20:20 Улыбка «сфинкса красоты»![]() |
|
Если попросить, скажем, сто человек, взятых наугад — любого возраста, образования, профессии, — назвать сразу, не задумываясь, самую знаменитую картину всех времён и народов, то ответ в 99 случаях наверняка будет таким: «Мона Лиза». А может быть, и во всех 100 случаях. Так почему настолько знаменита эта «Джоконда», чем она так уж прославилась? Неужели у выдающихся художников, да у того же Леонардо, ке найдутся картины не хуже? Конечно, найдутся. Но у «Джоконды» особая судьба. Всегда ли так было? Ошеломляющая слава обрушилась на эту картину далеко не вдруг и не сразу. Даже ещё в 19-м веке в Лувре куда выше ценилось «Святое семейство» Рафаэля — по музейной описи, в десять раз дороже! А подлинной «звездой» Лувра тех времён приходится признать весьма сентиментальное полотно испанца Мурильо «Вознесение Девы Марии» (любопытно отметить, что в наши дни интерес публики к этому творению понизился почти до нуля — настолько, что французы без особых сожалений и колебаний решили отправить его на родину, в Испанию, в музей Прадо). А в «Джоконде» видели лишь портрет кокетливой и отчасти забавной итальянской красотки, не более. Пожалуй, первым «разглядел» Джоконду, как ни странно, знаменитый американский изобретатель, придумавший телеграфную азбуку, Сэмюэл Морзе. Произошло это в 1833 году, но «одна ласточка весны не сделала», и до всеобщего признания было ещё далеко. Решающий шаг к повороту сделали писатели-романтики. Вальтер Патер (кстати, вдохновивший Оскара Уайльда на «Портрет Дориана Грея») писал о Джоконде так: «Это красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собран здесь и воплощён в форму женщины — животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа… Она старше скал, среди которых восседает, как вампир; она умирала множество раз и познала тайны — смерти; она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными камнями с восточными купцами, как Леда; была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна — матерью Марии; и асе это было для неё не более чем звуком лиры и флейты». А в 1855 году Теофиль Готье «наградил» Джоконду её главным достоинством — «загадочной улыбкой». До него никто ничего загадочного в улыбке Моны Лизы не замечал, её называли разве что «приятной». А Готье находил в Джоконде (цитируем) «загадочно улыбающегося с картины Леонардо сфинкса красоты… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он узнал бы в ней все три тысячи женщин из своего списка». Свой вклад в легенду о Джоконде внёс и Жюль Берн. С его лёгкой руки получила распространение история, рассказанная в его пьесе о романтической любви между художником и его моделью. Любовный треугольник — красавица Джоконда, старый муж и молодой страстный художник. Хотя на самом деле Леонардо был намного старше мужа своей модели, да к тому же имел, как сейчас сказали бы, «нетрадиционную ориентацию». В 1974 году в Москве на «Джоконду» смотрели по 4600 человек в день. А в мае 2005 года компьютерная копия шедевра, созданная художником Георгием Пузенковым, была отправлена на международную космическую станцию. Итак, в начале 19-го века «Джоконда», известная в основном специалистам, не привлекала особого внимания и даже не считалась ведущим шедевром самого Леонардо. А всего через столетие в неё влюбился весь мир. Похищение века В августе 1911 года в салон Лувра, где висела «Джоконда», вошёл молодой художник, желавший написать копию с этой картины. К его удивлению, шедевра он не увидел. Служители успокоили его: «Наверное, у фотографов, скоро вернут». Однако возвращать никто не торопился, а фотографы заявили, что вообще не в курсе дела. Только тут до всех дошло, что «Мону Лизу» попросту украли. Громыхнул невероятный скандал. Директор Лувра, не столь давно бахвалившийся тем, что легче украсть у Франции собор Парижской Богоматери, чем у него «Джоконду», с треском слетел со своего поста. А так как уже назревала большая война, масла в огонь добавило и это. Французские газеты обвиняли германского кайзера Вильгельма, якобы приказавшего своим шпионам украсть картину, чтобы показать слабость Франции. Немецкие газеты не остались в долгу. Они называли «похищение века» провокацией французского правительства против Германии. Конечно, выдвигались и другие версии, порой самые невероятные. Говорили об анархистах, о влюблённом в Мону Лизу и похитившем её портрет художнике, об американском миллионере Моргане, возжелавшем иметь шедевр в своей коллекции. Подозревали даже Пабло Пикассо, который ненавидел музеи, где «искусство спрятано от