08:26 СТАРЕЦ СЕРГИЙ — ПОКАЯНИЕ |
Отец Сергий (1903 -1987) с момента рукоположения и до начала тяжелой болезни, которая закончилась смертью, непрестанно трудился – и как священнослужитель, и как пастырь.Значительная доля его времени была посвящена богослужению.Когда случалось исповедоваться отцу Сергию, то очень живо ощущалось его мощное духовное присутствие. Oн помогал кающемуся почувствовать напрямую, в меру силы его покаяния, милосердие и утешающую благодать Божию. Отец Сергий стяжал дар сердцеведения, то есть способность читать в сердцах, – редкий дар, подаваемый Духом Святым только тем, кто обладает добродетелью смирения и любви к ближнему. Благодаря этому дару он находил для кающегося такие слова, которые могли его утешить и исцелить, и действие этих слов, по милости Господа, от Которого они в действительности исходили, часто оказывалось мгновенным: каждый после исповеди чувствовал в своей душе легкость, чистоту, состояние исцеленности, свободу, успокоение. Всех обращавшихся к нему интеллектуалов он призывал к самому трудному для них подвигу: распятию разума, отречению от премудрости века сего. Однако отец Сергий осознал, что истинное знание – не плод умственных усилий или интеллектуальных операций, а дар Святого Духа, посылаемый независимо от всякого разумения и рассуждения тому, кто благодаря подвигу очистился от страстей и стяжал добродетели – в особенности самые главные: смирение и любовь. Из учения святых отцов и из собственного опыта ему было ясно также, что это знание открывается тому, кто стяжал чистую и непрестанную молитву: богослов – тот, кто чисто молится. Вот почему в первую очередь отец Сергий в своих советах духовным чадам настаивал на необходимости исполнять заповеди и молиться. Он говорил о том, что молиться следует постоянно, и помогал каждому в его жизненных обстоятельствах достичь этого. Oн часто повторял: что молитва так же необходима для жизни души, как воздух необходим телу, что молитва – это дыхание души, что без нее душа как бы мертвеет, и поэтому молиться нужно так же часто, как вдыхать и выдыхать воздух. В особенности настойчиво отец Сергий говорил о необходимости постоянно приносить ПОКАЯНИЕ; - в сердечном сокрушении непрестанно просить у Господа прощения - не только за то, что сотворил зло, но и за то, что HE сотворил добра, - а также за свое падшее состояние удаленности от Бога. Святой старец Силуан писал ему: «Иди и как можно чаще говори людям: «Кайтесь!»» Но, прежде чем призывать к покаянию других, отец Сергий исполнил это сам. Благодаря этому он постоянно находился пред Богом в состоянии великого сокрушения. Покаяние в его понимании было не только наиболее подходящим средством духовного обращения человека в смысле его сущностного преображения в Боге, но еще и лекарством, которое Бог дает ему, чтобы тот смог очиститься от всех своих грехов и исцелиться от всех патологических духовных состояний, чтобы стать недоступным для действия духовных противников – сатаны и бесов, о действии которых отец Сергий часто упоминал и против которых он обладал поразительным даром различения и уникальной силой. В основе всего учения старца Сергия лежит понятие покаяния. Он считал, что покаяние должно присутствовать в начале, в середине и в конце духовного пути. Человек должен начинать каяться с момента пробуждения и продолжать вплоть до той минуты, когда засыпает; между двумя этими моментами покаяние должно быть непрерывным. Cтарец Сергий считал, что каждый человек нуждается в покаянии до самого последнего вздоха. Старец Сергий различал: а) раскаяние, которое человек испытывает в отношении того или иного совершенного им греха, и б) покаяние, которое он приносит в связи со своим грешным состоянием вообще. А. Первая форма покаяния – насущная необходимость: HE приносить покаяния означает пребывать во грехе, быть лишенным благодати. В нем различаются три этапа: покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и покаяться в нем в Таинстве Исповеди. О каждом из этих этапов старец Сергий говорит подробно. ♦ Третий этап позволяет получить полное и окончательное прощение греха, который исповедан с покаянием. Отныне его следует считать несуществующим, более о нем не думать