16:54 Загадки северных камней |
Весной 1960 году рабочий одного из карельских колхозов обнаружил на гладких прибрежных камнях Онежского озера загадочные рисунки. Заинтересованный своей находкой, он в ближайший выходной день отправился в поход вдоль озера. Оказалось, что подобных рисунков великое множество. Странная "картинная галерея" протянулась на 20 км. Особенно много изображений оказалось на двух выступающих в озеро мысах - Бесов Нос и Пери Нос. Через некоторое время на берега Онеги прибыла археологическая экспедиция. Вскоре выяснилось, что петроглифы, подобные тем, что обнаружил рабочий, есть еще и на берегу, а также островах Белого моря. Шло время, археологи находили все новые и новые рисунки. Сейчас на побережье Онежского озера обнаружено около тысячи загадочных фигурок, а в Беломорье - больше двух тысяч! Археологи назвали их страницами каменной книги, или мастерскими сознания. И в самом деле, живописные шедевры давно ушедших мастеров демонстрируют нам не только быт, но и мысли людей, начиная чуть ли не с эпохи мезолита. Иногда кажется, что в этих "мастерских сознания" зашифрованы какие-то сообщения, однако прочитать их мы пока не можем из-за незнания кода. Ученые считают, что петроглифы Карелии являются сложными символами, запечатлевшими представление древних людей об окружающем их мире. Судя по всему, древние художники создавали свои каменные картины при помощи куска кварца. Линии при этом получались не слишком глубокими - около 2 мм. Рядом со сценами охоты и рыбной ловли запечатлены странные эпизоды: существа, лишь отдаленно напоминающие людей, совершают какие-то ритуальные действа, цель которых современным ученым пока не понятна. Среди фигурок есть совсем маленькие, длиной около 5 см, но встречаются и огромные - до 4 м. Самое странное, что лучше всего выбитые в камне фигуры видны, когда их освещают косые лучи восходящего или заходящего солнца. Особенно заметными в такие моменты становятся загадочные жезлы, а также лунные и солнечные знаки. Лесные и морские звери, водоплавающие птицы, люди, лодки, лук, стрелы, гарпуны - все это древние художники начали изображать около 6 тысяч лет назад. Однако работа над созданием карельской каменной "картинной галереи" шла на протяжении многих и многих столетий. Археологи, ведущие здесь раскопки, утверждают, что живопись на камнях обычно появлялась рядом с древними поселениями. Возможно, каменные картины располагались в своеобразных святилищах. Недаром почти все они находятся в уединенных местах побережья. Рисунки находятся так близко к воде, что кажется, будто существа, изображенные на них, только что вышли из пучины или собираются в нее погрузиться. Некоторые каменные картины скрыты под водой. Если подойти к камням с наибольшим количеством петроглифов на поверхности и посмотреть по сторонам, то становится ясно - окружающее пространство с этой точки воспринимается по-особенному. Здесь как бы соприкасаются и сливаются в одну пульсирующую точку три мира - подводный, земной и небесный. Именно в таких местах особенно остро ощущается величие мироздания, возникает потребность в общении с высшими силами, мифическими обитателями потустороннего мира. Человек, оказавшись здесь, испытывает сильнейший эмоциональный подъем. Археологи установили, что древние святилища находились в этих местах еще до появления рисунков на камнях. Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия их быстро стирала. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах "каменной книги" животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков... Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях, отдаленно напоминающие людей, - порождение фантазии древних людей? Но не исключено, что перед нами - реальные персонажи минувших столетий. Кто именно? Скорее всего, на этот вопрос никто никогда ответить не сможет. Ученые признают, что смысл карельских петроглифов до сих пор остается для них тайной. К сожалению, современный человек не может взглянуть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков. Может быть, поэтому содержание "каменной книги" пока остается для нас недоступным. Кроме загадочных петроглифов, в глухих таежных уголках Карелии обнаруживаются памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. Один из таких памятников - комплекс на горе Воттоваара (Муезерский район). Из года в год он привлекает все большее число туристов. Воттоваара надежно хранит не только древние тайны, но предлагает исследователям и новые загадки. О наблюдениях НЛО в окрестностях Воттоваары неоднократно сообщали разные свидетели. Некоторые из этих случаев происходили непосредственно над ней самой. В 1987 году один очевидец сообщил, что наблюдал на горе светящийся объект, который вдруг "резко пропал в темноте", а затем вновь появился в кольце огня, который, казалось, исходил из камней. Еще более странное сообщение поступило от группы