Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
Фёдоров Е. А. — «Это право есть у любого депутата Гос. думы. Президент как координатор властей сначала проводит консультации в Гос. Думе с депутатами, фракциями, по результатам вопрос выносится на голосование.
По конституции США Президент является и главой исполнительной власти, и координатором, представителем, проводит согласительные процедуры. В Греции, Германии Президент не является властью. В СССР президент не имел власти, Брежнев совмещал должность Генсека и Председателя Президиума Верховного Совета, но власть была у него как у Генсека за счёт 6 статьи Конституции СССР о руководящей, направляющей роли КПСС».
После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции). Но выборы остаются, а любой партии нужны деньги на выборы.
Бюджет партий за 2014 год. Источник — сайт Министерства юстиции РФ.Основные Думские партии.
1. Единая Россия – 3 441 704 261 рублей (в том числе от государства получено – 1 793 070 512 руб.)
2. КПРФ – 871 396 182 рублей (в том числе от государства получено – 697 881 874 руб.)
3. ЛДПР – 1 891 118 441 рублей (в том числе от государства получено – 424 537 541 руб.)
Гос. Дума это компромисс между бизнесом и другими силами. Также надо учитывать, что крупный бизнес в России оффшорный, иностранный, из-за высокой, запретительной ключевой ставки ЦБ, на протяжении всего существования ЦБ, что, в свою очередь, делает выгодным взятие кредита за рубежом, а не в России. Роспуск Гос. Думы приведёт к нарушению компромисса и к конфликту с законодательной властью после выборов. Кроме того, избранная Дума все равно должна дать согласие на кандидатуру Председателя Правительства.
Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Комментарий ст. 111 ч.4 garant.ru — «После выборов, однако, необходимо получить на произведенное назначение согласие новой Государственной Думы. Это следует из общего принципа, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи. В случае трехкратного отказа в даче согласия должен последовать роспуск и этой Государственной Думы. Такая гипотетическая ситуация свидетельствовала бы о полной неспособности Президента к нахождению компромиссов с политическими силами, которые находятся к нему в оппозиции, однако пользуются в стране значительным влиянием, поскольку от созыва к созыву располагают абсолютным большинством голосов в Государственной Думе. Ни один бюджет не выдержит многократных парламентских перевыборов, а кроме того, это могло бы привести к острому кризису власти на фоне раздражения и усталости избирателей. Поэтому реализация положения ч. 4 комментируемой статьи на практике маловероятна, а уж второй подряд роспуск Государственной Думы почти совсем невероятен».
При конфликте Гос. Дума может выдвинуть обвинение против Президента по 93 статье по инициативе не менее трети депутатов и решению не менее двух третей. После этого Конституционный Суд, руководствуясь частью 7 ст. 125 Конституции, дает заключение о соблюдении или несоблюдении процедуры. Окончательное решение принимает Совет Федерации голосованием.
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
Фёдоров Е. А. — «Это власти не даёт, это значит, что он может проводить высокие совещания, но это не значит, что он может подписывать документы от имени правительства».
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
Фёдоров Е. А. — «Когда процедура назначения Председателя правительства зависит от власти, а не от Президента, какой смысл отставлять, если в результате получится хуже. Ельцин доотставлялся до того, что досрочно ушёл в отставку, если бы он не ушёл, его бы через 2-3 месяца в импичмент отправили бы. Новый председатель может быть антипрезидентским, а ошибку не исправить».