00:44 Две Природы или почему эко-мышление терпит крах? |
Задача человечества 21 века – преобразить природу человека и мира. Сделать так, чтобы планета Земля перестала быть местом, где «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» Начнём сначала. Позже дойдём и до эко-мышления. О чём Философия? Если вгрызаться в историю человеческой Мысли (а это полезно делать любому психологу!), то неизбежно наше столкновение с философией, ну, знаете ли, хотя бы с предметом «История философии». (Недаром же дисциплину «Философия» ещё пока сдают ВСЕ соискатели любой учёной степени) И вот, «философствуя», ты узнаёшь неожиданно одну вещь. «Для людей это – тайна, но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти». великий древнегреческий философ Платон Или тебе говорит эту вещь преподаватель, на первой же лекции, и ты пропускаешь это мимо ушей, потому что у тебя через час — свидание, или ты понимаешь её сам, когда созреешь. (Лучше, конечно, второй вариант). Вся история человеческой Мысли — это повторение одной и той же думы, немого вопроса (сформулируем ЭТО теперь словами поэта Мандельштама) «Неужели я – настоящий, И действительно, смерть придёт?..» Человек — существо «мыслящее» только в силу одной причины – в мире, где всё чирикает и щебечет, есть смерть, которая заглушает всё чирикание и щебетание, и с этой травмой уму человека никак не справиться... С этой травмой, однажды посетившей его как прозрение, человек никак не может беззаботно веселиться и строить долгосрочные планы на жизнь — здесь. А Жизнь тем временем, просит его делать как раз обратное: веселиться, строить долгосрочные планы на жизнь – Здесь. Смерть же в этот момент стоит в сторонке и тихо веселится и строит планы... на своей волне. Поэтому человек, который видит обеих – думает, думает, думает... Видя обеих, пытаясь обнять это умом, человек почти что сходит с ума... И тогда он решается... (Самый популярный вариант) Выключить свой ум и зрение, запретить себе думать. Превратиться в атом толпы, про которую Пушкин написал так: «Мгновенной жатвой – поколенья, Извечной волей Провиденья: Восходят, зреют и падут... Иные вслед за ним идут» (Или самый непопулярный вариант) Человек принимает вызов и... продолжает мыслить, ища ответ на главную загадку Вселенной: «Как можно жить и строить планы на жизнь, когда смерть, которая отнимет лично у тебя всё, неизбежна?» Говорят, «смерть — в природе вещей». О! Вот мы и подошли к ключевому слову нашего разговора — Природа... Почему мы ненавидим Природу (или почему эко-мышление терпит крах?) И вновь у гробового входа Младая будет жизнь играть И равнодушная Природа Красою вечною сиять «Поскреби русского – найдёшь татарина». Поскреби любого «природолюбца», благодушно рассуждающего о том, «как он любит свежевыжатый сок, Природу и птичек», и обнаружишь Ненависть к Природе-Матери, желание её укротить, расстрелять в упор, отомстить ей за всё-за всё – за не те пропорции тела, за папину дурную наследственность, за адские роды, за родовую травму, за постоянную необходимость работать и испытывать страх, добывая корм и кров себе и своим щенкам, за грядущую твою, наконец, после всего этого (как будто было ещё мало!) смерть... Особенно смешно раскрывать это подлинное желание из подсознания —расквитаться с Природой, (или хотя бы максимально оградить себя от Неё) у разных защитников Природы и «друидов» всех мастей (ратующих за полное слияние с ней Человека), которые ввели в моду фотосессии с атрибутами эко-романтики: велики на траве, венки из васильков, босые ноженьки, льняное платье в пол... *** Смешно, но смеяться тут не над чем. Всё дело в том, что никто не виноват. Ни те смелые (сегодня) люди, которые прямо признаются в своей (отсталости) нелюбви к Природе, ни те, (ничего о себе не знающие) романтики, которые искренне думают, что Природу любят. Те, кто Природу не любит, предпочитают всё искусственное, не-дикое, окультуренное, построенное человеком … против Природы, назло ей. Они не стесняясь и не коря себя ни за что, едят тепличные турецкие овощи, пьют антибиотики, уважают вакцинирование, предпочитают ходить по асфальтированным дорожкам, проложенным циркулем, и вообще передвигаться в автомобиле с кондиционером. Они не считают, что Природа – это совершенство и Стройный Замысел. Наоборот, такие люди полагают, что Природа – это ужасный хаос, возникший случайно чёрт-те-когда, от которого только и жди что неприятностей и катастроф. Те же люди, которые Природу «любят», только злятся, слушая аргументированные рассуждения первых, и мало что могут возразить им в ответ, не скатываясь в полный абсурд, клинику и идиотизм... Так за что нам любить Природу? И вот теперь мы подходим с вами к разрешению главной загадки. Правы, абсолютно правы и те, кто любит Природу (надеемся, что — искренне, а не потому что модно быть бохо) и те, у кого к ней накопилось слишком много острых вопросов, чтобы был возможен разговор не на повышенных тонах... Две Природы: Преодоление Трагедии Философ Светлана Григорьевна Семёнова – русский космист, точнее – историк и исследователь философии русского космизма, знаток учения Николая Фёдорова и близкого к нему круга мыслителей — Циолковского, Вернадского, Чижевского, трампампам. Тех, кто выдумал слово «ноосфера», короче, а затем и слово «экология». Тех, кто предвосхитил уникального католического мистика Тейяра де Шардена. Тех, благодаря кому человечество технически полетело в космос. Русские космисты жили на рубеже тех ещё веков — 19-ого и 20-ого. Они были высокообразованными людьми и сочетали в себе два интереса: интерес гуманитарный и интерес естественно-научный. Тогда было так принято — уметь быть одновременно и учёным-гуманитарием, и на серьёзном уровне заниматься «позитивными науками» — точными и естественными. Так вот, философы – русские космисты одновременно делали открытия в естественных науках (геология, биология) и были религиозными мыслителями, причём учёными-теологами. Они-то впервые и поставили вопрос о Двух Природах. Пользуясь терминологией христианской (уж простите) они назвали ту природу, которую честному, умеющему сострадать, человеку можно только ненавидеть – «Послегрехопадным порядком». Какова же она, эта природа, которая делает невозможным, глупым и смешным — «слияние» с ней Человека? Природа после грехопадения Предоставим слово философу Светлане Григорьевне Семёновой: «Послегрехопадный порядок — это определённый порядок, который зиждется на нескольких фундаментальных принципах бытия, на: рождении, половом расколе, пожирании, вытеснении последующим предыдущего (молодым – старого), смене поколений, смерти индивидуума». Природа же в её первом (общем) значении, это всё, что мы так любим любить. В первом (общем) значении Природа – это просто «совокупность всего существующего, сообщество существ, в многообразие которого входит и человек – сознательный представитель этого взаимосвязанного сообщества». Та самая Природа-Мать... С точки зрения многих религиозных мыслителей ( в том числе и космистов) Природа мучается и стенает каждой своей тварью. (Здесь они цитируют евангельский текст: «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» Рим. 8:22). И эта самая Природа ждёт от разумного, мыслящего человека только одного — когда же он, наконец, поумнеет до такой степени, что придумает — как освободить её, Природу, от тления, от смерти, от жестокого закона пожирания друг друга, борьбы и истребления... Этот процесс называется философами: «Восхождение Духа в лоне Материи». *** Сегодня уже понятно, что ген русского космизма попал куда надо и эти идеи уже восторжествовали через экософию, через новое экологическое мышление —попав через СМИ даже в головы «простых» людей. Задача человечества 21 века – преобразить природу человека и мира. Сделать так, чтобы планета Земля перестала быть местом, где «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне». И кое-что в этом направлении уже делается и делается успешно. Вы, кстати, можете назвать свои примеры? PS В начале разговора я полемически заявила о крахе «эко-мышления». Я не забыла про это. Я сейчас объясню. Всё дело в том, что идею возможности «идеальной» Природы трудно понять и принять, когда ты не оперируешь такими понятиями как «Царствие небесное», «Град Божий – Град Земной», «Грехопадение», «обожение Человека» и так далее. То есть, ты или в дискурсе религиозной философии – и тогда ты понимаешь, что в мире всё возможно, даже гармония человека с природой (при определённых условиях) или же ты один на один со своим атеистическим мышлением и как следствие — с безумной самкой Природой, которая безостановочно порождает и пожирает своих чад... А такую Природу защищать неохота. . Елена Назаренко |
|
Всего комментариев: 5 | ||
|