На эти вопросы журналистов на "Деловом завтраке" в "РГ" отвечала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Более 500 вопросов и, кстати, тем для будущих проверок, пришли по Интернету. Их передали Голиковой. А начали мы с того, о чем чаще всего спрашивают читатели.
Татьяна Алексеевна, Счетная палата рассказывает о вскрытых нарушениях на миллиарды рублей, но потом все как бы уходит в "песок". Люди не знают, были ли заведены уголовные дела, был ли суд?
Когда мы выявляем во время контрольных мероприятий факты, свидетельствующие о необходимости вмешательства правоохранительных органов, мы им направляем наши материалы. Проводятся доследственные проверки. Мы знаем о состоянии этих дел. Другой вопрос, что это очень медленно продвигается. Иногда - годами. Наверное, самое быстрое рассмотрение материалов - это космодром Восточный. Ускорение придал глава государства. К сожалению, по космодрому вскрываются все новые и новые факты.Татьяна Голикова: Мы не являемся органом, который карает. Мы выявляем нарушения. Не всегда они связаны с прямым воровством. Но есть нарушения, которые ведут потом к недоплате налогов, к недострою объектов, больниц, коммунальной инфраструктры.
А "Зенит-Арена", что с этим объектом?
Татьяна Голикова: "Зенит-Арена" не на моем веку началась. Но надеемся, что Кубок конфедераций там пройдет.
Что касается того, о чем нас информируют правоохранители, то мы всегда эту информацию представляем публично. Итоговую представляем один раз в год, когда отчитываемся перед парламентом. Она содержится в годовом отчете. Там по каждому объекту, по которому возбуждено уголовное дело, все данные есть. А относительно судебных решений для нас закрытая информация - мы их не видим, суды сами принимают решения. Кстати, правоохранители тоже нам не могут по этой части предъявить полноценную информацию, так что мы ей не располагаем. Так устроена наша система.
Счетную палату сегодня во многих министерствах и ведомствах называют "счеткой". Что удалось расчистить в бюджетной сфере? Что еще предстоит?
Татьяна Голикова: Вопрос - далеко идущий в том смысле, что невозможно решить за достаточно короткий период времени все накопленные проблемы. Тем более, я об этом говорила на Гайдаровском форуме, причиной неэффективного использования ресурсов, как правило, является неэффективная система государственного управления.
Когда мне задают вопрос: "А что нужно сделать? Чего не хватает в законодательстве?" - я отвечаю: "Вообще в законодательстве всего хватает. Там все написано. Главное, что это законодательство нужно исполнять. И исполнять так, как оно написано, поменьше его менять, потому что те, кто сегодня реально его исполняет, не успевают привыкнуть к новеллам, как все уже опять меняется. Потому что, кто-то где-то не доработал, не достроил, и так далее. Это общий взгляд на проблему. Что касается контрольных сфер наших проверок, то мы стали по-другому смотреть на них.
Татьяна Голикова:Стараемся сейчас охватывать те сферы, которые являются социально чувствительными. Причем не в отдельно взятых учреждениях, а там, где эти полномочия реализуются, то есть в регионах страны. И затем изучать проблему по всей стране, в целом. Это дает свой положительный результат.Что это означает?
Мы занимались и продолжим заниматься и государственными закупками, и жилищно-коммунальным хозяйством, и лекарственным обеспечением, и доступностью услуг. Это всегда будет оставаться предметом нашего внимания, так как это те сферы, куда сегодня бюджет направляет свои ресурсы.
Скромнее надо быть
Топ-менеджеры российских государственных компаний и корпораций должны умерить свои аппетиты в отношении своих зарплат, премий и расходования бюджетных средств. Об этом заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на "Деловом завтраке" в "Российской газете".
Надеюсь, что они в какой-то мере последуют этому совету, отметила Голикова.По ее мнению, они должны прислушаться к рекомендации президента Владимира Путина, которую он дал в ходе итоговой пресс-конференции в конце года: "Поскромнее надо быть".
"Результаты проверок Счетной палаты госкомпаний и госкорпораций, акционерных обществ с госучастием мы направляем президенту страны, - отметила она. - Но мы не можем это озвучивать, мы не можем по закону разглашать коммерческую тайну".
Полный текст интервью с "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "Российской газеты"