17:15 Телевидение воспитывает агрессоров |
Исследование, проведенное Калифорнийским университетом, показало, что повторяющееся воздействие сюжетов с мест происшествий, терактов и из зон военных конфликтов повышает процент физических и психических заболеваний среди телезрителей. По сути, телевидение обвинили в провоцировании коллективной психологической травмы. И имя ей — страх и агрессия. В условиях практически повальной любви к телевидению можно сказать, что практически все человечество (и взрослые, и дети) имеет определенные психологические проблемы. Исследователи экспериментально доказали, что видеосюжеты и теленовости, в которых показывают страшные и неприятные события, оказывают продолжительное негативное воздействие на психологическое состояние человека. По словам ученых, негативные новости вызывают коллективную психологическую травму. При этом Коэн Сильвер — руководитель научной группы, проводившей исследование — отмечает, что цензура в СМИ будет излишней. "Важно знать, что происходит в мире. Однако нужно понимать, к чему приводит постоянный просмотр сюжетов со сценами насилия, трагедий", — подчеркивает ученый. Известно, что в данном исследовании использовались и результаты опросов, проведенных после теракта в Нью-Йорке в 2001 году, а также после начала войны в Ираке в 2003. При этом оценивалась как стрессовая реакция населения, так и степень воздействия СМИ. Оказалось, что люди, смотревшие репортажи о теракте или войне более четырех часов в день, чаще имели признаки острой стрессовой реакции и посттравматического стрессового расстройства. Также у них впоследствии чаще выявлялись отклонения физического или психологического характера. Автор этих строк как-то в будний день (был в отпуске) решил провести эксперимент на себе: включил один из российских федеральных каналов и решил его смотреть целый день — с утра до позднего вечера. И что вы думаете? Утром, вместо старой доброй утренней передачи, шел показ детектива. Затем — видеосюжеты и новости с мест ЧС. Далее — постановочные телепередачи с судебными разбирательствами. Телевечер же был похож на телеутро: один криминальный телесериал сменял другой. Еле, конечно, выдержал, но все досмотрел. Правда, ночью плохо спал, перепутались все сериалы: мне снились стрельба, допросы, погони… А вот как "Правде.Ру" прокомментировал эту ситуацию кандидат медицинских наук, известный психиатр Игорь Анатольевич Янушев: "А не надо ничему удивляться. У телевизора есть и обратная сторона, и она не так привлекательна, как манящий экран. У людей, которые все время смотрят агрессивные сюжеты по ТВ, и у самих развивается агрессия. Причем не виртуальная, а самая что ни на есть реальная. Мне довелось быть на стажировке в США как раз в то время, когда преступник застрелил семерых школьников прямо в учебном заведении. Меня официально допустили к исследованиям психики этого человека в качестве стороннего, то есть независимого, консультанта. Так вот: убийца школьников был признан здоровым. Но на вопрос о своем хобби ответил примерно так: люблю боевики смотреть, фэнтези, ужастики. Сюжет о расстреле школьников он "подсмотрел" в одном из крутых боевиков. Думаю, и убийца-рекордсмен Андреас Брейвик тоже по киношным боевикам учился… Скажу так: прививать телевизионную культуру нужно с самого детства. Даже не с лет, а с месяцев! Ну представьте себе такую картину. Не в силах успокоить девятимесячную дочку, мамочка поворачивает ее к голубому экрану. Неважно, что идет, хоть интеллектуальный сериал про Штирлица. И, о чудо! Ребенок начинает улыбаться. "Надо же, — восхищается бабушка, — такая маленькая, а уже все понимает!". Да ничего она не понимает в нашем понимании этого слова. Ее привлекает чередование картинок и гармонизируемый звук. В общем, умиляться по этому поводу преждевременно. Наши ученые вообще не рекомендуют подпускать детей к телевизору до наступления двухлетнего возраста. А немецкие врачи и того строже — пропагандируют "телевоздержание" до трех лет. Я думаю, что все знают о негативном влиянии телевизора на психику ребенка. Движение — это вообще жизнь. А для ребенка это естественное состояние организма. Так вот во время просмотра мультфильмов или передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока чадо сидит перед экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе школьного учителя, посадившего вашего ребенка не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров — возможное состояние возбуждения и раздражительности. Так, нервная система восполняет вынужденное бездействие повышенной активностью. Или, наоборот, после затяжных телесеансов у ребенка заторможены реакции — это связано с изменением сознания, трансом. Что делать? Если уж передача, действительно, интересная, то частые перерывы на рекламу (она занимает четверть трансляций) можно использовать как двигательную паузу. Поиграйте вместе с ребенком или дайте ему какое-нибудь поручение по дому. Это снимет мышечное напряжение. Кстати, чем больше времени посвящается "ящику", тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития. Причина в том, считают они, что детская психика при просмотре передач больше направлена на визуализацию, чем на вербализацию. Последние исследования доказали: детям легче пересказывать услышанное, чем увиденное. Если ребенок дошкольного возраста каждый день смотрит телевизор по одному часу, риск развития нарушений памяти увеличивается на 10 процентов, утверждают американские педиатры. По статистике, многие дети в возрасте от двух лет проводят у телевизора более 10 часов в неделю. У 20 процентов обследованных девятимесячных крошек, чьи родители использовали телевизор как няньку, медики обнаруживают отставание в физическом развитии. А вот каков вред для зрения — это касается и детей, и взрослых. Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы "ощупывая" вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы — нет. При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз. Что делать? Учите детей соотносить увиденное на телеэкране с реальностью. Если малыш видит на экране мяч, дайте ему настоящий, позвольте осмотреть и пощупать, чтобы развивалось его пространственное и цветовое восприятие. Сводите ребенка в цирк или зоопарк после просмотра передачи о животных, чтобы детский ум оцепил, каков тигр на самом деле и какими цветами его раскрасила природа!". |
|