15:45 «Черная вдова» мирового океана |
Вайолетт Джессоп выжила в катастрофе «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Морскую стюардессу Вайолетт Джессоп по праву можно назвать «черной вдовой» мирового мореплавания. Она единственная в мире, кто работал на трех самых знаменитых океанских лайнерах - «Олимпике», «Титанике» и «Британнике», попала на каждом из них в крушение, но чудом осталась жива! Сегодня мало кто помнит, что трагическая судьба знаменитых трех океанских гигантов связала дама, чья история может служить яркой иллюстрацией к старому морскому поверью: «Женщина на корабле - к несчастью». Под счастливой звездой 1 октября 1887 года в аргентинском городке Ба-ия-Бланке, в семье ирландских эмигрантов, родилась девочка, которую назвали Вайолетт. Она была старшей из девяти детей в большой фермерской семье. Только шестеро из них остались в живых. Сама Вайолетт, по прогнозам врачей, должна была умереть от туберкулеза в детстве, но медики ошиблись - она быстро поправилась. После приезда в Великобританию Вайолетт училась в школе при женском монастыре. Но вскоре скоропостижно умер отец, а затем тяжело заболела мать, семья осталась без средств. Вайолетт пришлось искать заработок, чтобы прокормить многодетную семью, ведь в то время женщине было трудно найти хорошую работу. В начале XX века британская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» решила приобрести несколько огромных трансокеанских лайнеров, которые могли поражать воображение своей величиной, роскошью и скоростью. На верфи «Харленд энд Вулф» в Белфасте на протяжении четырех лет вошли в строй три гигантских лайнера. «Олимпик» был первым из них. Его ввели в эксплуатацию в июне 1911 года. Хотя Джессоп приняли стюардессой в престижную пассажирскую компанию и сразу направили на только что построенный «Олимпик», девушку это не обрадовало! Ведь лайнер предназначался для плавания через Атлантику, а погодные условия на этой линии Вайолетт не нравились. Но делать было нечего, ей все-таки пришлось принять все условия работодателя. Вскоре «Олимпик» отправился в трансатлантическое плавание. Судном командовал опытный капитан Эдвард Джон Смит. Вайолетт около четырех месяцев работала стюардессой на лайнере. Трудовые будни были тяжелыми, приходилось работать по 15-17 часов в сутки. Зарплата была минимальной, но ей нравилась атмосфера на лайнере и то, как к ней относились американцы, а главное, что заработанных денег худо-бедно хватало, чтобы содержать свою семью. Все изменилось в осеннюю ночь 20 сентября 1911 года. «Олимпик» неожиданно постигла трагедия: он столкнулся с британским крейсером «Хоук». Лайнер получил 14-метровую пробоину выше ватерлинии, но чудом остался на плаву. К счастью, в тот раз обошлось без человеческих жертв, хотя оба судна были разрушены. Эта авария сильно напугала стюардессу, одно время она даже думала сойти на берег и срочно искать новую работу. Но... время лечит. Пришлось забыть о страхе, ведь он не накормит и не оденет. «Олимпик» отремонтировали, и Вайолетт продолжила и дальше служить на нем. Этот лайнер пережил всех своих океанских «братьев», прошел Первую мировую войну, вернулся на трансатлантические линии, совершил около 257 рейсов в Нью-Йорк и обратно, а в 1935 году его вывели из эксплуатации и отправили на металлолом. Новые надежды А вскоре та же компания «Уайт Стар Лайн» на той же верфи «Харленд энд Вулф» построила и вовсе суперсовременное судно под названием «Титаник». Джессоп предложили поработать на нем, хотя она привыкла к прежнему лайнеру и не горела желанием менять корабль. Но на «Титаник» требовались опытные стюардессы, и она согласилась. 10 апреля 1912 года Джессоп отправилась в его первый и последний рейс. Едва «Титаник» отчалил от пристани, как в его борт чуть было не врезался американский пароход «Нью-Йорк». Команда корабля сразу почувствовала что-то неладное. Но на четвертый день все опасения экипажа развеялись. Пассажиры пребывали в хорошем расположении духа, танцевали, пели, играли в покер, бридж и мини-гольф, хотя в это же время с других кораблей поступали тревожные сообщения о встречающихся в воде глыбах льда. Набожная католичка Вайолетт Джессоп каждый вечер повторяла слова старинной молитвы, а также заставляла читать ее и свою соседку по каюте. Вечером 14 апреля 1912 года стюардесса, отработавшая свою смену, оправилась к себе в каюту. И тут девушка услышала сильный удар - это «Титаник» столкнулся с айсбергом. Вайолетт должна была успеть спуститься на палубу третьего класса и сообщить о случившемся на испанском языке тем пассажирам, которые не понимали английского. В экипаже «Титаника» насчитывалось всего 23 женщины, но они стойко выполняли служебный долг. В 1:20 ночи всех стюардесс посадили в шлюпку номер 16. Во время посадки ей кто-то передал на руки ребенка, которого она доставила на спасательное судно «Карпатия». Там его забрала какая-то женщина. Стюардесса позже признавалась, что она так и не узнала, была ли это мать ребенка или совсем посторонняя женщина. Радость спасения омрачило страшное известие о гибели 1504 человек. Из 2224 находившихся на борту выжили 712. Из 128 детей, находившихся на судне, выжила половина. Эта страшная катастрофа нанесла психике молодой стюардессы страшный удар. Она чувствовала себя потерянной и долго не могла оправиться от пережитого шока. Казалось, Джессоп должна была сойти на берег окончательно. Но Вайолетт не хотела, чтобы страх перед кораблями и океаном стал постоянным спутником ее жизни. Ведь она жила океаном и лайнерами, это было частью ее жизни, ей необходимо было скорее вернуться к своей работе. И она сделала выбор. Последний рейс Во время Первой мировой войны Джессоп служила медсестрой Британского Красного Креста. И надо же такому случиться: в 1916 году она попала на борт лайнера «Бри-танник». 21 ноября 1916 года «Британии«» подорвался на немецкой мине. После взрыва в носу с правого борта с затопленными четырьмя передними отсеками лайнер оставался на плаву. Так как судно еще двигалось, команда отказалась спустить лодки, пока оно не остановится. А когда две лодки спустили на воду, их затянуло вращающимся гребным винтом. В результате погиб 21 человек. Вайолетт была в одной из этих шлюпок, но храбрая девушка успела выпрыгнуть и выжить. Течение занесло ее под днище, она сильно ударилась головой о киль. Через много лет врачи обнаружили у нее трещину в черепе. Хоть капитан «Британника» и старался посадить судно на мель, оно затонуло за 55 минут. Эвакуация пассажиров прошла успешно - были спасены 1036 человек, среди них и Вайолетт Джессоп. Но и это последнее несчастье не удержало энергичную британку от дальнейшего плавания. Вайолетт оставила работу в компании «Уайт Стар Лайн» и перешла в «Ред Стар Лайн», где в течение нескольких лет проработала в круизах. После Второй мировой войны она некоторое время занималась канцелярской работой, но потом вновь вернулась работать на кораблях новой компании и проработала там вплоть до выхода на пенсию в возрасте 61 года. Вайолетт еще дважды совершила кругосветный круиз на линкоре «Бельгенланд». В конце 1930-х годов британка вышла замуж. Была ли она счастлива? Трудно сказать, брак был недолгим, детей у нее не было. Но совершенно точно она была очень удачлива, а ее удачливость помогла спасти жизни многим людям. В 1950 году Джессоп перебралась в Грэйт-Эшфилд в Суффолке. Ее трудовой стаж составил 42 года. После выхода на пенсию она стала настоящей находкой для всех исследователей катастроф «Титаника» и «Британника». На склоне лет Вайолетт была одинокой бездетной старушкой, главным развлечением которой стали беседы о «Титанике». Она стала прототипом стюардессы Люси из фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона, а также героиней пьесы Криса Берджесса «Айсберг - прямо по курсу». Уже в конце прошлого столетия исследователи установили личность человека, который, как и Вайолетт, перенес крушения на всех трех лайнерах и остался жив. Это кочегар Артур Джон Прист, причем он перенес целых пять кораблекрушений. Кочегар заявлял, что после очередного счастливого спасения он вынужден был уйти в отставку. На этом настояли члены экипажа, которые больше не хотели идти с ним в рейс. Но ни Вайолетт, ни Артур друг друга не знали. Вайолетт скончалась 5 мая 1971 года от сердечной недостаточности на 84-м году жизни. |
|