и считать Божественное прощение началом новой жизни. ♦ Первый же этап позволяет получить у Бога прощение тогда, когда дело касается незначительных грехов и в особенности дурных помыслов: «Если у кого-то возникает дурной помысел, и он кается в этом, желая думать и действовать иначе, этот грех стирается тотчас же». ♦ Очень настойчиво говорит старец Сергий о ВТОРОМ этапе: конец каждого дня должен быть «ударным моментом» покаяния, которому следует посвящать, даже если нет времени или сил, хотя бы несколько секунд. В этот момент покаяние заключается прежде всего в подробном исследовании СОВЕСТИ, то есть в том; чтобы подвергнуть духовной критике все, что было сделано на протяжении дня, чтобы рассмотреть все, что было сделано плохого,а также все то хорошее, чего мы HE сделали,и все, что было сделано нами плохо (в частности, все то, что сопровождалось страстными помыслами), A затем в состоянии искреннего сокрушения испросить у Бога прощения за все то, чем мы проявили свое НЕПОСЛУШАНИЕ Его воле. Итак; по отношению к прошлому покаяние является сожалением, по отношению к настоящему и будущему – это воля к тому, чтобы не допускать греха и творить добро. Этот второй аспект покаяния в особенности важен, так как он позволяет человеку избежать психологической зависимости от совершенных грехов и HE оставаться их должником. По этой же причине при покаянии никогда HE следует в подробностях вспоминать допущенные грехи или болезненно копаться в прошлом. Старец Сергий настойчиво говорит; о необходимости растождествить себя с прошлым в том, что касается его дурных сторон, и проживать каждый день как бы сызнова, а также не чувствовать себя пораженным своим грехом, а рассматривать его как нечто совершенно чуждое нашей истинной природе. Бесы хотят, чтобы мы отождествляли себя с нашим грехом, чтобы повергались в отчаяние, но на эту уловку мы поддаваться не должны. Старец Сергий различает и вторую форму покаяния, более всеобъемлющую и более постоянную, которой скорее соответствует слово «сокрушение». В его понимании эта форма покаяния не менее важна и необходима. . Во-первых, нужно каяться в грехах, которые мы совершили HEосознанно. Это парадокс, так как в принципе человек несет ответственность только за те грехи, которые он совершил осознанно – то есть зная, что он совершает зло и имея намерение так поступить. Однако СОВЕСТЬ куда более требовательна. Многие молитвы содержат в себе обращенную к Богу просьбу; простить грешнику его грехи ведомые и неведомые, совершенные сознательно или по HEдосмотру («ведением» или «неведением»). Мы часто причиняем зло ближнему, не желая этого и не отдавая себе в этом отчета; хотя у нас и нет дурного намерения, — человек претерпевает зло по нашей вине. К тому же и по отношению к Богу мы допускаем грехи, которые ограниченность нашей совести и слабость нашего нравственного чувства, а также нашей способности к духовному различению не позволяют нам видеть. Вот почему старец Сергий считал, что покаяние должно включать и осознание грехов такого рода, о которых мы просим Бога: «Прости мне мои грехи, которых я не знаю, мои грехи, которых я не осознаю». . Во-вторых, дело не только в том, чтобы каяться в совершенных грехах. Hужно также приносить покаяние во всем, чего не хватает в нашей душе и в наших поступках, то есть во всем том, что мы должны были сделать, чтобы исполнить волю Божию, и могли, но не сделали, и во всем том, что мы сделали плохо. Так, мы должны каяться в том, что недостаточно любим Бога и своего ближнего, что мы не имеем достаточно сострадания к другим и недостаточно молимся Богу. . В-третьих, нужно каяться в нашем грешном состоянии. Tо есть в том состоянии, которое является следствием грехопадения прародителей, и которое каждый из нас унаследовал при рождении, которое заключается прежде всего в разобщенности с Богом – не только личной и добровольной, но и онтологической. «Мы должны каяться в том, что мы такие, какие мы есть», – утверждал старец Сергий, – то есть в последствиях нашей удаленности от Бога: в нашем несовершенстве, в нашей слабости, в нашем бессилии. Более того, нужно каяться в том, что наше падшее состояние распространилось после грехопадения прародителей на весь мир. «Всякий из нас пред всеми во всем виноват». Что касается собственных душевных недостатков – ни у кого из нас не может быть оправданий: внешние обстоятельства никогда не могут служить оправданием изъянов в нашей внутренней жизни, и в случае, когда чего-то в нас недостает, следует обратиться к покаянию. . Покаяние – это необходимость для каждого человека, так как каждый грешен или во всяком случае причастен падшему состоянию. Тот, кто полагает, будто бы HE нуждается в покаянии, пребывает в прелести. Вот почему «Бог предпочитает кого-то, кто грешит и кается, тому, кто думает, будто бы безгрешен, и не приносит покаяния». Как постоянное состояние, покаяние – это внутреннее душевное расположение, подразумевающее; страх Божий, память смертную и прежде всего смирение, в котором человек с сожалением признает собственную немощь, слабость и ничтожество пред Богом. Как пример покаяния старец Сергий приводил благоразумного разбойника на кресте – его внутреннее состояние включало в себя все перечисленные оттенки. Тот факт, что каждый из нас может умереть в ближайшее мгновение, вызывает необходимость обратиться к покаянию безотлагательно: только оно позволяет человеку оказаться в момент смерти достойным войти в Царствие Небесное и быть со Христом. Покаяние является как бы «ключом к духовной жизни», это лекарство от всех недугов и решение всех духовных трудностей, с которыми может встретиться человек. Именно покаяние позволяет получить у Бога оставление совершенных грехов, сколь бы они ни были тяжкими. Eдинственный грех, который нельзя простить, – это тот, за который HE просят прощения. Именно оно помогает нам очищаться от дурных помыслов и таким образом постепенно избавляться от страстей. Именно оно, когда мы находимся в дурном расположении духа – например, пребываем в печали, или подавленности, или оцепенении, в забвении или в духовном окаменении, – дает нам возможность быстро выйти из такого состояния. Именно оно помогает нам молиться, когда мы не испытываем к этому расположения; именно оно дарует нам внутреннюю чистоту, необходимую для молитвы; именно оно позволяет продолжать молитву, когда нам хочется ее прервать, и молиться лучше, когда мы молимся плохо – например, молиться глубоко, а не поверхностно, так как покаяние вместе с неотделимым от него смирением в наибольшей степени способствует соединению ума с сердцем. Как только что-то по какой бы то ни было причине начинает «не ладиться», следует тут же обратиться к покаянию. Покаяние позволяет нам не только получить от Бога прощение наших прошлых грехов, но и воздвигнуть оружие против грехов настоящих и будущих, сделать так, чтобы дурные помыслы не проникли внутрь нас. Тогда оно укореняет ум в сердце, охраняя его, ибо «если мы укрепились в сердце, мы уже в полной безопасности». . Отсутствие покаяния – не только связанного с тем или иным грехом, но и постоянного является грехом. Поэтому покаяние должно стать предметом усилий и дисциплины с нашей стороны. Старец Сергий не переставал повторять – и в этом одна из наиболее ярких и самобытных примет его учения, – что нужно каяться в том, что HE испытываешь покаяния, и просить у Бога прощения за то, что HE просишь у Него прощения. И когда нам не удается покаяться, нужно каяться в том, что нам это не удается. Иными словами, за покаянием всегда должно оставаться последнее слово. Это прекрасное средство приучить себя к покаянию и позволить ему стать в нас постоянным душевным расположением, непрекращающимся состоянием. Однако это не означает, что покаяния можно добиться только собственными силами: как привычное состояние, оно является добродетелью, даром Божиим, о котором нужно просить у Бога, не только в связи с тем или иным обстоятельством, но и постоянно: для этого у нас есть Иисусова молитва, которая, будучи постоянной, позволяет нам постоянно получать от Бога помощь. Собственно покаяние, по мысли старца Сергия, является состоянием всех святых и естественным состоянием для верующего человека. Следовательно, мы должны к нему стремиться всеми своими силами и всеми нашими молитвами. Тогда оно станет для нас мощной движущей силой нашего духовного возрастания. . Жан-Клод Ларше. Старец Сергий |
|