01:06 Святой старец из Оптиной пустыни |
В июне 1988 года Поместным собором Русской православной церкви старец Амвросий первым из старцев Оптиной пустыни был причислен к лику святых. А пять месяцев спустя, в годовщину возрождения обители, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе пустыни замироточили Казанская икона Божьей Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Он был самым известным и прославленным из всех оптинских старцев, духовным наставником православной России. К его словам со вниманием прислушивались Владимир Соловьев и Федор Достоевский, а обстоятельно поговорить со старцем очень хотел мучавшийся сомнениями Лев Толстой. Родился мальчик в селе Большая Липовица Тамбовской губернии 21 ноября 1812 года в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с церковью: дед был священник, отец, Михаил Федорович, - пономарь. Александр был шестым из восьмерых детей в семье. Рос он живым, смышленым, бойким, поэтому в строгой семье ему иногда даже доставалось за детские шалости. В 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще окончил первым из 148 человек и был принят на казенный счет в Тамбовскую духовную семинарию, где учился с 1830 по 1836 год. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, сильным, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. Но пути Господни неисповедимы... В 1835 году незадолго до окончания семинарии юноша опасно заболел. Эта болезнь была первой из многочисленных недугов, которые мучили старца всю жизнь. Болезнь оказалась настолько тяжелой, что врачи никак не могли справиться с ней. И тогда молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом. Однако он долго не мог решиться исполнить этот обет. Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей для него стала поездка в Троице-Сергиеву лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил там молодой человек, пророчески наставил его: «Иди в Оптину пустынь, ты там нужен». Именно здесь Александр стал учеником великих старцев - Льва и Макария. Через два года принял монашеский постриг с именем Амвросия. В 1843 году стал иеродьякон, в 1845-м - иеромонахом. За этими краткими строками – пять лет трудов, аскетической жизни, тяжелой физической работы. Встав на заре, молодой монах работал в пекарне, месил тесто, пек хлеб, варил хмелины (дрожжи), помогал повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков ему, конечно, нелегко было быть просто помощником повара. Но эти послушания воспитывали в нем смирение, терпение, умение отсекать свою волю. Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему любые вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но в воспитательных целях испытывал при людях его смирение. Часто делал вид, будто гневается на него. Но другим говорил про Амвросия: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи отец Амвросий, изнуренный постом, сильно простудился и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог полностью поправиться. Всю оставшуюся жизнь еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую - в количестве, которого едва бы хватило трехлетнему ребенку. Несколько раз он бывал при смерти, но чудесным образом, при помощи благодати Божией, возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 году состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению. Особенно важным для духовного развития преподобного Амвросия в эти годы было общение со старцем Макарием. По его благословению он занимался переводом религиозных книг, в частности, им был подготовлен к печати большой труд преподобного Иоанна, игумена Синайского. Благодаря руководству старца отец Амвросий смог обучиться искусству умной молитвы. Так его наставник готовил себе достойного преемника. Когда же Макарий преставился в 1860 году, то отец Амвросий был поставлен на его место. В то время построенный в бору Оптинский скит был одним очень большим садом с множеством яблонь. Посреди стояла деревянная церковь, а между деревьями были разбросаны простенькие домики, в одном из которых жил Амвросий. Летом вся территория пустыни благоухала большими клумбами с красивыми цветами. Ежедневно старец принимал у себя в келье толпы людей: народ стекался к нему со всех концов России. Вставал Амвросий в четыре-пять утра, звал к себе келейников, проводил вместе с ними утреннюю службу. После этого старец молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалась длинная вечерняя служба, и не раньше полуночи он оставался, наконец, один. Сколько времени уходило на сон, неизвестно, но можно предположить, что, будучи истинным аскетом, из своих четырех полных ночных часов старец большую часть отводил на молитву. Иногда в дневные часы минут на 10 выходил из своей кельи и, согнувшись, опираясь на палочку, ходил по дорожкам. Большую же часть дня проводил полулежа на своей постели. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь - Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам ХIХ века число инокинь в ней достигло 500 человек. Со временем у старца проявился исключительный дар. Наши современники сказали бы, что он был и телепатом, и ясновидящим, и провидцем, и биоэнерготерапевтом. Для него не существовало тайн; он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь и ее обстоятельства, душевное состояние страдальца и зачем тот сюда пришел. Например, когда возле его кельи собиралось много людей, ожидавших приема, на крыльцо мог выйти келейник Амвросия и громко позвать: «Где тут Тимофей из Воронежа с неотложным делом? Проходи без очереди». Иногда старец сам обходил ожидавших его благословения людей, внимательно вглядываясь в каждого, осеняя крестным знамением, иным говоря несколько слов. Однажды к нему обратился молодой человек из мещан с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. Не успел тот договорить: «Все болит, шибко болит», как старец его перебил: «И будет болеть, зачем мать обидел?» Молодой человек смутился, а Амвросий продолжил: «Веди себя хорошо, будь любящим сыном, тогда и хворь отступит». Примером провидческого дара старца Амвросия может служить такой случай. Приезжают к нему в Оптину пустынь две сестры. Младшая - невеста, влюбленная, счастливая; старшая - тихая, задумчивая, богомольная. Первая просит благословить ее выбор, вторая просит пострижения. Старец подает невесте четки, а старшей говорит: «Какой монастырь! Ты замуж выйдешь, но не дома». И назвал губернию, куда сестры никогда не ездили. Обе возвращаются в Петербург. Невеста узнает, что любимый человек ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, ее мысли обратились к Богу, и вскоре одной инокинею стало больше. Между тем старшая сестра получила письмо из дальней губернии, от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с каким-то монастырем. Она звала ее к себе присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе. У этой тетки она познакомилась с человеком, уже не молодым, но очень подходившим ей по характеру, и вышла за него замуж. Что касается исцелений, то им не было числа. Причем старец Амвросий всячески старался, чтобы их не приписывали его чудесному дару. Например, иногда он как бы в шутку стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Узнав о таком необычном способе исцеления, люди обращались к старцу-целителю: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова (грудь, живот) болит». Причем после такой «врачебной процедуры» больные выздоравливали. Целительный дар старца иногда проявлялся в совершенно необычных случаях, похожих на чудо. Однажды Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг перед ним предстала такая картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы - в крестьянском быту сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» И лошадь послушно поднялась на ноги. Многим людям старец Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу: или с целью исцеления, или для избавления от бедствий. Причем божий дар совмещался в нем с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость - именно эти качества притягивали к старцу людей. Час своей кончины старцу Амвросию суждено было встретить в Шамордино. 2 июня 1890 года он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом чудотворца под моросившим осенним дождем был перенесен для погребения в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших его, не погасла. А проводить подвижника съехалось больше восьми тысяч человек… Вадим МЕРКУЛОВ
Тайная Власть 5,2013 |
|