00:56 Что значит полностью проснуться |
"Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально” "Я убежден, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Всё, чем может помочь один человек другому — это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы”. (Эрих Фромм) Ложась спать после завершения дня, мы привыкли к тому, что на несколько часов перестаем жить в реальном мире. Сон нам нужен, т.к. он позволяет нам за ночь восстановить свои силы, но вы когда-нибудь, после того как встали с кровати, обращали внимание на качество своего бодрствующего состояния? Задумывались ли вы над тем, проснулись ли вы до конца или продолжаете спать наяву, совершая привычные действия "на автопилоте”? Многие из нас привыкли считать, что открыв глаза, мы автоматически полностью пробуждаемся и живем сознательной жизнью. Но так ли это? Вопрос действительно интересный. Люди издавна обращали внимание на состояния сна и пробуждения, что находило свое отражение в культурном наследии многих поколений. В литературе разных эпох можно встретить упоминания о том, что "Жизнь есть сон”, а народные выражения "Спать на ходу” и «Встать-то я встал, а проснуться забыл» очень точно отражают суть проблемы. По всей видимости, именно поэтому в трудах многих восточных и западных философов можно найти различные высказывания о важности пробуждения для человека, основную суть которых можно передать словами – "по-настоящему живет только тот, кто действительно пробудился”. Всё это позволяет сделать вывод, что полностью пробудиться от сна действительно важно и, по всей видимости, не так уж и просто. Что же это за сон такой? Что же нам мешает проснуться? В качестве ответа можно привести высказывание ученого и философа наших дней Дарио Саласа Соммэра – нашему пробуждению мешает гипноз. И драматическая правда заключается в том, что гипнотические состояния являются неотъемлемой частью нашей жизни с момента рождения. Известный учитель прошлого века Георгий Иванович Гурджиев говорил: «Прежде всего, необходимо понять, что сон, в котором протекает человеческое существование, – это не нормальный, а гипнотический сон. Человек погружен в гипнотическое состояние, и это состояние постоянно в нём поддерживается и укрепляется. Можно подумать, что существуют силы, которым выгодно и полезно держать человека в гипнотическом состоянии, не давая ему увидеть истину и понять своё положение… Пробудиться же исключительно важно, но одному человеку здесь ничего не сделать, и чтобы пробудиться, несколько человек должны работать вместе. Поэтому человек, желающий пробудиться, должен искать других людей, которые тоже хотят пробудиться, и работать вместе с ними”. Это явление в свою очередь очень хорошо объясняет Дарио Салас Соммэр, который определяет гипноз как резкое падение уровня сознания, вызванное мгновенным или постепенным поглощением внимания человека. В своей книге «Гипсосознание», аудиоверсия которой довольно выразительно называется «Практика повышения уровня сознания», он поясняет, что гипноз — это состояние, когда разум человека словно заворожен, поскольку его внимание полностью поглощено какими-то постоянными или изменяющимися стимулами. Состояние загипнотизированных людей очень близко к бессознательному мышлению и для выхода из этого состояния и более полного пробуждения необходимо прилагать регулярные усилия, направленные на повышение уровня собственного сознания. Конечно для достижения этой цели необходимо жертвовать собственным психологическим комфортом, что можно сравнить с ситуацией, когда человек привык долго сладко спать, просит себя разбудить, но при этом ему не хочется просыпаться. Тут определенной помощью может быть глубокое понимание человеком всех проблем, связанных с состоянием полупробужденности, и его твердое намерение освободиться от гипнотической паутины привычного мира. При этом бороться с "дневным” сном проще будет тому, кто заранее готов к преодолению трудностей, связанных с процессом пробуждения. Если такой человек примет решение, то он действительно сможет идти путем индивидуального развития, как это незабываемо передал Ричард Бах в своей книге «Чайка Джонатан Ливингстон». Безусловно, это путь непростой. Наша цивилизация такова, что постоянно оказывает на нас сильнейшее гипнотическое воздействие. Но насколько глубоко мы понимаем этот факт? Дарио Салас пишет: "В жизни возбуждающие и стабилизирующие эмоциональные состояния постоянно сменяют друг друга. Это доказывает, что гипнотическое состояние является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Здесь имеет место подсознательное мышление, для которого характерно доминирование эмоциональных состояний над высшими функциями интеллекта. В современном мире для человека становится почти невозможным избежать состояния гипноза и превратиться из антииндивида в индивида. Это обусловлено прежде всего непреодолимым культурным и эмоциональным воздействием общества и некоторыми аспектами технического прогресса. Толпа поглощает индивида, гипнотизируя его и подчиняя своему постоянному эмоциональному влиянию. Анатолий Милехнин утверждает, что «психофизическое поведение индивидов, составляющих толпу, по существу, не отличается от состояния человека, добровольно подвергающегося гипнозу». Мы живем в эпоху толпы. Все организовано по принципу групп: политических, экономических, философских или религиозных, причем человек не может