оснащались и кабинеты домоводства. Настоящие плиты и духовки, кухни и мойки, холодильники для продуктов и полтора десятка электрических швейных машинок - на зависть мамам школьниц. Девчонки шили скатерти и платки, пробовали печь первые пироги и пирожные. Одним словом, советская система трудового воспитания давала базис для самостоятельной жизни в быту, причём давала на практике.

А что же сейчас? Формально уроки труда и домоводства никуда не исчезли. Сохранились в школах и мастерские. Вот только перезвона молотков и визга вы теперь вряд ли услышите, равно как и не почувствуете ароматных запахов свежей выпечки. Учителя теперь стараются не рисковать и больше «налегают» на теорию. Потому как за практику можно и в тюрьму загреметь.

- Я давным-давно запер рубанки, которыми мальчишки у меня доски строгали, в сейф! - делится впечатлениями Николай Степанчук, учитель труда. - Потому как инструмент травмоопасный, дети же пораниться могут. Обрнадзор и прокуратура меня даже за занозу, которую ученик себе нечаянно посадит, могут с объяснительными затаскать. Мол, почему не обеспечили детям безопасное место для учебного процесса?

А уж про пилы, молотки или работу на токарном или сверлильном станке я и вовсе промолчу. Даже включить станок в присутствии детей - чуть ли не преступление! А ну как порежется мальчишка об острые зубья пилы? Или молотком по пальцу шарахнет? Для меня это уже подсудное дело, не говоря уже о «разборках» с родителями… Нет, я уж лучше теорией позанимаюсь. Нарисую на доске, как устроен рубанок, как надо строгать доски и делать табурет. И безопасно, и с родителями хлопот потом меньше.

Физкультура - устно!

Чрезмерно возросшая ответственность педагогов, неустанный контроль всевозможных контролирующих организаций, родительских комитетов сказывается и на качестве уроков физкультуры. Это раньше ребятишки с визгом прыгали на спортивном «козле», лазали под потолок спортзала по канату и «наматывали» кроссы на выносливость по школьному стадиону. Теперь же все эти виды занятий считаются потенциально опасными, и учителя стараются не нагружать детей даже по минимуму.

- Я 30 лет проработал педагогом, последние 12 лет до пенсии был директором оренбургской школы №72, - рассказывает Николай Кабаченко. - Ушёл в 2005 году, но уже тогда чувствовалось, как растёт давление на учителей. Иногда явно «перегибали палку», особенно когда родители провоцировали скандалы и обострение ситуации. Уже позже мои коллеги, знакомые рассказывали, что учителя, в частности, на уроках физкультуры, старались делать всё, чтобы по минимуму нагружать детей, «как бы чего не вышло». Лёгкая зарядка, нетравмоопасные игры с мячом на улице - в общем, никаких излишних нагрузок…

Это, по словам учителей школ, касалось не только труда и «физ-ры». Страх педагога, что ребёнок может «что-нибудь с собой сделать, а ты за него - в тюрьму», с каждым годом только рос. На уроках химии детям стараются поменьше давать проводить практических опытов - ведь даже безобидная реакция нейтрализации пищевой соды и уксуса (веществ, которые есть в каждом доме!) может таить опасность, если реагенты попадут, допустим, в глаза. Однако если ребёнок «нахимичит» дома, то за это не будет отвечать никто. А если в школе - в прокуратуру могут «загреметь» не только учитель химии, но и классный руководитель, завуч, директор и даже завхоз как не обеспечивший безопасный доступ к реактивам! Стоит ли удивляться, что школьники и химию, и физкультуру предпочитают «сдавать устно»?


ГТО, физкультура, бег Фото: Фото Надежды Гусевой
Прививочные ужасы

Впрочем, не только работники образования страдают от тотального ужесточения ответственности и контроля за детьми. Схожие проблемы испытывают и врачи-педиатры. Вспомним, например, какие протестные акции разворачиваются против прививочных кампаний, когда родители наотрез отказываются от вакцинации своих чад. Парадокс же заключается в том, что врач будет виноват в обоих случаях - если у ребёнка возникнет серьёзная аллергия на вакцину, ему грозят «разборки» и административная ответственность. Схожая ситуация ждёт врача, если он не сумел уговорить родителей и не привил ребёнка, а в результате тот заболел тяжёлой инфекцией. В общем, как в той поговорке - «куда ни кинь, всюду клин».