туристов, которые слышали странные щелкающие звуки, исходившие от камней". Они не успели даже толком испугаться, как услышали странное жужжание, которое исходило откуда-то сверху, как если бы там кружился громадный фейерверк. Мгновением позже перед ними предстало видение женщины в желтом одеянии. Это зрелище, сопровождаемое загадочными звуками, исходившими от камней, оставило у очевидцев впечатление, что они стали свидетелями чего-то, находящегося на грани между божественным и дьявольским. Гора Воттоваара является самой высокой точкой Западно-Карельской возвышенности - 417,3 м над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. Карельские ученые считают, что Воттоваара - уникальный геологический памятник. Оказывается, не только геологический, но и историко-культурный. На вершине горы, на площади примерно в 6 кв.км, находятся огромные камни прямоугольной формы, удивительные сооружения из камней в виде правильного круга, названные археологами кромлехами, и около 1600 камней-сейдов, уложенных в некоем таинственном порядке. Сейд - культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого из окружающей среды очевиден, т.е. имеет явные признаки воздействия человека. Наиболее плотная концентрация камней-сейдов - на самой высокой точке гряды и по склонам амфитеатра. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые крупные камни, вес которых достигает примерно трех тонн, поставлены на "ножки", то есть уложены на несколько камней поменьше. Кто, когда и зачем поставил здесь эти камни? Кстати, по мнению ряда исследователей, корень "сейд" ("сид", "сэт" и т.д.) - очень древний. Одним словом, сейд - место поклонения языческим богам и камням, которых саамы наделяли сверхъестественными магическими свойствами и силой, место проведения древнейших шаманских ритуалов, о смысле которых мы сейчас можем только догадываться. Как сказал однажды всемирно известный английский археолог Пол Девере: "Камни начинают приоткрывать некоторые из своих секретов, но пока мы всего лишь несмышленые малыши в мегалитическом детском саду. Нам еще многому предстоит научиться". Обычно подобные объекты относятся к саамской традиции. Но, как предполагает карельский археолог Марк Шахнович, комплекс на Воттовааре, по всей видимости, гораздо древнее и входит в комплекс мегалитических сооружений, возведенных по европейскому побережью Атлантики от Испании до Норвегии в бронзовом веке. Например, есть версия, что возраст комплекса около 2000 лет, а идея его сооружения принадлежит северным племенам гипербореев - жителям древней северной страны Гипербореи. По саамским же поверьям, это место является средоточием злых сил: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы. Немало загадок подкинула ученым одна из самых поразительных здешних находок - "лестница в небо". Так прозвали неизвестно кем и когда вырубленные в скале тринадцать ступеней, заканчивающихся глубоким обрывом. Археологи со всей ответственностью заявляют: у здешних племен в древности просто не существовало "идеи лестницы", как у других племен не существовало "идеи колеса". Вопрос об искусственном или естественном происхождении ступеней пока еще не нашел своего окончательного решения. А различный возраст камней указывает на то, что комплекс, возможно, формировался довольно продолжительное время. Скорее всего, на Воттовааре мы имеем дело с грандиозным культовым комплексом, где в течение столетий отправлялись жертвенные обряды. Что касается жужжания и появления призрака женщины в желтом одеянии, то этот случай можно рассматривать как типичное проявление еще одного феномена, часто связываемого с мегалитическими сооружениями: это проявление так называемых психических излучений, иначе называемых "полем памяти места". Один из московских экстрасенсов, экспериментировавший в каменном круге на Воттовааре, поведал, что видел образы людей, похожих на жрецов, двигавшихся между камнями: "Они протягивали потоки энергии, связывая камни друг с другом", - пояснил этот человек. По словам экстрасенсов, энергетика этого места необычайно высока, она подпитывает их внутренние силы, словно мощный аккумулятор. Они называют Воттоваару "акупунктурной" точкой, через которую планета, словно через антенну, осуществляет энергоинформационный обмен с Космосом. Проверить это довольно сложно, но не исключено, что и древние обитатели этих мест могли знать о необычных свойствах горы Воттоваара, что и послужило основой для возведения комплекса. Ряд исследователей Воттоваары отмечают аномальное воздействие горы на механизмы, электронную аппаратуру и даже на организм человека. В отчетах экспедиций можно найти немало описаний того, как наблюдалась одновременная остановка наручных часов сразу у нескольких членов экспедиции, в цифровых фотоаппаратах вдруг оказывались переполненными "свежие" флэш-карты, люди не могли часами выйти к хорошо видимой цели. Рассказывали о том, что, оставаясь на горе один, человек начинает испытывать чувство необъяснимого нарастающего ужаса. Не исключено, что все это может иметь под собой основания. Недаром ведь у саамов существовало большое количество запретов, связанных с посещением подобных мест: запрещалось громко говорить, сюда не допускались женщины и дети, не приветствовался приход из чистого любопытства, к некоторым, наиболее "сильным" камням запрещено было не то что прикасаться, а даже подходить близко. Существовали ли святилища с культовыми камнями, помимо Воттоваары, на территории Карелии в глубокой древности? Открытия, сделанные археологами в последние десятилетия, позволяют дать на эти вопросы четкие утвердительные ответы - это и святилища на островах Белого моря - Немецком Кузове и Русском Кузове, и древнейшие языческие памятники на острове Колгостров в Уницкой губе Онежского озера, и многие другие. Алексей Попов, вице-президент Международной академии меганауки (город Петрозаводск), отправился летом 2008 года с экспедицией в окрестности Воттоваары. Изначально целью экспедиции были памятники саамской цивилизации, мегалиты, сейды, возраст которых 8-10 тысяч лет. Однако на месте ученых заинтересовало нечто иное, а именно то, на чем эти сейды стоят. Не претендуя на очередную теорию, члены экспедиции предоставили данные на суд международной науки сведения о странных объектах правильной геометрической формы, обнаруженных около Воттоваары. Объекты из серого кварцита, размер от 5 до 40 м, предположительный вес от 500 кг до 10 тонн. Поверхность их выглядит обработанной, ясно видно срезы - несмотря на эрозию. Блоки подогнаны друг к другу очень точно. Линии идеальны, они не похожи на естественный раскол породы. Внутри одного блока были найдены некие срезы - зигзагообразные, похожие на пазы. Увидев это, члены экспедиции просто развели руками. Кроме этого, экспедиция нашла нечто, напоминающее резервуар. Стенки идеально обработаны, идут под прямым углом. Никаких сведений о фортификационных работах в этом регионе члены экспедиции не нашли. Судя по всему, это место именно в таком, может, несколько в более лучшем виде увидели древние саамы, они же и поставили там сейды. Странные камни огромного размера находят и рядом с Карелией. Например, так называемый бродячий Синь-камень - большая, весом в двенадцать тонн, каменная плита. Ученые считают, что во всем виноват огромный ледник: много лет назад он сполз со Скандинавского щита, увлекая за собой гигантские валуны. Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно "проехали" Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского и оказался Синь-камень. "Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец" - такую оценку дают Синь-камню геологи. На самом деле такой цвет он приобретает солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок у него скорее фиолетовый. Но известен камень не цветом, а своей древней историей. ...Первым побережье Плещеева озера заселило языческое племя мерян. Большим камням они придавали особое значение, считая, что в каждом живет дух какого-либо божества. Валун странного цвета сразу привлек их внимание. В IX веке мерян потеснили славяне - такие же язычники. Они назвали холм Ярилиной горой. Рядом был отстроен город Клещин, упоминаемый в "Повести временных лет". Остаткам мерян милостиво разрешили жить по-старому. Затем на Русь пришло христианство. Славяне его худо-бедно приняли, а вот меряне продолжали почитать валун. Поэтому в 1152 году христиане поднялись на гору и сбросили его вниз. Мерянам это не понравилось, и они подожгли Клещин. Силами дружины князя Юрия Долгорукого бунт подавили, но язычники клялись, что сброшенный "бог" все равно никого не пустит. Самое интересное, что так, в общем-то, и вышло. Гору присмотрел для своей загородной резиденции князь Александр Невский, после чего она стала именоваться Александровой. Однако хоромы простояли здесь недолго. Холм оставался пустым. Зато рядом с поверженным камнем забил ручей чистой воды. А народ продолжал ходить к языческому идолу. "Бысть во граде Переславле камень, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей... И они слушаху его и стекахуся и творяху ему почесть..." - отмечал летописец. Валун украшали цветами, а в Ярилин день водили хороводы. В начале XVII века с благословения преподобного Иринарха на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода "каменного беса" и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и "выглянула" из-под земли. И опять к ней потянулись люди. В летописи сохранились строки о том, что игрища у камня проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня. Таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра - ведь когда-то он носил имя Кифа, что в переводе означает "камень". (Да и само имя "Петр" на греческом - тоже "камень".) Новая акция против "беса" была предпринята зимой 1788 года, когда его решили "запечатать крестом", положив в фундамент строящейся Свято-Духовской церкви. Доставить камень предполагалось по льду озера. Валун взвалили на огромные сани и потащили по застывшей глади - но не довезли. Лед треснул, и синяя плита ухнула в глубину. Однако вскоре пошли тревожные слухи. Вода в озере была тогда прозрачной, и рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении "своей" горы. Это движение, конечно, было едва заметным, и на поход к месту былой славы камню потребовалась уйма времени, однако весной 1850 года он оказался у подножия бывшего холма-"пьедестала". Здесь, кстати, глыба пребывает и ныне. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее. Фотографии 50-х годов запечатлели его на самом берегу озера, а спустя тридцать лет валун оказался уже на расстоянии ста метров от прежней "прописки". Сегодня его отделяет от холма треть километра. "Народная тропа" не заросла сюда и по сей день. На ветвях засохшего деревца трепещут разноцветные ленточки, которые оставляют ходоки, чтобы камень о них "помнил". Они усыпают подножие валуна монетками и карамельками, хотя порой бывают и оригинальные приношения - вроде банки со сметаной. Ярила считался некогда богом плодородия, и женщины приходят к валуну, чтобы "вымолить" ребенка, а представители сильного пола - для восстановления мужской силы. В июньскую ночь, накануне праздника Иоанна Предтечи, у Синь-камня стала собираться романтическая молодежь. Девушки возлагают венки и загадывают желания. Случается, поют и частушку: "Синий камень, синий камень, синий камень - сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь". Что до остальных жителей, они любят смотреть на камень зимой. Ведь как бы ни объясняли его природу ученые, факт остается фактом: даже в самую холодную погоду снежинки, касаясь поверхности валуна, сразу тают... К вниманию журналистов, проведавших о Синь-камне, администрация национального парка "Плещеево озеро" относится настороженно. "Как появится очередная статья, так сюда толпы с молотками и зубилами съезжаются", - сетует сотрудница Марина Арнольдовна Дорофеева. Ведь бытует поверье, что если растолочь кусочек "волшебного камня", перемешать с водой и выпить, то избавишься от кучи болячек. Камень будто изгрызен громадным зверем. Видны и процарапанные кое-как надписи, вроде классического: "Здесь был Вася". Уследить за хулиганами невозможно. И оградку вокруг тоже не сделаешь: камень-то движется... "А и не надо забора, - сказал пьяненький абориген. - Камень сам о себе позаботится, уйдет от людей". Подмечено, кстати, верно, ибо глыба медленно погружается в землю. Когда-то на ее вершине могла запросто уместиться дюжина человек. Теперь над почвой осталась только "макушка" высотой в 30 см. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Разумовская полагает, что виной топкие берега Плещеева озера, не выдерживающие тяжести камня, да оголтелые туристы, что все время на него залезают. А по мнению местных бабуль, валун реагирует на невеселые события. Только с объяснениями не определились. Одни говорят, что камень прячется в предчувствии социальных катаклизмов, другие - что, наоборот, предсказывает светлые времена. Надо отметить, что камень-путешественник не одинок: в мире еще несколько мест, где гигантские булыжники двигаются как бы сами собой. Известны, например, "бродячие" валуны в калифорнийской Долине смерти - они переползают со скоростью полуметра в час, оставляя на песке следы, хотя очевидцам не удается уловить сам момент перемещения. Британский Уэльс славен местечком Гламорган, где на берегу моря находится "камень короля Артура", который дважды в год, - на Хэллоуин и Иванов день, - спускается к воде, а затем "заползает" обратно. Есть у Синь-камня "брат" и в России - полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут ее Мертвым камнем, уверяя, что внутри обитают злые духи. Валун известен тем, что движется, - причем неравномерно, а скачками. Порой останавливается на несколько месяцев, а затем вдруг срывается с места, словно пытаясь наверстать упущенное... Сегодня вокруг Синь-камня развернулись настоящие баталии. В 1996 году здесь работала группа исследователей ассоциации "Экология непознанного", сделавшая вывод, что глыба находится на пересечении неких "энергетических" силовых линий - оттого и движется. У классических ученых объяснения более простые. Еще лет тридцать назад со страниц местной газеты они заявили: валун оказался на берегу, потому что талые воды размыли песок, а затем камень начали двигать подводные течения и ледовые торосы. Правда, ни один ледолом почему-то не вытащил на берег другие затонувшие и куда более легкие предметы - лодки, автомашины... Да и движения уже по поверхности почвы такая гипотеза не объясняет. Все эти таинственные явления, связанные с северными камнями, не дают покоя независимым исследователям. К сожалению, официальная наука по-прежнему молчит... |
|