10:44 ДИЗЕЛЬ ОБЪЯВЯТ ВНЕ ЗАКОНА? |
После скандала в США, вызванного фальсификациями данных о выхлопах дизельных двигателей автомобилей «фольксваген», во многих странах пройдет тотальная проверка дизельных авто. Под угрозой может оказаться само существование этого класса машин. ОБМАН ВЕКА Расследование, ведущееся в США, имеет цель выяснить, знал ли бывший гендиректор концерна «Фольксваген» Мартин Винтеркорн о том, что его двигатели обманывают экологов. Скандал вокруг «фольксвагенов» бушевал всю прошлую неделю после того, как Агентство по охране окружающей среды США и Калифорнийский совет воздушных ресурсов сообщили, что программное обеспечение контроллеров дизельных двигателей некоторых автомобилей «фольксваген» 2009-2015 гг. выпуска могло обманывать систему проверки выхлопных газов, чтобы пройти тесты. При реальной же эксплуатации выброс оксидов азота мог превышать установленную в США норму почти в 40 раз. Концерн был вынужден признать, что продал 11 млн таких автомобилей. Ему пригрозили штрафом в $18 млрд, «Фольксваген» зарезервировал 6,5 млрд евро (треть свободных средств) на устранение проблем и сформировал комиссию по расследованию ситуации. В Европе дизельные машины составляют почти половину автомобильного парка, в США - лишь 3%. В середине 90-х в Европе дизельные автомобили составляли 10% автопарка. Но в 1997 г. был принят так называемый Киотский протокол по борьбе с изменением климата. После этого европейские автомобилестроители заключили соглашение, поддержанное транспортной комиссией Брюсселя. Они обязались за 10 лет сократить выброс углекислого газа на 25%. Курс был взят на производство дизельных авто, которые выделяют меньше углекислого газа. Для их владельцев предусматривались субсидии и снижение налогов. САМИ СЕБЕ ПРОВЕРЯЛЬЩИКИ Сначала контроль над тестированием двигателей отдали на откуп самим автомобилестроителям. По словам профессора Королевского лондонского колледжа Мартина Уильямса, курировать тему поручили ооновской организации «Мировой форум за гармонизацию и регулирование транспортных средств», которая с самого начала попала под влияние магнатов автомобильной индустрии. Профессор Уильямс рассказывает, что немецкие производители создали специальное программное обеспечение, позволяющее в 40 раз снижать тестовые показатели выбросов. Компьютер фиксирует тестовый лабораторный режим, при котором отключаются некоторые системы, и производит дополнительный впрыск специальной выхлопной жидкости, которая значительно снижает выброс двуокиси азота. Однако когда автомобиль двигается по шоссе, такого усиленного впрыска жидкости не происходит, иначе бы она очень быстро закончилась. Сегодня выяснилось, что выбросы дизелей гораздо опаснее, чем считалось ранее. Британские врачи отмечают особую токсичность дизельных двигателей, даже кратковременное воздействие их выбросов может серьезно повредить здоровью. Оно вызывает болезни сердца, рак и нарушает процессы роста. «Дизельные короли» не только фальсифицировали данные выбросов, они еще и утаили их опаснейшую составляющую - особые длинноцепные углеводороды. О них почти ничего не говорится в документации производителей. Между тем эти углеводороды являются ключевым ингредиентом двух самых опасных загрязнителей - озона и твердых частиц. Исследователи из Университета Йорка смогли обнаружить в городском воздухе большой объем выделяемого дизельными машинами несгорающего вещества, которого раньше не наблюдалось. Ведущий исследователь доктор Жаклин Хэмилтон говорит, что этот материал характерен для дизеля и не обнаруживается в выхлопах машин, работающих на бензине. Ученые призывают пересмотреть всю систему измерения автомобильных выбросов и включить в тестирование более широкий спектр веществ, исторгаемых выхлопной трубой. РЕЗОНАНС ВО ВСЕМ МИРЕ После скандала с дизелями Южная Корея собирается отказаться от всех немецких автомобилей. В октябре суд в Венеции собирается рассматривать иск против «Фольксвагена» и «Фиата», обвиняемых в обмане потребителей. Лабораторные тесты показали, что обе компании вводили покупателей в заблуждение, на 50% занижая заявленные потребление топлива и объемы выброса углекислого газа для моделей «Гольф 1.6» и «Панда 1.2». Между тем выясняется, что еще год назад министры транспорта стран ЕС получили 60-страничный доклад о том, что дизельные моторы выбрасывают намного больше вредных газов, чем показывают официальные тесты. Доклад был основан на данных независимого тестирования 15 моделей дизельных авто, продающихся в США и Европе. В частности, в докладе указывалось, что они выделяют в семь раз больше допустимого лимита двуокиси азота. Похожее предупреждение европейские чиновники получили и в 2013 г. Но никто ничего не сделал до того момента, как начался скандал в США. Эксперты считают, что такие схемы обмана применяют и другие производители. По их словам, «Фольксваген» был пойман с поличным, но весьма вероятно, что другие также играют в сомнительные игры, чтобы пройти тесты. На прошлой неделе французские и британские чиновники призвали к общеевропейским действиям в этой области, а министр экологии Франции Сеголен Руаяль, объявив о расследовании, потребовала от французских автопроизводителей «гарантировать, что подобное не имело места во Франции». Росстандарт запросил у российских представительств «Фольксвагена» и «БМВ» разъяснения и материалы по проблеме с системой контроля за выхлопами. Иностранные автоконцерны зачастую предоставляют для сертификации в России экологические сертификаты, полученные за рубежом, выявление фактов фальсификации таких документов грозит отзывом всей партии автомобилей с рынка. Представители «Фольксвагена» заявили, что в течение месяца проведут внутреннее расследование, результаты которого представят российскому контрольному ведомству. Николай Иванов |
|