17:57 Арктика наша! Россия защитила Северный морской путь |
Решение о введении правительством России новых правил для иностранных военных судов, следующих по Северному морскому пути, оказалось для наших «друзей» с Запада настолько ошеломительным, что внятной реакции на него пока не последовало. В том, что она будет, можно не сомневаться – и, притом, как обычно в подобных случаях, когда наша страна напоминает о своих правах и заявляет о намерениях их отстаивать – злобная и истеричная. Можно поспорить – снова рекой польются обвинения в «препятствовании свободе судоходства» и тому подобном. Ну, пусть говорят... Главное, чтоб правила нарушать не пытались. Согласно новому порядку прохождения СМП, распространяющемуся, подчеркнем еще раз, только на военные корабли, государства, под чьими флагами они намерены рассекать суровые арктические воды, обязаны будут официально извещать нашу страну о своих намерениях не менее, чем за 45 суток. И не ставить в известность, а конкретно указывать не только названия своих посудин и сроки, на которые они намерены болтаться ввиду наших берегов, но также – конкретный маршрут и цели плавания. Впрочем, и это еще не все – для получения разрешения идти через нашу арктическую транспортную артерию в подаваемой загодя заявке придется осветить все технические параметры судна: от осадки до мощности силовой установки, а также фамилию, имя и звание его капитана. А чтоб, не дай бог, не заблудились «гости дорогие», каждое такое судно должно будет брать на борт российского лоцмана – причем, опять-таки, не по желанию, а в строго обязательном порядке. И в случае возникновения любых нештатных ситуаций, на помощь звать придется тоже русских, обращаясь в ближайший порт или на военно-морскую базу. Кстати, устраивать самим такие ситуации не рекомендуется крайне – в новых правилах черным по белому значится, что иностранные суда обязаны соблюдать все меры по защите окружающей среды и не загрязнять ее ни в коем случае. Ну, не любим мы «гостей», гадящих в нашем доме... При этом, если при рассмотрении заявки на военное судно, претендующее на хождение в водах Арктики, оно будет признано неприспособленным для выполнения подобных задач – по техническим ли причинам, или в силу сомнений в уровне подготовки экипажа, Северный морской путь для него будет закрыт. Не хватало нам еще лишних ЧП – да с иноземными вояками! Впрочем, все эти суровые требования – далеко не самое главное во вновь принятом документе. Требовать можно, в принципе, чего угодно, но вот что будет с теми, кто правила проигнорирует? В данном случае – самые неприятные вещи. Возможно, даже трагические. Иностранные военные суда, посмевшие влезть на Северный морской пути и следовать по нему на свой страх и риск будут подвергаться наиболее жестким из возможных мерам воздействия. Их будут просто-напросто арестовывать, невзирая на государственную принадлежность и «крутизну» флага. Тех, кто подчиниться законным требованиям не захочет, остановят в принудительном порядке. В самом же крайнем случае – особо наглых нарушителей пустят на дно. «Калибров» и «Цирконов» на всех хватит... Звучит это все достаточно грозно – но вот поверят ли на Западе в серьезность наших намерений? Вот тут, пожалуй, стоит сказать огромное «спасибо» Украине. За месяцы, прошедшие с момента так называемого «Керченского инцидента», она уже всему миру уши прожужжала, самыми яркими красками рисуя образ «беспощадных русских, готовых топить и захватывать чужие суда почем зря». Саму же достаточно мелкую пограничную стычку Киев, выпрашивая введения новых антироссийских санкций, раздул едва ли не до масштабов Цусимы. Теперь все это, как ни странно, играет России на руку. Один раз мы уже показали – не надо хамить, не стоит нарушать наши границы ни на суше, ни на водах, ни в воздухе. А то будет, как с украинцами. Проявив твердость и последовательность как во время самой попытки проверить на прочность наши рубежи, так и после нее, Москва дала повод задуматься тем, кому может взбрести в голову эту попытку повторить – только на более серьезном уровне. Конечно, американские эсминцы – это не украинские лоханки. Ну, так ведь и встречать их в Арктике будут вовсе не пограничные катера! По правде говоря, Соединенные Штаты и их союзники долго и нагло напрашивались именно на такое ужесточение правил судоходства по Северному морскому пути. Кто тянул за язык адмирала ВМС США Джеймса Фогго, заявившего, что Северный Ледовитый океан – «не российское озеро», а потому там будет ходить кто захочет и как захочет? Госсекретаря Майка Помпео тоже, кажется, данный вопрос с некоторых пор начал чрезмерно беспокоить – боится, болезный, что Россия и Китай будут в Арктике «доминировать». И если б они только языками молотили... Гораздо неприятнее, что Соединенные Штаты уже вовсю предпринимают конкретные шаги к нагнетанию конфронтации в северных водах. Воссоздание Второго флота ВМС США, крайне подозрительная возня их вояк на острове Адак у побережья Аляски, донельзя похожая на обустройство военных баз. Да что там говорить, если из Вашингтона уже вовсю звучат заявления об «операциях американского военного флота по обеспечению свободы судоходства в Арктике»! К американцам, как водится, оперативно «подтягиваются» британцы – и вот военный министр Соединенного Королевства пускается в рассуждение о необходимости переброски на Север новых противолодочных самолетов «Посейдон» для «сдерживания русской активности». Эдак скоро дойдет до того, что не мы, а нам начнут ставить условия – кому и как ходить по исконно русскому Северному морскому пути! Теперь, скорее всего, не дойдет. Предпринятые властями страны действия как нельзя более своевременны и адекватны ситуации, складывающейся вокруг Арктики, ее несметных богатств и стратегических морских путей. Чужого нам не надо – но свое не отдадим, как бы этого кому-то не хотелось! |
|