09:30 Феномен Страны Городов. Почему, Зачем, Кто? 1 |
А.А. Сахаров, август 2016 Записки дилетанта
Я не профессиональный историк, область моей деятельности - системный анализ. Но то, что выходит из-под пера российских «грандов» исторической науки иногда просто шокирует и заставляет вновь и вновь обращаться к вопросу идентификации корней русского народа. В 2007 г. Львом Самуиловичем Клейном (советский и российский учёный, археолог, культур-антрополог, филолог, историк науки, профессор, доктор исторических наук, один из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге) была подготовлена к публикации, но, так и не увидела свет (черновики доступны в интернете) монография - «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов». Ниже приводится фрагмент из этой книги. «Аркаим, с четырьмя выходами, открытый в годы вспышки нетрадиционных культов, приобрел особенную известность, став притягательным центром для всех свихнувшихся на магии, неоязыческом национализме и поисках арийских предков для славян. Для археологов он – наиболее сохранившийся из укрепленных поселков определенного типа, принадлежавших, скорее всего ранним иранцам. В этих поселениях тоже двойное кольцо крепостных стен, а между кольцами – жилые помещения. Таким образом, памятники этого типа появляются у иранцев разного времени, в том числе и бронзового века. Кузьмина обращает внимание на то, что традиция таких укрепленных поселений могла возникнуть именно у кочевых и полукочевых народов в степи, где главной ценностью был скот, и где приходилось не раз занимать оборону вкруговую, составив повозки табором». /1/. Как можно в трёх абзацах наговорить столько нелепостей, исказить позицию автора, на которого ты же и ссылаешься (Е.Е. Кузьминой) и, походя унизить и обвинить в национализме автохтонное (славянское) население страны и только на том основании, что они хотят знать свою историю. Оставим на совести автора слова о «свихнувшихся неоязыческих националистах», в конце концов, каждый народ имеет тех историков, которых ему оплачивают, и обратимся к фактам.
«нет оснований сомневаться в предположении С.А. Григорьева о производственном – медеплавильном – назначении выявленных на Аркаиме помещений» /2/. Если этого недостаточно, посмотрим на ритуал захоронений. В могилы клали оружие (наконечники стрел, гарпуны, топоры, наконечники копий), орудия труда (ножи, иглы, серпы, тёсла, долота, рыболовные крючки), украшения (бусы, браслеты, подвески). В ряде захоронений найдены жертвоприношения лошади и фрагменты боевых колесниц. И где здесь кочевники? Конечно, если для Клейна - колесница это традиционная кибитка кочевника, а гарпуны, рыболовные крючки и столярные принадлежности их повседневный инструментарий, то конечно, возражений нет. Если и этого недостаточно, процитируем Г.Б. Здановича. «Все эти поселения сооружены по заранее намеченному плану. Этот план был нанесён на земную поверхность, были вырыты котлованы жилищ – при этом оставлены цоколи или фундаменты высотой 30-40 см., размечены хозяйственные ямы, очаги и т.д.» /2/. «Очевидно, на кровле по линии стен были проложены деревянные желоба для сбора и сброса воды. Интересно, что часть воды с кровли сбрасывалась в канализационный ровик, а часть отводилась в специальные ямы-емкости, служившие, вероятно, для сбора и хранения чистой дождевой воды. Этим емкостям предшествовали канавки с неровным дном и гребнем, обложенным гравием, что очень напоминает систему отстойников» /3/. Подготовка детального плана города с улицами, жилищами, хозяйственными ямами, стоковой канализацией, системами водоочистки. Привязка к местности, планировка и разметка участка и так далее. Сегодня, для выполнения этого комплекса работ потребуется привлечь архитектора, геодезиста, землеустроителя, мелиоратора и строителя. И где в этом списке кочевники?
«Важно подчеркнуть, что новейшие сравнительные исследования Ригведы и Авесты подтвердили огромную близость обоих памятников – и лексическую и тематическую, что позволяет рассматривать их как вариант единого текста. Это предполагает очень длительное сосуществование индоариев и иранцев и не даёт никаких оснований предполагать иранскую принадлежность Синшаты. Синшата отражает взаимодействие нескольких индоевропейских диалектов, в котором победителем выходит протоиндоиранский. Ему предстоит пройти ещё тысячелетнее развитие прежде, чем сформируются восточноиранские языки» |2|. Таким образом, жители «страны городов» говорили даже не на протоиндоиранском языке, из которого только через тысячу лет выделится восточноиранский язык. Согласно Е.Е.Кузьминой, здесь одновременно существовало и взаимодействовало несколько протоарийских диалектов и протоиндоиранский, был лишь одним из них. В завершение ещё одно замечание. Клейн использует оборот «у иранцев разного времени». Сам автор хотя бы понял, что он хотел сказать? Восточноиранский диалект (язык) и собственно древнеиранский этнос появится только почти через тысячу лет после основания Аркаима. Таким образом, говорить о том, что памятники этого типа были заимствованы жителями Аркаима у иранцев невозможно. Как можно заимствовать что-то у того, кого ещё нет. Можно конечно говорить о том, что иранцы, тысячу лет спустя, при возведении своих городов использовали строительные и планировочные приёмы характерные для поселений «Страны Городов» и, в частности Аркаима. Но это и не удивительно, ведь они, хотя возможно и не прямые, но их потомки. Почему не прямые? Аркаим это лишь небольшая, хотя и наиболее изученная часть «Страны городов». Причём, нет никаких реальных доказательств того, что именно жители Аркаима, а не какого либо соседнего города ушли в сторону будущего Ирана или Индии. Более того, как будет показано ниже, последний вариант наименее вероятен. Кроме того, в чём смыл фразы «наиболее сохранившийся из укрепленных поселков определенного типа». В «Стране городов» было 3 типа городищ (круглые, овальные и прямоугольные), причем, по словам В.С. Горбунова «Безусловно, внешний облик синташских укреплённых комплексов производит сильное впечатление. Действительно, овально-округлые или прямоугольные поселения непривычны для степи и лесостепи Евразии. Именно по этой причине Г.Б. Зданович рассматривает их как протогорода, каждый из которых в своей планировке не повторяет друг друга, и, по мнению исследователей, несхожесть закладывалась преднамеренно» /2/. Какого определённого типа? Всего получается 60 возможных комбинаций планировки (3 типа городищ умножаем на 20 вариантов их планировок). «Страна городов» скорее напоминает выставочно-демонстрационный центр института архитектуры, а не традиционные типовые поселения степняков кочевников. Археологи называют «Страну городов» (рис. 1) культурным феноменом, Е.Е. Кузьмина говорит /2/ о конгломерате культур, но никто не может ответить на вопросы «Почему?» и «Зачем?». Рассмотрим наиболее популярные варианты.
«87% ситаштских плавок сделано на базе очень бедных руд.», С.А. Григорьев /2/.
« … они пришли на Аландское явно выраженными овцеводами, содержание овцы 69%. К следующему строительному этапу они уже были скотоводами, разводившими коров. То есть, придя с выраженными степными традициями, они быстро перестроились», Л.Л. Гайдученко /2/.
«… укреплённые поселения функционировали вовсе не так, как нормальные скотоводческих культур. … Они особо функционировали. В течение части года, по принципу сменности населения. Но тогда мы должны их рассматривать как часть некой системы. Я уже высказывал мысль, что абашевские и синташтские поселения образовывали единую провинцию, функционировавшую на основе южно-уральского металлургического очага. Многие памятники – Каргалы, Никифоровское лесничество несут на себе примеры явно синташтинской традиции», Н.Б. Виноградов /2/. Итак, что мы имеем? Возможно, это прозвучит шокирующее, но «Страна городов» это обычный широкопрофильный межрегиональный «учебный центр». Очень большой по площади (350 км в диаметре), очень древний (4000 тыс. лет), но учебный центр, в котором различные арийские племена (рис. 2.) имели свои учебные классы и общежития (укреплённые городища), расписание занятий (вахтовый метод проживания, о котором говорит Н.Б. Виноградов), профильную программу обучения: градостроительство, возведение фортификационных сооружений, металлургия, коневодство, молочное животноводство, изготовление транспортных средств, гончарное, столярное и кожевенное ремесло, военная подготовка и так далее. Как ещё объяснить тот факт, что для населения «Страны городов» важен был сам процесс (приобретение навыков и освоение технологии), а не конечный результат:
Заметим, что этот «учебный центр» имел и единый орган планирования. Напомним, что, Н.Б.Виноградов говорит о поселениях «Страны городов», как о частях некой более глобальной системы. Ещё более определённо о наличии единого центра планирования высказывается Г.Б. Зданович: «Памятники «Страны городов», безусловно, представляют нам вспышку высокой духовной культуры. Здесь сакральными были не только вещи – сакрализовывалось всё окружающее пространство. И, вероятно, спланировано было не только поселение – спланирована была вся «Страна городов»», Г.Б. Здановичем, /2/. Причём, он же говорит и о том, что детальные архитектурные планы всех поселений и даже строений в «Стране городов» каким-то загадочным образом, сохраняются и хранятся десятилетиями. «Насчёт переноса идей – в Аландском было несколько перестроек, но это приходят люди не из одного поколения, а другие. Но они полностью информированы о том, где стена, очаг, они не портят стен, а пристраивают к ним. Каким образом переносятся эти знания через поколения не понятно», Г.Б. Зданович /2/. Заметим, именно планирования, а не управления. Здесь опять напрашивается аналогия с учебным центром. Ректорат в университете только планирует учебную деятельность и обеспечивает соблюдение общих правил поведения (например, никаких межплеменных конфликтов) на территории учебного заведения. Но он не вмешивается во внутреннюю жизнь, быт и социальные традиции. Археологические находки показывают, что на территории «Страны городов» жили (стажировались) представители самых различных археологических культур (племён). Причём, все разногласия и межплеменные противоречия они оставляли «дома». По мнению В.С. Горбунова это была «зона» мира: «Керамика различных культурных типов на этих поселениях свидетельствует, скорее, об ассимиляции и интеграции материальных и духовных ценностей, представителей различных культур, основанной на мирном её характере », В.С. Горбунов /2/. Ответ на вопрос, какие культуры были представлены здесь, даёт та же керамика. По мнению Е.Е. Кузьминой, Синташта отражает синтез разного по своей культурной принадлежности населения, причём в одном комплексе сочетаются сосуды, которые отчётливо восходят как к лесостепным, так и степным прототипам: абашевская культура, культура многоваликовой керамики, катакомбная культура и т.д. Такого же мнения придерживается и В.С. Горбунов, говорящий, что, объединённая одним культурным слоем керамика отражает различные культурные традиции: абашевские, петровские, срубные. Причём, по его мнению: «Сходство абашева и синташты во многих аспектах поразительно» /2/.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |