01:59 Как не проесть резервы |
Устойчивый рост российской экономики невозможен без стратегического планирования Президент России Владимир Путин во время оглашения ежегодного послания президента Российской Федерации Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля. Президент России Владимир Путин во время оглашения ежегодного послания президента Российской Федерации Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля. Президент России призвал изменить структуру экономики, чтобы решать масштабные задачи развития страны. «Ничего не меняя, мы просто-напросто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где‑то на нулевой отметке», - подчеркнул он. Нынешнее состояние российской экономики пока что не внушает большого оптимизма экспертам. Для возвращения России в группу стран с инвестиционным рейтингом, считают они, необходимо уже сейчас заняться стратегическим планированием. До выздоровления далеко На днях международное агентство Moody's изменило прогноз государственных облигаций РФ с «негативного» на «стабильный». В заявлении агентства сообщается, что рейтинг облигаций остался на текущем уровне «Ba1». Изменение прогноза связано со стабилизацией внешних финансов РФ, а также снижением вероятности «интенсивного шока» от дополнительных международных санкций. Такое улучшение прогноза было сделано международным агентством впервые за долгое время. Однако заявлять о скорейшем выздоровлении российской экономики агентство не спешит. Потенциальные темпы роста экономики РФ Moody's оценивает в 1-5%. Среди факторов, которые замедляют темпы роста экономики РФ, агентство выделяет низкие цены на нефть и недостаточность инвестиций. Другие аналитики также не ожидают быстрого выздоровления нашей экономики. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, экономика России сократится в 2015 году на 3,8%, а ее рост возобновится только в третьем квартале следующего года. Как признал глава Минфина Антон Силуанов, комментируя действия агентства Moody's, необходимыми условиями для возвращения России в группу стран с инвестиционным рейтингом должно стать сокращение неустойчивого в долгосрочной перспективе бюджетного дефицита и переход к стабильному экономическому росту. Представители бизнес-сообщества добавляют к этому еще и ключевую ставку ЦБ на уровне 9,5% (сейчас – 11%, что значительно удорожает кредиты для бизнеса и не дает возможности развиваться). Нужен стратегический план Для выхода на новый уровень развития необходимо заняться стратегическим планированием, в котором приняли бы участие наравне с органами власти представители бизнеса и общественности, считают эксперты. Таким образом, удалось бы обеспечить согласование планов в различных направлениях экономической политики (бюджетной, денежно-кредитной, промышленной, социальной), а также своевременно корректировать принимаемые планы для обеспечения их соответствия рыночным реалиям. «Стратегическое, и вообще любое планирование в современной многоукладной экономике, особенно с такой ролью государства, как в России, является даже не желательным, а просто необходимым. При этом, проблема построения или даже воссоздания стратегического планирования развития экономики может быть разделена на два основных направления – собственно организацию качественного планирования и привлечение представителей бизнеса к деятельному участию в процессе как разработки, так и выполнения стратегических планов», - комментирует управляющий партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Дмитрий Коляков. Опыт Франции, Японии, Южной Кореи, активно применявших методы стратегического планирования в условиях рыночной экономики, свидетельствует о том, что уже в первые годы работы такой системы темпы экономического роста в стране могут ускориться до 6-8% в год. Запад считает одним из передовых опыт поддержки промышленности в Южной Корее, пояснил «Газете.Ru» профессор кафедры мировой экономики Дипломатического академии МИД России Ярослав Лисоволик. «Южная Корея оказывала помощь промышленным компаниям на определенных условиях. Во-первых, эта помощь ограничивалась временными рамками. Также она предоставлялась на условиях того, что компании-получатели должны были заниматься не только импортозамещением, но и выходом на внешние рынки. Если же этого не происходило, то госпомощь просто прекращалась через какое-то время», – объясняет эксперт, добавляя, что ничего похожего на то, что было в Южной Корее, в России не применяется. «Полномасштабных программ такого рода просто нет», – говорит он. В СССР также был накоплен уникальный опыт стратегического планирования. Однако сейчас, несмотря на то, что разработано значительное количество стратегий развития, стратегических планов и иных документов, как таковое стратегическое планирование отсутствует. Пока не сработало Так, например, в 2014 году был принят закон «О стратегическом планировании в РФ», проведена значительная работа по упорядочению принципов и имеющихся документов стратегического планирования, но никаких видимых результатов эта работа не дала. «Этот закон был направлен, прежде всего, на унификацию уже сложившихся правил, практик и стандартов в области государственного управления и, в частности, планирования. Он закладывает базовые принципы стратегического планирования и определяет в их числе не только принципы единства, целостности, сбалансированности, но и принципы реалистичности и ресурсной обеспеченности», - комментирует партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Однако любая теория хороша, если она проходит проверку на практике, добавляет юрист. Регулярно информирует общественность о прогнозах развития экономики и министерство экономического развития. «Но экспертное сообщество интересует не столько наличие самого стратегического прогноза, сколько вероятность его достижения, так как даже пессимистический сценарий МЭР до 2018 года выглядит сейчас достаточно оптимистично», - говорит замгендиректора «ФинЭкспертиза-Капитал» Эмилия Сибирева. К сожалению, многие из утвержденных стратегий в дальнейшем не корректируются и постепенно перестают соответствовать новой реальности, говорят эксперты. Также нет качественных механизмов мониторинга и оценки выполнения заявленных планов. Помочь грамотному стратегическому планированию сможет, например, повышение ответственности МЭР за качество прогнозирования, в том числе, личной ответственности министра, наличие механизма публичной оценки неисполнения заявленных планов, предлагает Эмилия Сибирева. Кроме того, по мнению экспертов, в рамках стратегического планирования было бы полезно выделить приоритетные отрасли экономики, на развитии которых и сосредоточиться. «Поддержка промышленности в России должна осуществляться в два этапа: на первом должны определяться приоритеты развития промышленности в разрезе отраслей и территорий, а затем проекты, отвечающие этим критериям, должны поддерживаться финансово в прямой форме, а не в виде косвенных мер поддержки – например, через налоговые льготы и компенсации процентных ставок», - убежден президент ГК «Энергия» Сергей Гуськов. При этом, участие представителей бизнеса в выборе долгосрочных программ развития обязательно, добавляют аналитики. «В рабочие группы по подготовке планов должны допускаться представители всех компании соответствующей отрасли, начиная с определенного уровня выручки, и представители более мелких компаний по рекомендации соответствующих отраслевых объединений. Вдобавок, предварительные результаты должны максимально выноситься на общественное обсуждение», - считает Дмитрий Коляков. |
|
Всего комментариев: 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|