05:56 Люди устали от перфомансов, им нужно искусство — Елена ЯМПОЛЬСКАЯ |
В преддверии 200-летия со дня рождения Ивана Айвазовского ВЦИОМ провел социологическое исследование среди россиян. Оказалось, что сам художник-маринист занимает третью строчку в рейтинге наиболее известных русских живописцев — его фамилию назвали 24% россиян. Лучше всего в стране знают художника Ивана Шишкина (32%). На втором месте рейтинга — Илья Репин (29%). При этом произведения Айвазовского импонируют россиянам более, чем картины остальных авторов (их назвали 27% респондентов, давших содержательный ответ на первый вопрос). В топ-3 также входят уже упоминавшиеся Шишкин (26%) и Репин (16%). Чем объяснить такую любовь к картинам Айвазовского? Об этом в беседе рассказала главный редактор журнала "Культура" Елена Ямпольская. — К 200-летию Айвазовского ВЦИОМ провел опрос. Согласно результатамбольше всего россиянам нравятся картины Айвазовского. Некоторые уверены, что всплеск любви к Айвазовскому связан с возвращением Крыма в Россию. Чем объяснить такую любовь? То, что выбор большинства снова пал на традиционных Шишкина, Айвазовского, Репина, вас как профессионала скорее радует или огорчает? — Это естественный результат, потому что у широкого зрителя, который не занимается искусством профессионально, а воспринимает все практически всегда сердцем, нет фильтров, которые выставляет разум. Те у кого есть специальное искусствоведческое образование или большой опыт работы в этой сфере, всегда пытаются разложить это на какие-то "измы", на течения, на жанры и так далее. А обычный человек воспринимает искусство сердцем. На мой взгляд, это, может быть, самый верный способ воспринимать искусство. Поэтому в народных рейтингах вполне естественно, что реалистическое искусство вырывается вперед, это нормально. Они могут чередоваться — Айвазовский, Шишкин и Репин. Я, честно говоря, думала, что после грандиозной выставки Серова он обязательно попадет в тройку лучших. Если у меня спрашивать о русской реалистической живописи, то я бы, конечно, назвала в первую очередь Серова и Левитана, конечно. А первое место Айвазовского, видимо, еще связано с юбилеем, который сейчас идет. Прошла большая выставка, несколько телеканалов подготовили специальные передачи, на днях по "Культуре" был прекрасный фильм об Айвазовском. Я думаю, это тоже повлияло. У меня никакой негативной реакции этот рейтинг не вызывает. Он абсолютно естественный и закономерный рейтинг русских живописцев. — Если вспомнить недавние громкие события, когда люди в буквальном смысле штурмовали, вынося двери, выставки Серова, Серебряковой, Айвазовского, которые проходили в Москве. Причем большинство картин находятся в постоянных экспозициях Третьяковки, Русского музея. Почему сейчас наблюдается такой небывалый ажиотаж? Повлияло ли это на такие рейтинговые результаты? Не в этом ли заключается уникальность и сила русского человека — в сложные времена он зрит в корень и думает о высоком? — Наверное. Понимаете, наше российское искусство, во всех его видах и жанрах, за последние двадцать лет, что там греха таить, не создало ничего уникального: никаких уникальных образов, никаких уникальных смыслов. По большому счету, мы все время пережевываем свое наследие, пытаясь выжать из него еще что-нибудь, — вместо того, чтобы опираться на это наследие, создавать что-то оригинальное, свое собственное, современное. Я думаю, люди просто устали оттого, что им предлагают все время одно и то же: непонятные инсталляции и перфомансы, где зачастую артисту хочется, по-русски говоря, выпендриться. Причем это далеко не всегда имеет отношение к современному искусству, к актуальному искусству. Если говорить об этом в мировом масштабе, это зачастую самодеятельность "а-ля современное искусство". — А еще, вероятно, наступило пресыщение тупым "шоубизом". Люди, может быть, ностальгируют по советскому прошлому, чистоте помыслов и порядку... — Звезд стало много, а любимых почти не осталось. Вот такой парадокс: стало очень много звезд, и почти нет любимых артистов. Я сейчас обо всех сферах говорю. Поэтому когда человеку дают возможность прикоснуться к чему-то настоящему, реально хорошо сделанному, реально наполненному духовными высотами, то он, конечно, отреагирует и воспримет. Уверена, что это доступно абсолютно любому человеку; не надо делать вид, будто только высоколобая публика способна воспринимать искусство. Напротив, настоящее искусство способен воспринимать любой человек, даже ничего в этой области не понимающий. Беседовала Татьяна ТРАКТИНА |
|