жизни», вот и украл картину в сговоре со своим другом Гийомом Аполлинером из авангардистских побуждений. Молчала только французская полиция, которой нечего было сказать. Знаменитые сыщики, лучшие в мире на тот момент, зашли в тупик. Обнаружили только раму от картины, что было весьма нетрудно, так как она преспокойно лежала на одной из служебных лестниц Лувра. Признания дилетанта С первых газетных полос сенсационную кражу «Джоконды» вытеснила только гибель «Титаника», да и то ненадолго. История получила продолжение 2 декабря 1913 года, когда к флорентийскому антиквару Альфредо Гери явился некий молодой человек, назвавшийся Леонардом, и предложил ни много ни мало… купить у него «Мону Лизу». Потрясённый антиквар отправился к Леонарду в гостиницу, где и увидел шедевр в чемодане, заваленный грудой одежды. Леонард был арестован. То, что он рассказал на допросах, ошеломило едва ли не больше, чем само преступление. Все романтические версии о шпионах и провокаторах, фантастически подготовленных сверхграбителях, безумных художниках и заокеанских миллионерах полопались, как мыльные пузыри. Леонард (в действительности Винченцо Перуджа) оказался самым заурядным жуликом. Он некоторое время работал в Лувре и принимал участие в изготовлении застеклённого короба, куда была помещена «Джоконда». В день похищения, 21 августа 1911 года, когда в музее был выходной, он явился навестить своих приятелей-рабочих, и знакомые сторожа спокойно пропустили его. Оказавшись в одиночестве в салоне, жулик не торопясь и без труда открыл короб (сам же делал!), достал картину, вынул из рамы, которую бросил на лестнице, спрятал картину под одеждой и унес домой. В снятой им комнатушке он сунул шедевр под матрац, да так и спал на нем целых два года. Признания афериста-дилетанта опозорили прославленную французскую полицию. Дело в том, что на раме остались отпечатки пальцев Перуджи. Поскольку жулик и раньше имел неприятности с законом, его отпечатки имелись в полицейской картотеке, да вот сличить их никто не удосужился. Великий криминалист Бертильон не любил возиться с отпечатками, веря в свои методы. Перудже дали всего год тюрьмы, так как он объяснил свои действия стремлением вернуть шедевр итальянскому народу. Потом Перуджа храбро сражался на войне, был не раз награждён, а после открыл небольшой магазинчик, где торговал художественными красками — всё же тяга к искусству никуда не делась. Плата за популярность Однако «Джоконде» по-прежнему не везло. Правда, её больше не похищали, а вот от вандалов ей доставалось. В 1956 году некий боливиец по имени Уго Виллегас очень долго стоял перед картиной в Лувре, а потом извлек из кармана камень и что было сил запустил в «Мону Лизу». Попал — с тех пор у левого локтя Джоконды осталась отметина, за которую не рискуют браться реставраторы. Забавно, что этого Виллегаса взял под защиту Сальвадор Дали — тот, мол, «полюбил Джоконду как мать и вдруг решил, что она над ним насмехается». Правда, в этом случае не совсем понятно, зачем на свидание с «матерью» брать с собой камень, ну да ладно — Дали есть Дали. История почти повторилась в Токио, во время «всемирных гастролей» «Джоконды» в 1974 году (кстати, тогда она посетила и нашу страну). Только на сей раз роль камня в руках вандала сыграла бутылочка с краской — спасло защитное стекло. После этого случая «Джоконду» поместили в особый герметичный ящик — стекло там пуленепробиваемое, воздух выкачан и заменен гелием, способствующим сохранности полотна. А в 2005 году «Джоконда» поселилась в отдельном зале, построенном специально для неё. Немного найдётся в истории живописи полотен со столь же драматичной и причудливой судьбой! Что же, за всемирную популярность нужно платить… |
|
|
| Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
| Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
| Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
| Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
| Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
| Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
| Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
| Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
| Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
| Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
| Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
| История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
| Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
| Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
| Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |


