Воскресенье, 29.12.2024, 01:19
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

09:30
Феномен Страны Городов. Почему, Зачем, Кто? 1
А.А. Сахаров, август 2016
Записки дилетанта

 

Я не профессиональный историк, область моей деятельности - системный анализ. Но то, что выходит из-под пера российских «грандов» исторической науки иногда просто шокирует и заставляет вновь и вновь обращаться к вопросу идентификации корней русского народа. 

В 2007 г. Львом Самуиловичем Клейном (советский и российский учёный, археолог, культур-антрополог, филолог, историк науки, профессор, доктор исторических наук, один из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге) была подготовлена к публикации, но, так и не увидела свет (черновики доступны в интернете) монография - «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов».  Ниже приводится фрагмент из этой книги.

«Аркаим, с четырьмя выходами, открытый в годы вспышки нетрадиционных культов, приобрел особенную известность, став притягательным центром для всех свихнувшихся на магии, неоязыческом национализме и поисках арийских предков для славян.
Для археологов он – наиболее сохранившийся из укрепленных поселков определенного типа, принадлежавших, скорее всего ранним иранцам. В этих поселениях тоже двойное кольцо крепостных стен, а между кольцами – жилые помещения. Таким образом, памятники этого типа появляются у иранцев разного времени, в том числе и бронзового века.
Кузьмина обращает внимание на то, что традиция таких укрепленных поселений могла возникнуть именно у кочевых и полукочевых народов в степи, где главной ценностью был скот, и где приходилось не раз занимать оборону вкруговую, составив повозки табором». /1/.

Как можно в трёх абзацах наговорить столько нелепостей, исказить позицию автора, на которого ты же и ссылаешься (Е.Е. Кузьминой) и, походя унизить и обвинить в национализме автохтонное (славянское) население страны и только на том основании, что они хотят знать свою историю.

Оставим на совести автора слова о «свихнувшихся неоязыческих националистах», в конце концов, каждый народ имеет тех историков, которых ему оплачивают, и обратимся к фактам.

  • Во-первых. В «Страну городов» (Синташту) помимо Аркаима входило ещё более 20 укреплённых городищ. И, не более трети из них, имело круглую форму, а наиболее популярной формой был прямоугольник. И причём, здесь традиции занимать оборону вкруговую или известны племена занимавшие оборону в «прямоугольник» или даже в «яйцо». Укреплённое поселение Аландское, в котором как раз и жили кочевники овцеводы /2/, имело форму «яйца».
  • Во-вторых. Почему Клейн считает, что строители Аркаима были кочевниками. Процитируем Е.Е. Кузьмину.

«нет оснований сомневаться в предположении С.А. Григорьева о производственном – медеплавильном – назначении выявленных на Аркаиме помещений» /2/.

Если этого недостаточно, посмотрим на ритуал захоронений. В могилы клали оружие (наконечники стрел, гарпуны, топоры, наконечники копий), орудия труда (ножи, иглы, серпы, тёсла, долота, рыболовные крючки), украшения (бусы, браслеты, подвески). В ряде захоронений найдены жертвоприношения лошади и фрагменты боевых колесниц. И где здесь кочевники? Конечно, если для Клейна - колесница это традиционная кибитка кочевника, а гарпуны, рыболовные крючки и столярные принадлежности их повседневный инструментарий, то конечно, возражений нет.

Если и этого недостаточно, процитируем Г.Б. Здановича.

«Все эти поселения сооружены по заранее намеченному плану. Этот план был нанесён на земную поверхность, были вырыты котлованы жилищ – при этом оставлены цоколи или фундаменты высотой 30-40 см., размечены хозяйственные ямы, очаги и т.д.» /2/.
«Очевидно, на кровле по линии стен были проложены деревянные желоба для сбора и сброса воды. Интересно, что часть воды с кровли сбрасывалась в канализационный ровик, а часть отводилась в специальные ямы-емкости, служившие, вероятно, для сбора и хранения чистой дождевой воды. Этим емкостям предшествовали канавки с неровным дном и гребнем, обложенным гравием, что очень напоминает систему отстойников» /3/.

Подготовка детального плана города с улицами, жилищами, хозяйственными ямами, стоковой канализацией, системами водоочистки. Привязка к местности, планировка и разметка участка и так далее. Сегодня, для выполнения этого комплекса работ потребуется привлечь архитектора, геодезиста, землеустроителя, мелиоратора и строителя. И где в этом списке кочевники?

  • В третьих. Клейн пишет: «памятники этого типа появляются у иранцев разного времени». Е.Е.Кузьмина, на авторитет которой так любит ссылаться Клейн (несколько десятков ссылок в монографии) жёстко открещивается от иранских корней не только Аркаима, но и всей «Страны городов». Не было 4 тыс. лет назад ни иранцев (авестийских ариев), ни индоариев, ни даже русов. Были протоарии.
«Важно подчеркнуть, что новейшие сравнительные исследования Ригведы и Авесты подтвердили огромную близость обоих памятников – и лексическую и тематическую, что позволяет рассматривать их как вариант единого текста.
Это предполагает очень длительное сосуществование индоариев и иранцев и не даёт никаких оснований предполагать иранскую принадлежность Синшаты.
Синшата отражает взаимодействие нескольких индоевропейских диалектов, в котором победителем выходит протоиндоиранский. Ему предстоит пройти ещё тысячелетнее развитие прежде, чем сформируются восточноиранские языки» |2|.

Таким образом, жители «страны городов» говорили даже не на протоиндоиранском языке, из которого только через тысячу лет выделится восточноиранский язык. Согласно Е.Е.Кузьминой, здесь одновременно существовало и взаимодействовало несколько протоарийских диалектов и протоиндоиранский, был лишь одним из них.

В завершение ещё одно замечание. Клейн использует оборот «у иранцев разного времени». Сам автор хотя бы понял, что он хотел сказать? Восточноиранский диалект (язык) и собственно древнеиранский этнос появится только почти через тысячу лет после основания Аркаима. Таким образом, говорить о том, что памятники этого типа были заимствованы жителями Аркаима у иранцев невозможно. Как можно заимствовать что-то у того, кого ещё нет.

Можно конечно говорить о том, что иранцы, тысячу лет спустя, при возведении своих городов использовали строительные и планировочные приёмы характерные для поселений «Страны Городов» и, в частности Аркаима. Но это и не удивительно, ведь они, хотя возможно и не прямые, но их потомки. Почему не прямые? Аркаим это лишь небольшая, хотя и наиболее изученная часть «Страны городов». Причём, нет никаких реальных доказательств того, что именно жители Аркаима, а не какого либо соседнего города ушли в сторону будущего Ирана или Индии. Более того, как будет показано ниже, последний вариант наименее вероятен.

Кроме того, в чём смыл фразы «наиболее сохранившийся из укрепленных поселков определенного типа». В «Стране городов» было 3 типа городищ (круглые, овальные и прямоугольные), причем, по словам В.С. Горбунова «Безусловно, внешний облик синташских укреплённых комплексов производит сильное впечатление. Действительно, овально-округлые или прямоугольные поселения непривычны для степи и лесостепи Евразии. Именно по этой причине Г.Б. Зданович рассматривает их как протогорода, каждый из которых в своей планировке не повторяет друг друга, и, по мнению исследователей, несхожесть закладывалась преднамеренно» /2/.

Какого определённого типа? Всего получается 60 возможных комбинаций планировки (3 типа городищ умножаем на 20 вариантов их планировок). «Страна городов» скорее напоминает выставочно-демонстрационный центр института архитектуры, а не традиционные типовые поселения степняков кочевников.

Археологи называют «Страну городов» (рис. 1) культурным феноменом, Е.Е. Кузьмина говорит /2/ о конгломерате культур, но никто не может ответить на вопросы «Почему?» и «Зачем?». Рассмотрим наиболее популярные варианты.

Рис. 1. Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет – «Страна городов». Фиолетовый цвет - захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет - соседние культуры (срубная, бактрийско-маргианская, афанасьевская).

  • Города - это оборонительные сооружения. Более 20 прекрасно укреплённых городов, каждый со своей уникальной планировкой, притом, что:
    • «… уровень военизированности Синташты избыточен для того, чтобы воевать с никому не известным населением»,М.В. Халяпин /2/.
    • «Известно 200 синташтинских погребений, но нет ни одного со следами насильственной смерти.», Н.Б. Виноградов /2/.
  • Города - это металлургические центры, так как в них найдено оборудование для выплавки и обработки металла, притом, что в окрестностях практически нет леса (топлива для печей) и более того:

«87% ситаштских плавок сделано на базе очень бедных руд.», С.А. Григорьев /2/.

  • Города - это, капитально обустроенные зимние стойбища овцеводов кочевников. При том, что уже через поколение кочевники кардинально меняли образ жизни и переставали быть овцеводами. Вот данные по хорошо изученному поселению Аландское:

« … они пришли на Аландское явно выраженными овцеводами, содержание овцы 69%. К следующему строительному этапу они уже были скотоводами, разводившими коров. То есть, придя с выраженными степными традициями, они быстро перестроились», Л.Л. Гайдученко /2/.

  • Города - это обычные поселения автохтонных племён и не надо фантазировать. Притом, что, как показали раскопки, задачей было не обеспечить комфортные условия зимовки скотоводов или их долговременного проживания, а создать своего рода «вахтовый посёлок»:

«… укреплённые поселения функционировали вовсе не так, как нормальные скотоводческих культур. … Они особо функционировали. В течение части года, по принципу сменности населения. Но тогда мы должны их рассматривать как часть некой системы. Я уже высказывал мысль, что абашевские и синташтские поселения образовывали единую провинцию, функционировавшую на основе южно-уральского металлургического очага. Многие памятники – Каргалы, Никифоровское лесничество несут на себе примеры явно синташтинской традиции», Н.Б. Виноградов /2/.

Итак, что мы имеем? Возможно, это прозвучит шокирующее, но «Страна городов» это обычный широкопрофильный межрегиональный «учебный центр». Очень большой по площади (350 км в диаметре), очень древний (4000 тыс. лет), но учебный центр, в котором различные арийские племена (рис. 2.) имели свои учебные классы и общежития (укреплённые городища), расписание занятий (вахтовый метод проживания, о котором говорит Н.Б. Виноградов), профильную программу обучения: градостроительство, возведение фортификационных сооружений, металлургия, коневодство, молочное животноводство, изготовление транспортных средств, гончарное, столярное и кожевенное ремесло, военная подготовка и так далее.

Рис. 2. Карта распространения колесниц вместе с миграциями ариев

Как ещё объяснить тот факт, что для населения «Страны городов» важен был сам процесс (приобретение навыков и освоение технологии), а не конечный результат:

  • Огромные усилия по возведению фортификационных сооружений вокруг городищ, притом, что археологи до сих пор гадают, с кем собирались воевать их жители.
  • Металлургические печи, для которых нет качественного сырья и топлива.

  •  Десятки различных архитектурных и планировочных решений, что говорит не о следовании устоявшимся традициям, а скорее о поиске оптимальных вариантов.
  • Целенаправленная ломка традиционных укладов и освоение более прогрессивных видов хозяйственной деятельности. За одно поколение поселенцы превращаются из кочевников овцеводов в скотоводов.
  • Эксперименты с керамикой. Наряду с керамикой характерной для других археологических культур, большое число «ученических» работ, сочетающих в себе элементы этих культур или являющиеся их неумелым подражанием.
  • Изготовление колесниц (в захоронениях найдены многочисленные тёсла и долота) при отсутствии необходимости в них, как уже сказано выше, никаких войн здесь не было и с кем собирались воевать жители непонятно.

Заметим, что этот «учебный центр» имел и единый орган планирования. Напомним, что, Н.Б.Виноградов говорит о поселениях «Страны городов», как о частях некой более глобальной  системы. Ещё более определённо о наличии единого центра планирования высказывается Г.Б. Зданович:

«Памятники «Страны городов», безусловно, представляют нам вспышку высокой духовной культуры. Здесь сакральными были не только вещи – сакрализовывалось всё окружающее пространство. И, вероятно, спланировано было не только поселение – спланирована была вся «Страна городов»», Г.Б. Здановичем, /2/.

Причём, он же говорит и о том, что детальные архитектурные планы всех поселений и даже строений в  «Стране городов» каким-то загадочным образом, сохраняются  и хранятся десятилетиями.

«Насчёт переноса идей – в Аландском было несколько перестроек, но это приходят люди не из одного поколения, а другие. Но они полностью информированы о том, где стена, очаг, они не портят стен, а пристраивают к ним. Каким образом переносятся эти знания через поколения не понятно», Г.Б. Зданович /2/.

Заметим, именно планирования, а не управления. Здесь опять напрашивается аналогия с учебным центром. Ректорат в университете только планирует учебную деятельность и обеспечивает соблюдение общих правил поведения (например, никаких межплеменных конфликтов) на территории  учебного заведения. Но он не вмешивается во внутреннюю жизнь, быт и социальные традиции.

Археологические находки показывают, что на территории «Страны городов» жили (стажировались) представители самых различных археологических культур (племён). Причём, все разногласия и межплеменные противоречия они оставляли «дома». По мнению В.С. Горбунова это была «зона» мира:

«Керамика различных культурных типов на этих поселениях свидетельствует, скорее, об ассимиляции и интеграции материальных и духовных ценностей, представителей различных культур, основанной на мирном её характере », В.С. Горбунов /2/.

Ответ на вопрос, какие культуры были представлены здесь, даёт та же керамика. По мнению Е.Е. Кузьминой, Синташта отражает синтез разного по своей культурной принадлежности населения, причём в одном комплексе сочетаются сосуды, которые отчётливо восходят как к лесостепным, так и степным прототипам: абашевская культура, культура многоваликовой керамики, катакомбная культура и т.д. Такого же мнения придерживается и В.С. Горбунов, говорящий, что, объединённая одним культурным слоем керамика отражает различные культурные традиции: абашевские, петровские, срубные. Причём, по его мнению: «Сходство абашева и синташты во многих аспектах поразительно» /2/.

  • Абашевская культура. Охватывала территории европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана.
  • Катакомбная культурно-историческая общность. Занимала территорию от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная.
  • Срубная культурно-историческая общность. Занимала территорию между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе
  • Культура многоваликовой керамики (КМК) или Бабинская. Охватывала Поднепровье и Правобережье Днепра, частично территорию современной Тернопольщины. Восточной границей была Волга.
  • Петровская культура — археологическая культура. Расположена, на территории Северо-Западного Казахстана и Юго-Западной Сибири.





Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: http://www.kramola.info/blogs/rusy/fenomen-strany-gorodov-pochemu-zachem-kto| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/news/0-0-0-0-1| Просмотров: 1276 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: городов., кто?, Феномен, Зачем, почему, страны | Рейтинг: 4.3/7

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]