20:44 Вместо гранита науки – чугун школьных реформ |
Создается впечатление, что с каждым годом российским школьникам становится все сложнее жить. И дело не только в злополучном и критикуемом ЕГЭ и порой неподъемном даже для родителей домашнем задании. Минобразования РФ все выдает и выдает какие-то новшества. Теперь вот у школьников появятся портфолио и новая система дополнительных занятий. Эта статья появилась именно сейчас просто потому, что у школьников каникулы. Вроде бы пацаны и девчушки обязаны бегать по улицам, разгружать мозги, наслаждаться отсутствием уроков. Не знаю, как у кого, а мои дети-школьники как будто и не на каникулах. Вздыхают: столько задано… Хорошо, что пацаны обязательные и в меру дисциплинированные. Плохо, что продыху не знают. И ведь не скажешь им: а ну, вон из дома, весна на дворе! Долго вникал в школьные реформы, и для начала сформулировал пока один вопрос. Возможно, у других родителей есть и другие вопросы, но ведь эта тема — школьное образование — неисчерпаема. Оставляйте свои вопросы и комментарии под этой статьей, обязательно поможем разобраться. А пока вот что у меня родилось при виде собственных отпрысков, грызущих гранит науки и… чугун школьных реформ. Не так давно были приняты новые государственные образовательные стандарты для начальной, основной и старшей школы. В стандартах появилось такое любопытное понятие, как внеурочная деятельность со множеством требований сразу по нескольким направлениям. Появилось понятие портфолио для учителей и для детей. А можно ли реально отследить и оценить результаты всей этой самодеятельности? И не помешает ли активная внеурочная деятельность (а требования к ней строгие) основной учебной деятельности ребенка? Кто сможет ответить на сии вопросы, которые могут поставить в тупик кого угодно? Конечно, только безусловный авторитет в этой сфере. Итак, вот что рассказал Pravda.Ru Олег Смолин, заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы: "Вопрос первый — нужна или не нужна внеурочная деятельность как таковая. По моему глубочайшему убеждению, нужна. Более того, я считаю, что дополнительное образование в школе не менее важно, чем обучение по основным программам. Личный пример: я, например, не все помню, чему я учился по математике и химии, хотя и был золотым медалистом. Но вот шахматы, музыкальное образование и физкультура остались со мной на всю жизнь. Любовь к поэзии, которая формировалась не только на уроках литературы, но и на литературных вечерах — то же самое. Поэтому внеурочная деятельность, если только ее не формализовать, это, на мой взгляд, плюс. Другое дело, что любая формализация в школе противопоказана! Там, где формализация, там нет образования. Образование — это там, где личность на личность, а не там, где показатель на показатель. Это первое. Что касается портфолио. Я, с одной стороны, поддерживаю идею о том, что ЕГЭ не может быть единственным показателем при приеме ребенка в вуз, должны учитываться и другие показатели. Но все зависит от того, какие это будут показатели и как они будут учитываться. Например, президент подписал указ о возвращении ГТО. Идея правильная. Но одно дело учитывать результаты ГТО при приеме в физкультурные учебные заведения, учебные заведения военные, силовых структур и некоторые другие, другое дело, учитывать ГТО при приеме в музыкальный или художественный вуз. Это две большие разницы. Нельзя все делать под одну гребенку. Поэтому внеурочная работа и то, что в некоторых регионах России взялись ее финансировать, — это правильно, это шаг в направлении многостороннего развития личности. Но формализация любых показателей, в том числе и этих, убьет образование!" А вот мнение Заслуженного учителя РФ, педагога с 29-летним стажем Валентины Зейферт: "Между прочим, понятие портфолио появилось не только для детей, но и для учителей… Учителя должны учитывать не только оценки ребенка, но и его социальную активность — принимает ли он участие в самодеятельности, ходит ли в кружки, интересуется ли социальной жизнью школы. Другой вопрос — как отследить и оценить результаты всей этой самодеятельности… Из азов педагогики: когда ребенок самостоятельно до чего-то доходит, он гораздо лучше это усваивает. И тут есть нюансы. Иногда введение новых предметов, по моему мнению (подчеркиваю — по сугубо личному мнению педагога с 29-летним стажем), противоречит этим азам. Допустим, с 1 сентября 2012 года ученики четвертых классов приступили к изучению совершенно нового в России предмета — основы религиозных культур и светской этики. Дисциплина включает в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Так в утвержденных где-то наверху правилах. И что вы думаете — ко мне обращались родители некоторых ребят, которые были категорически против этих религиозных дисциплин. Кто лучше разъяснит суть религии — священник, бабушка, родители или учитель атеистической дрессуры советского разлива? Ответ, думаю, ясен… Не знаю, уж кому наверху пришла мысль вдалбливать детям любовь к религиозным ценностям на уроках… Мне кажется, таким способом можно только отвратить детей от истинного понимания религиозным ценностей. И таких примеров в современной средней школе множество! А вот явно положительное и важное новшество в "новом" школьном образовании — три часа физкультуры. Раньше дети становились быстрее, выше и сильнее два часа в неделю, теперь — на час больше. Сначала дополнительный урок появился лишь в рекомендательном порядке, но вот уже как минимум три года — это обязательное требование. Тут не поспоришь. Хотя всякое бывает… У моих знакомых сын ходит в пятый класс и имеет тройку по физкультуре. Хотя вне школы гоняет в хоккей, на лыжах, а летом он увлеченный дворовый футболист… В общем, все хорошо в меру!" Ну и, наконец, ругаемый многими ЕГЭ. Впервые ЕГЭ в виде эксперимента появился в некоторых российских школах в далеком уже 2001 году, но с 2009 года "единый" — это единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы нашей страны. С тех пор в экзамене произошли определенные изменения, но суть осталась та же — три блока заданий, единое расписание, единое проведение, специальные бланки. Но каждый год ЕГЭ обрастает какими-то особенностями, порой непонятными даже учителям. И вот еще что: нацеленность именно только на сдачу ЕГЭ, увы, порой играет свою роль. Учителя зачастую заняты натаскиванием на определенные задачи, а до самих знаний дело порой не доходит. Андрей Михайлов |
|