04:58 У охоты женское лицо? |
Оказывается, в мифах подавляющего большинства народов «ответственными» за охоту тоже были женщины! У древних славян — Девана — жена бога лесов Святобора. Её представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченную белкой, с натянутым луком и стрелами. Вместо верхней одежды Девана накидывала на себя медвежью шкуру, а голова зверя служила шапкой. У ее ног лежала рогатина, с какой ходят на медведя, и нож. Богиня опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Ее почитали охотники и звероловы, ей молились об удаче на охоте, в ее святилище приносили в благодарность часть добычи. А взамен Девана посылала охотникам удачу, помогала побеждать в схватке с медведем или волком. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Девана отчасти напоминает греческую богиню охоты Артемиду. У египтян богиней охоты и войны была Нейт. Тоже женщина! Культ Нейт был также распространён и в Ливии. А карфагенская и берберская богиня Танните, аналог Нейт? Анат - сирийско-палестинская богиня охоты и войны. Ее почитали как дочь бога солнца Ра. И у скандинавов была своя богиня охоты, лыжница, жена бога Ньёрда и дочь великана Тьяцци — Скади. Это была властная, суровая и своенравная женщина. Что же касается широко известной Артемиды или Дианы — то это богиня охоты, чистоты и вечной юности, хранительница целомудрия и божественного порядка в жизни природы и людей. В одной из ипостасей она является великой Богиней-Матерью, заботящейся обо всем, что живет на земле. Артемида - вечная девственница, соперница мужчин, и мстительная охотница. Она меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Она сестра-близнец Аполлона, бога Солнца, но родилась первой. Она персонифицирует независимость женского духа. Почему-то принято считать, что охота и война — два чисто мужских занятия. На счет войны – согласен, а вот на счет охоты – уже нет. В первобытные времена в охотах на мамонтов и других крупных доисторических животных участвовало все племя. В средние века женщины так же всегда принимали участие в охотах. Пока охота служила способом добывать пищу, она была по большей части мужским занятием – у женщины было и других дел полно, но если вдруг семья теряла кормильца, женщина брала в руки оружие и шла добывать пищу. Охотились женщины и ради забавы. Об этом есть немало историй, и, в первую очередь, в русском фольклоре. Девица-удалая поленица — героиня многих русских былин. Широко известны и истории о том, как русские бабы в одиночку брали медведя на рогатину. Об этом даже Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» написал. Сегодня для подавляющего большинства охота превратилась в увлечение. Современные требования к условиям охоты предполагают не столько сам процесс, сколько просто отдых на природе. Ну а что же остается на долю обычных, успешных и сильных женщин? Как вы думаете, неужели им тоже не хочется хоть иногда побыть не жёной, матерью или исполнительницей других социальных ролей общества, а просто свободным человеком? Хочется – ещё как хочется, только вот не все женщины могут признаться в этом. И не надо говорить о феминизме. Не в нем дело. Роль женщины в обществе в силу социальных причин становиться более весомой, а о ее равных возможностях и правах с мужчинами, говорил еще дедушка Ленин. Не кричат же женщины, о том, что мужчины посягают на их «святое», когда сильный пол увлекается, например, кулинарией или шитьем. А ведь испокон веков и пищу готовили и одежду шили женщины. Мир меняется быстро, и у нас просто нет иного выхода, как меняться вместе с ним. Так что, дорогие друзья, увидев женщину на охоте, которая приехала туда именно для того, чтобы охотиться, а не скрашивать мужские «суровые будни», удивляться или негодовать не стоит. Приведу некоторые цифры: В США на сегодняшний день официально зарегистрировано более одного миллиона женщин – охотников. Причём это не просто статисты, а полноценные участники процесса охоты. Или вот небольшая страна Швеция – в ней количество охотничьих билетов, выданных женщинам, составляет порядка 15 000 штук – или 1/10 от их общего количества. А вот в России ситуация весьма плачевная. Например, на всю Липецкую область женщинам был выдан всего один охотничий билет. В Военно-охотничьем обществе ЦОМО на 15 тысяч мужчин приходится всего 9! женщин охотников. Немного поправляют ситуацию любительницы борзых, регулярно выезжающие в поля. Но все равно, на всю Россию женщин охотниц наберется не более ста. Но все-таки они есть! И как ни малы эти цифры, понемногу они увеличиваются. Сегодня для большинства людей охота, рыбалка и подводная охота – это хобби, приятное занятие, которое позволяет отвлечься от работы и насладиться жизнью. Конечно же, в первую очередь это хобби для мужчин. Однако некоторые из них предпочитают брать с собой «на природу» (именно так называют вылазку всей семьей) и женщин, а иногда даже детей. И вот, в то время, пока мужчина охотится, женщина готовит все к пикнику, а дети играют. Однако в последние годы женщины начали проявлять себя совершенно с другой стороны. Некоторые из них устали быть кухарками, искренне восхищающимися добычей, которую принес мужчина. Они решили сами заняться этим захватывающим делом. Женщины, участвующие в охоте, не пользуются никакими особыми привилегиями и должны вести себя, как и все участники охоты. Если лошадь сбросила мужчину, то помогает ему только мужчина, а женщина остается на месте. В случае, если упала женщина, а поблизости нет мужчины, другая женщина обязана остановиться и помочь ей. охотница К охоте я пристрастилась благодаря мужу, который увлекается ею с юности. А мой охотничий стаж - всего пять лет, но и за это время я открыла для себя новый удивительный мир природы, познакомилась со многими замечательными людьми. Каждая поездка на охоту остается в памяти: сказочной красотой пейзажей, счастливым выстрелом, атмосферой удивительного охотничьего братства, встречами с близкими по духу людьми. О Нине Павловне и Борисе Николаевиче Новожиловых я впервые услышала в начале 90-х от наших знакомых, пригласивших мужа на очередное заседание клуба "Вальдшнеп", объединившего в своих рядах любителей охоты на вальдшнепа и бекаса. Нина Павловна не просто сопровождала Бориса на заседание клуба, она делилась и собственными наблюдениями, сделанными на тяге. Поначалу я даже подумала, что Нина Павловна - орнитолог, настолько точными и яркими были ее сообщения об особенностях тяги вальдшнепа. На вопрос, где она почерпнула столь глубокие знания по этим вопросам, Нина Павловна ответила, что регулярно читает охотничью литературу и периодику, а главное, бывает с мужем практически на всех охотах и, по ее образному выражению, является его "подружейной собакой". Кстати, много ли найдется в Москве охотников, выезжающих на весеннюю охоту на селезня с собственной подсадной? А вот Нина Павловна и Борис как раз принадлежат к числу таких охотников. Но Нина Павловна - не просто постоянная спутница мужа и "теоретик" охоты. В Староторопском охотхозяйстве, где мы познакомились минувшей осенью, я увидела ее, как говорится, в деле. Правда, горечь неудачи, постигшей нас на первой же зорьке, сразу отступила, как только мы вернулись на базу. Пока мы плутали на лодке в камышовых зарослях, неутомимая Нина Павловна, уже успев вернуться, колдовала над мангалом, источавшим божественный аромат шашлыка. В один из дней мужчины, сославшись на плохую погоду, решили пропустить утреннюю зорьку, а Нина Павловна, прекрасно управляющая лодкой, поплыла одна в заветное место. Придя утром на пристань, я увидела Нину Павловну, возвращающуюся с охоты. На вопрос о том, каковы успехи, последовал скромный ответ: "Есть немного". Допускаю, кто-то может сказать: а что, собственно, делать женщине на охоте, не посягательство ли это на святую, исключительно мужскую привилегию, не приведет ли это к разрушению мужского охотничьего братства? Но кто оспорит истину, что присутствие женщины на охоте заставляет мужчин быть строже и требовательнее к себе. А разве вам, мужчины, не будет приятно, если близкий человек станет свидетелем вашей охотничьей удачи, а со временем, может быть, и сам возьмет в руки ружье и уже не будет видеть в ваших поездках на охоту стремление уклониться от домашних дел. Елена УГАРОВА новичкам всегда везёт В охотничьем обществе, куда Евгения Сычева почти сразу встала на учет, есть добрая традиция проводить "тематические" соревнования. Девушка участия в них хоть и не принимала, но всегда была активным болельщиком. Заодно наблюдала за техникой и сноровкой маститых охотников и рыболовов. Наблюдать за другими вскоре наскучило. Когда в очередной раз отец с братьями готовились к охоте, и Евгения засобиралась с ними. Тогда братья только посмеялись над рвением сестры. — На тот момент я твердо решила показать им, что я такая же, как и они, и ничем не хуже, — говорит охотница. — Ранним утром, когда все еще спали, я решила прогуляться. Вдруг, буквально из-под ног, выпорхнула утка. Я молниеносно вскинула двустволку и нажала на курок. Цель поражена. Сколько радости было от первой добычи! Переполошенные братья накинулись на меня с расспросами: "Как? Где?". "Там уже нет", — гордо отвечала я. С тех пор ни одна охота на водоплавающих не обходится без Евгении. По словам женщины, для нее важен не столько результат, сколько сам процесс. Подготовка, порой длительное ожидание в скрадке, а самое главное — азарт. Именно это неугомонное чувство манит Евгению на природные просторы. — На охоте отдыхаешь душой, — рассказывает "любительница" водоплавающих. — Для меня это самые ценные моменты в жизни, когда городская суета со всеми проблемами становятся такими далекими и призрачными, что полностью забываешь обо всем. И неважно, с добычей ли ты вернешься: возьмешь утку — хорошо, если нет — то просто прошел курс "релаксации" и получил удовольствие от общения с природой. Кстати, Евгения — приверженец охоты исключительно на птицу. На копытных у женщины не хватает выносливости: бегать в экипировке по сопкам ей не по силам. Поэтому стабильно два раза в год — весной и осенью, когда разрешена охота на водоплавающих, женщина, как говорится, отдыхает душой. Чтобы не потерять сноровку, охотница регулярно тренируется, стреляя по тарелкам. Палец на крючке Евгения еще и заядлый рыболов. Причем она любит посидеть с удочкой как студеной зимой, так и знойным летом. — Если рыба хорошо ловится, — рассказывает любительница активного отдыха, — то азарт разгорается все больше и больше. После хорошего клева так и тянет на лед. А бывает, просидишь весь день впустую, и в другой раз все желание пропадает ехать, только нос морозить. Например, на камбале в этом году была всего один раз. Ну что такое поймать за день две рыбки? Таким уловом остался доволен только кот. А два года назад с Евгений произошел такой случай. Рыбачка так увлеклась процессом, что в очередной раз, закидывая спиннинг, поймала на крючок... собственный палец. Разумеется, уже не до рыбы было. Снасть вошла настолько глубоко, что собственноручно извлечь крючок оказалось не по силам. Первую помощь ей оказали только в больнице. Движение — это жизнь — вот главный девиз Евгении. Поэтому о свободном времени ей остается только мечтать. Помимо основной работы женщина подрабатывает тамадой на свадьбах и юбилеях. Попутно увлекается и флористикой: украшает цветами машины, бокалы, бутылки — благо от заказов отбоя нет. А еще у Евгении подрастает единомышленник — девятилетний сын Максим. Сутки напролет он может просиживать с удочкой, гипнотизируя поплавок. Поэтому, как только выдается свободный денек, Евгению с сыном дома не застать... Наталья Вялых у охоты женское лицо? Трудно поверить: курьер одного из саратовских заводов, художница – оформитель по профессии, Галя Салмова чуть ли не в одиночку возродила в области «правильную» охоту, которой у нас не было со времен революции. «Правильная» охота – это когда мужчины ходят на зверя не с ружьем, а с борзыми собаками. …Около трех лет не встречались мы с Галей. И вот новость: за это время в областном обществе охотников и рыболовов появилась секция русских борзых собак. Новость невероятная, потому что еще десять лет назад, когда Галя увидела из окна трамвая борзую с хозяином и заболела ею, она не смогла во всем Саратове отыскать даже щенка. Борзых просто не было. Собаководы надоумили ее съездить за борзенком в Москву. А вот сегодня Галя ведет меня к домашнему компьютеру и показывает описания … шестидесяти борзых, принадлежащих охотникам из Саратова и Заволжья. А также солидную стопку книжечек под названием «Свидетельство на охотничью собаку». Все борзые записаны во Всероссийскую родословно - племенную книгу охотничьих собак. Большинство из них – дипломированы. – В Саратовской области русская борзая сейчас на подъеме, – с радостью говорит Галя. – Московские эксперты удивлены: популяция наших борзых в такой чистоте, какой была, наверное, четыре века назад, когда Борис Годунов дарил представителей этой старейшей породы персидскому хану. Говорят: это фантастика! – Возрождение русской борзой в области – это целиком заслуга Галины Анатольевны, – уважительно говорит кинолог областного общества охотников и рыболовов Андрей Ермаков. – Она же эту секцию и возглавила. Аристократки из 16 - го века В скромную квартиру на 2-ой Дачной, где Галя живет с мамой-пенсионеркой, милой и понимающей Алевтиной Ивановной, надо приезжать с гостинцами. Вот и сейчас в прихожей меня встретили две собаки, будто сошедшие со старинных гравюр. Высокие, поджарые, со светящейся шелковой шерстью, «девочки» по-детски доверчиво ткнулись узкими мордами в руки, потом в карманы. А когда получили угощение, царственно удалились каждая на свой диван. Диваны для них, полноценные, из мебельного магазина, правда, старенькие, стоят прямо в зале, возле стен, украшенных Галиными картинами и фотографиями. «Борзых исстари на псарнях держали на топчанах», – объяснила красивый образ жизни собак Галя. И еще борзая собака парная. В старину их держали сворами. Подремав в художественной позе, Стеша вдруг поднялась и села на диван совсем по-человечески, на «пятую» точку, свесив задние ноги. «Хочет послушать, о чем говорим», – улыбнулась Алевтина Ивановна. А Лайма, заскучав, поставила передние лапы на подоконник, стала пристально изучать с пятого этажа улицу. «Телевизор смотрит», – комментируют хозяйки. – Тяжелая для них нынче зима, – говорит Галя. – То мороз ниже пятнадцати градусов, борзые могут пожечь себе легкие. То сугробы, в которых ноги сломают. А для борзой не бегать, не охотиться – все равно что балерине не танцевать, летчику – не летать. По выходным Галя водит их на поля НИИ Юго-Восток. Многие горожане, если повезет, любуются там ее собаками. Пока поля не засеяны, им и «полетать над землей» можно. Как кричит подстреленный заяц Охота, что ни говори, это убийство. Как совместимо оно с женской сущностью? Этот вопрос я всегда задаю Гале. Вон кукол у Галины десятки по всем полкам. Да и паучка, говорит, никогда не посмеет убить. – Если держать охотничью собаку, то и предназначение ее уважать надо, – отвечает молодая женщина. – Есть собаки – компаньоны, а борзая – охотник. Над ее уникальными качествами работали на Руси в течение четырех веков. Русская псовая борзая – это такое же произведение человеческого духа, как живопись, музыка. Борзая нам завещана предками. Она должна быть рабочей. Вот почему мы, борзятники, вывозим собак, притравливаем на вольного зверя – зайцев и лис. – Разве ушастого не жаль? – Вы слышали, как кричит подстреленный заяц? Оружейные охотники обрекают его чаще всего на муки: подранка расклевывают падальщики, вороны. А еще у новых русских появилась забава – прикармливают косого в поле, а потом, на джипе, ночью ослепляют его фарами. Заяц цепенеет, слепнет, его, растерявшегося, легко расстрелять… А у борзых хватка мертвая. Если догонит, то выплевывает тоже только мертвого. Но в девяти случаях из десяти заяц уходит от борзых целым и невредимым. У борзых все честно! …Однажды мне довелось побывать у Салмовых, когда Галя только что вернулась с охоты. У Володи Титова вездеход «Нива», вот и ездили еще с одной неистовой борзятницей Ириной Лазаревой в Заволжье. После охоты Стеша лежала на диване обессиленная. Кормить борзых ни до, ни после охоты нельзя – заворот кишок обеспечен. От бега смещаются у борзой все внутренние органы. Ведь собака скачет за зайцем со скоростью до 55–60 километров в час. И это на дистанции 400–450 метров. Когда мерзлые кочки, ухабы – это для скоростной преследовательницы может обернуться трагедией. – В последние годы заяц поменял свои привычки, – говорит Галя. – Вообще-то он живет в поле. Находим «жиры» – место, где он кормится .