Конечно, идеализировать нашу региональную медицину мы не собираемся. Врачи бывают разные. Профессиональный уровень, элементарная человечность некоторых из них не выдерживают никакой критики. Однако и тотальное «запугивание» медиков тоже ничего хорошего не несёт. Врачи после нескольких конфликтов с чрезмерно разгорячёнными мамами и папами, после жалоб на них в Минздрав просто бегут из педиатрии. В итоге детские поликлиники стоят без специалистов, а оставшихся врачей ещё больше «рвут на части»…

Никто не спорит, забота о здоровье и безопасности детей - задача первостепенная. Но она не должна доходить до абсурда. Почему раньше школьники могли попробовать работать и на станках, и рубанки им в руки давали (а не запирали в сейфах)? Почему десятилетиями работали школьные повара в столовых, поколения детей завтракали и обедали приготовленными ими борщами, кашами и гуляшем, в сегодня вдруг оказалось, что на таких кухнях - антисанитария и «ужас-ужас»? Почему, наконец, школьники раньше сами вытирали доски, сами назначали дежурных по классу и мыли там полы, а теперь это - подсудное дело, принуждение к детскому труду?

Наконец, кого воспитает школа, где ничего нельзя, кроме сдувания пылинок с «уникального ребёнка»? Ответы на эти вопросы мы получим уже довольно скоро - когда новое поколение выйдет в «большую жизнь».

ОФИЦИАЛЬНО

Тамара Семивеличенко, министр здравоохранения Оренбургской области:

Останемся без кадров!

- Дети сегодня стали «штучными». И та гиперопека, которой их зачастую окружает, не сулит ничего хорошего. Врачам-педиатрам сегодня работать очень трудно. Вспомните, какое уважение было к доктору прежде. А сегодня - обычное дело, если в поликлинике затевается очередной скандал с участием мамы или папы ребёнка, которой не понравилось назначенное лечение или процедуры. Конечно, и со своих коллег я ответственности не снимаю, у нас тоже не всё идеально. Но позиция, когда родители всегда правы, могут делать, что угодно, а врач всегда виноват и вынужден оправдываться, приведёт лишь к тому, что у нас вообще не останется квалифицированных кадров в педиатрии.

СЛОВО РЕДАКТОРА

Андрей Севостьянов, главный редактор «АиФ в Оренбуржье»:

- Прежде чем уйти в журналистику, я 15 лет отработал учителем русского языка и литературы в школе. И проблема, которую сегодня поднимают мои коллеги, мне известна, как никому другому. Увы, но учитель сегодня фактически беззащитен - и перед администрацией школы, и перед родителями, и перед учениками-оболтусами, которые могут в открытую хамить и оскорблять его, а он ничего в ответ сделать не может.

Не стану скрывать, раньше откровенных разнузданных типов приходилось силой даже вышвыривать из класса. А иначе был бы сорван урок для всех. Но я боюсь даже представить, что сегодня повторил бы такое. Да меня бы наверняка бы завтра же уволили, если вообще не завели дело за рукоприкладство. Но что же в итоге? Хулиган в классе, а учитель молча глотай его выходки и веди урок кое-как? Где адекватные механизмы воздействия?

Я уже не говорю о самом образовательном процессе. Чему может научить трудовик, рисуя молоток и стамеску на доске? О какой подготовке к нормам ГТО можно говорить, если физрук боится детей заставить прыгать - вдруг, кто ногу сломает? Мы же сами запретами и ограничениями довели в школах ситуацию до абсурда, уронили престиж и авторитет учителя!

Мне кажется, что советская школа была в этом плане практически образцовой. Авторитет учителя там ставился во главу угла. Было понимание того, что только так можно добиться дисциплины. Наверное, сейчас это звучит дико, ведь в современной школе во главу угла ставится ученик; он всегда прав и всё ради него.

Но если бы мне в мою учительскую бытность рассказали, что будут запирать рубанки в сейфе - ни за что не поверил! Зачем вообще нужна такая школа, где не учат самому главному - ответственности и самостоятельности??



Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Здоровье и красота | Источник: http://www.oren.aif.ru/society/education/1330230| Просмотров: 1258 | Добавил: Profesor| | Теги: или, Лечим, дети:, учим, калечим?, «Штучные» | Рейтинг: 4.2/6

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 3
1
1 kotik   (04.09.2014 16:25) [Материал]
За всё это надо сказать спасибо Горбачу-Иуде и Ельцину продажному пьянице. Всё началось с развала Союза.А там вступили в работу пятоколонники. Вот и получили,что имеем сейчас. Всё-таки СССр была номальная страна,с чудесным детством и нормальными школами и учителями. Пора начинать всё приводить в порядок,плюя на Запад. Как увидела одну заставку : "Это НАША страна и НАШИ правила в ней!"

1
2 atalach   (04.09.2014 16:42) [Материал]
И что страшно: всё это ведет к нашему ВЫРОЖДЕНИЮ.

1
3 Микола   (04.09.2014 18:42) [Материал]
Про себя скажу...В 1965-м году первого сентября...мама дала мне букет гладиолусов и сказала иди в школу.Там мой брат и сестра учились.. Пришел...нашел свой класс (я уже и читать, и писать умел) встал в общую кучу,что называется класс....и все! Никогда меня не провожали и не встречали .Даже зимой когда учились во вторую смену. А идти два км.... а уже темно. И никогда ничего не боялись! И надо сказать,что времена Брежневские для народа были добрые.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]