выйти из-под их влияния. В книге «Психология толпы» Густав Ле Бон говорит о «законе ментального единства толпы». Он излагает интересные идеи, имеющие тесное отношение к нашей теме: «…существует психологический закон ментального единства толпы. Наиболее поразительный факт психологии толпы состоит в том, что независимо от того, какие люди составляют толпу, независимо от их образа жизни, профессии, характера и интеллекта, лишь из-за того, что они становятся толпой, они обладают своего рода коллективной душой. Эта душа вынуждает их мыслить, чувствовать и действовать совершенно не так, как каждый из них думал, чувствовал и действовал бы в отдельности… Исчезновение сознания, преобладание бессознательной личности, подверженность манипуляциям со стороны толпы через внушение и заражение ее чувствами и идеями, склонность немедленно претворять в действия внушенные мысли — все это основные характеристики человека толпы. Он уже не индивид, а автомат, лишенный собственной воли». Поведение массы, как его описывает Ле Бон, объясняется низким уровнем сознания, гипнотическим состоянием, лишающим человека способности критически рассуждать, оценивать и анализировать. Таким образом, уровень интеллекта человека не позволяет ему освободиться от гипнотического влияния группы, если только он не обладает разумом в совокупности с высоким уровнем сознания, приобретенным сознательно или спонтанно. Группы, особенно политические и религиозные, не допускают самостоятельного мышления своих членов. Кроме того, отдельные люди находятся под мощным и глобальным влиянием всего человечества. Следовательно, можно сказать, что гипноз является "нормальным” состоянием человека. Только тех, чье поведение стало сознательным и кому удалось стать индивидом, можно считать истинными людьми”. В книге «Мораль XXI века» Дарио Салас Соммэр пишет: "Телевидение – огромная сила, которая унифицирует и объединяет людей в толпу. Все телезрители образуют некую субкультуру, создаваемую телесериалами, выпусками новостей, развлекательными программами и кинофильмами. Телезрители находятся на расстоянии друг от друга, но из-за того, что они получают одинаковую информацию, у них возникает некое ментальное единство и снижается способность мыслить. Не будем забывать, что телевизионный и компьютерный экран – самый лучший гипнотизер, поэтому ребенку, попавшему под его влияние, трудно освободиться от этого гипноза и контроля”. Эта ситуация во многом напоминает сюжет фильма «Матрица». Люди привыкли жить в ментальных сумерках и перестали осознавать происходящее. Из-за быстрого ритма современной жизни и разнопланового гипнотического воздействия мозг людей переполнен огромным количеством неосознанной и пустой информации и значительную роль в этом играют телевидение, радио, интернет, пресса, кино. Все это удерживает людей в сомнамбулическом сне и похоже, что все к этому привыкли. Но если кто-то принял решение проснуться, начал работать над этим и стал постепенно лучше осознавать окружающий мир и лично себя, то он может увидеть, что на самом деле у него почти нет ничего собственного, и многие мнения, убеждения, привычки и даже недостатки, которые он ранее считал своими, на самом деле не принадлежат его Высшему Я, а сформировались в его личности благодаря подражанию или же были заимствованы откуда-то уже в готовом виде. Такой человек может начать понимать, что его мозг оккупирован различными информационными имплантами, и по мере своего пробуждения он станет находить многочисленные подтверждения того, что ИНФОРМАЦИЯ без его воли и согласия сама формирует в его уме ментальную картину, что делает его похожим скорее на биологического робота, чем на человека разумного. И подавляющее большинство людей живут именно так. Но влачить подобное существование совсем не обязательно. Тот же Дарио Салас говорит: "Есть другое, более глубокое состояние бодрствования, незаметное внешне и связанное с мозговой активностью. Это последнее состояние мы будем называть истинным бодрствованием или пробужденностью, чтобы отличать его от физиологического бодрствования, которое будем называть кажущимся бодрствованием”. Таким образом, пробуждение – это не момент, когда после "физического” сна мы открываем глаза, а состояние, когда просыпается наше сознание. С этой точки зрения человека можно назвать пробужденным именно тогда, когда он осознаёт себя и всё что с ним происходит в настоящем моменте, и тем, кто намерен сделать свою жизнь лучше, можно посоветовать обратить на это внимание. Состояние бодрствования в нашей жизни действительно имеет ключевое значение. В этой теме лучше разбираться через свой собственный опыт, и скорее всего просто чтение этой статьи, в которой приведены лишь цитаты и размышления после чтения книг Дарио Саласа Соммэра, для кого-то будет уже недостаточным. Индивидуальное стремление к истине и понимаю действительности предполагает необходимость мыслить самостоятельно, и эти книги лучше конечно читать самим, чтобы прийти к собственным личным выводам. Возможно, после этого вы тоже захотите вырваться из плена сна. Конечно это путь требующий усилий, самоконтроля и в определенном смысле преодолеваемый со скоростью черепахи, но если вы заинтересованы в том, чтобы пробудиться, и чувствуете эту необходимость, то начинайте — черепаха движется вперед, только если высовывает голову наружу. Азаров В.И. |
|
Всего комментариев: 4 | ||
|