Идем по следу, по которому заяц отправляется на отдых, в нору. Кстати, в норе он всегда лежит глазами на свою стежку. А теперь все чаще он уходит в лесополосу, – печалится охотница. – И становится недосягаемым для собак. Разве что в Дергачевском районе раздолье – там лесополос мало. …Потом, когда Стеша после охоты пришла в себя, Галя с мамой промывали ей раны на окровавленных ногах, мазали зеленкой. Каждый выезд на охоту – это страх за жизнь питомца. У писателя Тургенева борзая на охоте разбилась о дерево. Сутки сидел он над своим питомцем, пока его силой не отвезли домой. Привет от старого Ерошки – Ни одной породе собак не посвящено столько литературы – документальной, художественной, поэзии, – как борзым, – говорит Галя. – Если бы Толстой, Тургенев и другие писатели не были страстными охотниками, не было бы у меня любимых героев. Ни старого Ерошки, ни дядюшки Ростова, ни Данилы… Охотничье русское прошлое для меня – родное и близкое. У Галины в комнате одна стена занята книгами и журналами о русской псовой борзой. Вряд ли в Саратове найдешь второе такое собрание. Тут и раритетные издания, и «Полное руководство по псовой охоте», старинные иллюстрированные альбомы. Мало в мире собак, которые бы имели свою энциклопедию. А у Гали вот она – старинная энциклопедия «Русская псовая борзая». И это объяснимо: псовая борзая – первая русская порода, без которой был немыслим русский уклад жизни. – Борзятники до сих пор сохранили язык, который сложился еще в старину, - гордится она. – И саратовские охотники тоже им пользуются. «Доскачка» – это пока собака не дошла до зверя; «нестомчивый заяц» – это тот, кто летит, не уставая; «степь» - спина борзой; «щипец» - морда; «уши конем либо чепцом»… Недаром писатель Некрасов записывая за псарями выражения, просил: «Побольше таких слов сказывай…хорошие слова редки, как золото на земле…» – У меня есть мечта: скорее бы Галя Салмова стала экспертом, – говорит Владимир Волков, ее товарищ по «правильной» охоте. – Ведь она не только отлично теоретически подготовлена. Она и организатор незаурядный. Именно она установила крепкие связи и дружбу с видными московскими экспертами Ладой Васильевной Пономаревой и Людмилой Михайловной Гуничевой . Старейший московский заводчик борзых Тариел Варламович Габидзашвили, который к тому же занимается подготовкой животных к съемкам в кино, в Гале души не чает. Все они пришли Гале на помощь – солидарность борзятников по стране фантастична! Приезжают на полевые испытания, учат, как определить и расценить элементы работы борзых по вольному зверю (резвость, повихи, угонки и т. д.) Учат оформлять документы. Ведь без них собака только условно может считаться принадлежащей к породе. Галя обзванивает всех, у кого есть борзые, подзадоривает заволжских мужиков к объединению, собирает всех вместе на испытания. Все говорят, как в этом году она замечательно провела полевые испытания борзых. Более 30 охотников в Дергачевском районе собрала, да еще сколько из Москвы и Питера, Волгограда страстных борзятников приехало! Кроме занятий с борзыми, надо было обеспечить всем и быт: питание, транспорт. – Помогает мне сильно Ирина Лазарева, она предприниматель с экономическим образованием, – говорит Галя. – Без нее что бы я сделала? Галю радует, что в число борзятников в последние два года влилось несколько очень состоятельных людей, известных саратовских предпринимателей. Кстати, раньше собака эта была только для «царей-графьев» да помещиков. Простолюдинам держать русскую борзую запрещалось. И когда случилась революция, борзую в немногих экземплярах сохранили именно крестьяне. Сейчас держать собаку – аристократку разрешается всем. Вот почему у Гали целая программа по возрождению породы и «правильной» охоты. Все эти годы выступает в школах, в печати. « Борзая – наша национальная гордость, ее история уходит вглубь веков. А кто мы, русские, без своих корней?». …Еще в 18-м веке автор одной из книг по псовой охоте написал: «Об одном тоскую – как бы подольше пожила охота на земле русской…». Не знал он, что простая саратовская девчонка эти его слова прочитает. И сделает для продолжения вечной страсти (а как иначе назвать охоту?) все возможное. Валентина НИКОЛАЕВА http://www.oxota-ru.ru/articles/u-ohoty-zhenskoe-lico |
|
Всего комментариев: 11 | ||||||
|