09:51 Бензиновые парадоксы. Стоит ли ждать повышения цен на топливо? |
За счёт повышения акцизов на топливо - с 1 апреля - Минфин рассчитывает пополнить бюджет почти на 90 млрд рублей. Как это отразится на потребителях и производителях? Акцизы на бензин 5-го класса повышаются с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну, на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин - с 10,5 тыс. до 13,1 тыс. рублей. Многие эксперты убеждены: повышение акциза может привести к росту цен и вызовет праведный гнев потребителей, которые всех собак повесят на нефтяников. Нефтяная отрасль тут традиционно оказывается козлом отпущения, в массовом сознании сидит стереотип: цены на бензин завышают жирные нефтяные коты. Что в действительности? В розничную цену входит не только стоимость нефти, но и затраты на её транспортировку, переработку, содержание АЗС, прибыль оптовиков и розничных продавцов, ну, и, конечно же, налоги, доля которых в ценообразовании составляет более 70%. Это и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых, налоги на зарплату, имущество, прибыль и др. Уже сейчас, до повышения, доля одних только акцизов в цене бензина - более 16%. При этом себестоимость добычи нефти в цене на топливо лишь 11%. Даже если бы операционные расходы на добычу нефти увеличились - а они сокращаются, - это сыграло бы куда меньшую роль в ценообразовании, чем повышение акцизов. И если цены на топливо действительно вырастут, обвинять нефтяников абсурдно. Тем более что взимать акциз будут с них же. В большинстве стран акциз взимается с топлива, реализуемого на заправках, но нас почему-то мировая практика не волнует. По логике Минфина, с 30 НПЗ собрать акциз легче, чем с 30 тыс. АЗС. Но, если НПЗ выплачивают акцизы с топлива, которое ещё не продано конечному покупателю, они фактически кредитуют бюджет и, что самое неприятное, начинают работать себе в убыток. Следовательно, не могут инвестировать в развитие производства. Когда акцизом облагаются производители, а не продавцы, это противоречит здравому смыслу. А на рынке топлива создаются неконкурентные условия: в выигрыше оказываются небольшие сети заправок. И это удивительно: одними из выгодополучателей правительственной реформы становятся так называемые «независимые игроки» - хозяева заправок, которые не следят за качеством продукта и зачастую продают «разбодяженный» бензин. Почему переработчики должны платить налоги за других, оплачивать риски бюджета, который недополучит акциз из-за потери при хранении и транспортировке? Проблему налогового контроля можно решить за счёт соединения контрольно-кассовых машин с контроллерами заправочных колонок. Это не такая уж сложная техническая задача - на всех АЗС есть автоматизированные системы учёта топлива и исчисления акциза. Пётр Железнов |
|