12:05 МИФ О РУССКОМ АНТИСЕМИТИЗМЕ |
(Сергей КАРА-МУРЗА) В журнале "Свободная мысль" напечатана большая статья Д. Фурмана "Массовой сознание российских евреев и антисемитизм". Есть темы, о которых или надо молчать - или говорить без камня за пазухой. Я старался не трогать эту тему, но эта статья обязывает. Тем более что Д. Фурман обещает "упорядочить и сделать серьезный разговор" - ссылается на широкий опрос, в котором он участвовал. Я хорошо знаю это исследование и считаю, что оно не дает тех выводов, которые сделал Д. Фурман. Но Д. Фурман начал разговор - и за то спасибо. Продолжу, оспорив ряд его тезисов. Первый из них - что евреев как народа, соединенного особой культурой, не существует. Их якобы порождает лишь антисемитизм: "Сейчас, когда иудаизм и любые другие элементы еврейской культуры перестали быть реальным фактором в жизни евреев (особенно российских), когда какой-либо зримой еврейской культуры практически уже нет, этот комплекс (т.е. антисемитизм+антисемитофобия - К-М) и является основной силой, порождающей особенности психологии и ценностных ориентаций евреев". По сути, Д. Фурман представляет евреев неким диссидентским течением, лишенным этнической общности и соединенным лишь внешним фактором - угрозой со стороны враждебной Среды. Неужели еврейские интеллигенты согласны с этим мифом? Замечу еще, что именно ценностные ориентации и составляют ядро культуры, и говорить о том, что евреи имеют четкую и специфическую шкалу ценностей, но не имеют зримой культуры - более чем странно. Второй тезис, производный от первого - наличие в России и СССР антисемитизма такой силы, что он является главным фактором, определяющим психологии и поведение целого народа нашей страны. Причем СССР, вплоть до освободителя Горбачева, представлен бастионом антисемитизма: "Прошлое евреев, начиная с падения Второго храма и кончая прекратившейся лишь с перестройкой официальной "борьбой с сионизмом" - это сплошная цепь преследований и унижений". Как видим, России отведено в этой "сплошной цепи" исключительное место. Какими же данными подтверждает Д. Фурман эту картину? Никакими - только казуистикой. Он пишет: "Какого-то массового антисемитизма опросы не фиксируют (здесь наши данные совпадают с данными других аналогичных опросов), и еврейский погром представляется менее реальным, чем какой-нибудь "кавказский". Но одно дело - реальность угрозы погрома и дискриминации, и совсем иное дело - восприятие этой угрозы". Вот вам гибкость ученого. На деле антисемитизма нет - но мы его изобретаем в нашем "восприятии", и он становится главным фактором нашей жизни. А как вам нравится другой научный аргумент - сравнение образовательного уровня русских и евреев? Как показал опрос, "с высшим образованием среди русских 38,4% и евреев 60%, с ученой степенью 0,6% и 10%. Несмотря на все препоны, создавшиеся советским антисемитизмом, на ограничения при приеме во все вузы и просто невозможность для евреев поступить в некоторые, наиболее престижные из них, евреи - значительно, на порядок образованнее русских, что объяснимо лишь громадной, преодолевающей все препоны тягой к образованию". Хотел бы я задать Д. Фурману вопрос: какой, по его мнению, должна была быть доля евреев с высшим образованием и ученой степенью, если бы в СССР не было этой ужасной "дискриминации"? И какой должна быть доля у других народов? Не ответит. А мне стыдно за моих многочисленных сокурсников-евреев, с которыми я учился в самом престижном вузе - МГУ. Они сегодня слушают Д. Фурмана и помалкивают - плюют в СССР. Таков был крутой советский антисемитизм - это тебе не какой-нибудь европейский! Никто сегодня не подумает бросить испанцам обвинение в антисемитизме. Как же, сам король извинился через 500 лет за поголовное изгнание евреев (не слышно, правда, чтобы он извинился за точно такую же акцию против арабов). Но вот, заходил я иногда в Испании в детсад забрать сынишку моего друга, и он по пути рассказывал мне о своих страхах. Оказывается, если малыш обмочит штанишки, воспитательница собирает вокруг него весь садик, и дети хором поют ему: "Свинья марран, свинья марран!". Поясняю: марраны - это евреи, принявшие католичество, которым было разрешено остаться в Испании. Это поют через 500 лет в демократических садиках для высшего среднего класса. Писания наших "социологов" так заполонили западную прессу, что испанцы и немцы искренне считают, что Россия - оплот антисемитизма, и удивляются, как же можно быть такими дикими. Испанский поэт Хосе Агустин Гойтисоло рассуждает об антисемитизме как вечной государственной политике русских, а потом цитирует "очень известного на Западе историка, члена Академии наук Арона Гуревича" - как тот утверждает, "в глубине души каждого русского бьется ментальность раба". Это - элементарный расизм, наделение отрицательными свойствами (ментальность раба) не личностей или социальных групп, а именно народа. Речь идет о каждом русском. Знает ли Д. Фурман об этом расизме влиятельной части радикальной еврейской интеллигенции (ведь подобным изречениям - несть числа)? Здесь-то речь идет не о "восприятии", а о факте. Разумеется, знает, но утверждает, что это нормальное явление - "сильнейшая "антисемитофобия" (разумеется, не "русофобия", ибо говорить о русофобии людей, которым русская культура чуть ли не ближе, чем русским, трудно)". Это - не казуистика? Посмотрите на логику: антисемитизма реально нет, но есть культивирование его образа в "восприятии" - поэтому можно считать русских антисемитами - это порождает сильнейшую "антисемитофобию" (которую почему-то нельзя назвать русофобией) - "антисемитофоб" имеет право на самый крайний расизм по отношению к русским, поскольку в "восприятии" считает их антисемитами. И впрямь новое мышление! Признавая, что антисемитизм - миф, созданный в "восприятии", Д. Фурман идет на негодный прием - взывает к воображению читателя. Как бы подмигивает ему: мы-то, мол, знаем, что кругом антисемиты. Вот он поминает Жириновского: "Он, очевидно, искренне считает себя не евреем... Для антисемитов Жириновский - все равно еврей и наверняка он сталкивался в своем трудном детстве... И на всю жизнь это незаслуженное "псевдоеврейство"..." и т.д. - все на грани приличий. Или: "Я знаю одного православного священника, он не скрывающий своего еврейства еврей. Можно представить себе, через что пришлось пройти этому человеку...". Ну, разве это - "серьезный" разговор, который нам обещал Д. Фурман? Я не могу понять, как могла еврейская интеллигенция молчаливо принять политическое заявление некоторых духовных лидеров, которые использовали религию для освящения борьбы против СССР. Ведь было известно отношение к Союзу подавляющего большинства народа - зачем же провоцировать, сжигать мосты? Главный раввин Москвы Рав Пинхас Гольдшмидт заявил в "Независимой газете": "Гематурия, один из разделов Каббалы, где дается объяснение явлениям на основе числовых значений слов и понятий, показывает нам, что сумма числовых значений слова "Мицраим" - "Египет" и "СССР" одинакова. Так же и ситуация сейчас во много сходна". Так, значит, война против СССР носила религиозный характер? Значит, наша страна олицетворяла "египетский плен", а мы, "египтяне", должны претерпеть все ужасы, насланные Саваофом на Египет? От многих знаю, что большинство евреев хотят жить в не разрушенной России, что они не поддерживают антирусский радикализм - но ведь их голоса мы не слышим. А радикалы получат трибуну и в Москве, и на Западе. Однажды в 1991 г. влиятельная передача европейского телевидения посвятила целый вечер дискриминации евреев в СССР. Показали множество интервью с видными евреями - музыкантами, интеллектуалами. Меня передача просто потрясла. Я не могу понять - зачем плевать в страну, где твой народ жил веками? Зачем утверждать как высший принцип, что место рождения - случайность, и никаких обязанностей перед "страной рождения" человек не несет? Ведь это подрывает корень самого еврейского народа. А потом показали отъезжающих, а США из Узбекистана - и неосведомленному европейцу сообщили, что там были страшные еврейские погромы, сжигали людей заживо, и это, мол, официальная политика. А сжигали ради развала СССР бандиты турок-месхитинцев, никакого антисемитизма в тех акциях не было, и безоружные курсанты и солдаты защищали от бандитов всех жителей, включая еврейские семьи. И шестерых таких солдат поймали и тоже сожгли. Какова должна быть совесть людей, которые, уже уезжая, несут миру такую ложь? Что это за "антисемитофобия"? Помогает это взаимоотношениям евреев с русскими, узбеками, турками-месхитинцами? Почему Д. Фурман, подняв по своей инициативе эту тему, искажает реальность? Кстати, этим озабочены и культурные деятели Израиля - они считают, что искусственная "антисемитофобия" наносит еврейскому народу большой вред. Зачем же помогать радикальному провокаторскому меньшинству? Как же Д. Фурман трактует другую важную проблему - ценностные ориентации, которые в моменты острого кризиса определяют зачастую противоположные позиции? Д. Фурман представляет евреев как наиболее "рыночную" и "прозападную" группу. Он пишет: "С тем, что рынок - самая эффективная форма хозяйства, к которой надо как можно скорее прийти, несмотря на все издержки, согласились 22 % русских и 35 % евреев. С тем, что на западе создано лучшее из возможных обществ и нам надо следовать за Западом - 13,2 % русских и 52,5 % евреев... Движению демократических реформ симпатизируют 4 % русских и 17,5 % евреев" и т.д. Но и тут неладно: "Дело в том, что демократизм этот в какой-то мере - производное от антисемитофобии". Мол, ударим рынком по антисемитам! Но этот странный вывод сопровожден реверансами: "Разумеется, нельзя отрицать ни громадного вклада евреев в демократическое развитие всего мира и России, ни глубокой взаимосвязи борьбы за демократию с борьбой с антисемитизмом". Это уже похоже на идею фикс. Как раньше классовая борьба, теперь у нас "антисемитофобия" будет главным двигателем и содержанием истории. Ну, зачем, кажется, усложнять простой вопрос: для своих детей профессию бизнесмена желают 18,6% русских и 30% евреев. Кажется, дело бытовое - ан нет, Д. Фурман утверждает: "антисемитизм и "антисемитофобия" подталкиваю еврейскую социальную мобильность, ибо восхождение по социальной лестнице - это еще и бегство от антисемитизма, создаваемые деньгами высокий социальный статус делают человека относительно защищенным, оскорбить его, становиться опасным". Какая подводится теория: большинство русских обобрано, в кармане ни гроша, да и образования скоро не будет - оскорблять их, станет совсем безопасно. Д. Фурман не привел важные мнения о "наилучшей эпохе в истории России". В среднем они таковы: правление Петра I - 34; правление Брежнева - 14; перестройка (1985-1991) - 3%. Перестройка уже в 1992 г. воспринималась как бедствие. Из полутора десятка "эпох" у всех народов она занимает одно из последних мест. Лишь респонденты-евреи назвали перестройку "наилучшей эпохой". Если влиятельная часть населения считает благом то, что для остальных - бедствие, если она культивирует "фобию" большинству соотечественников на основании вымышленных недобрых намерений - не есть ли именно это причиной напряженности? И ведь при этом авторитетные представители этой части высказываются по отношению к остальным народам исключительно агрессивно, намеренно оскорбительно - никто их не останавливает. Более того, оправдывают, как это, по сути, делает Д. Фурман. Разве здесь нет проблемы? Зачем же низводить ее до антисоветчины? Мы уже знаем от Геббельса и от Рейгана, что СССР - империя зла, много ли может добавить Фурман? Давайте все же идти дальше. Сопоставляя все, что я видел, слышал и читал в России и зарубежьем, я не могу не прейти к выводу: русский народ на удивление устойчив против вируса антисемитизма - вот что является философской загадкой. Д. Фурман притягивает за уши совершенно другие явления - зачем? Он не прошено жалуется за Жириновского - того, мол, в детстве дразнили. Думаю, Жириновский поумнее и может отличить детский этноцентризм от антисемитизма. Все мы росли в интернациональных коллективах и в момент обиды говорили друг другу злые слова, "уязвляющие национальную гордость" - но это же из другой оперы. Через пол часа мы снова были братьями, мы не пели про "свинья маррана". Ребенком я был во время войны. В избе у старика за Кустанаем набилось много "выкавыренных" детей. Был и мальчик-еврей, сын кого-то из Академии наук (может, ныне он известный на Западе историк). Старик был суров, но все мы ощущали себя как будто за пазухой его тулупа. И это не было исключением. Мальчик-еврей был уверен, что он мог пройти хоть до Чукотки - и в каждом доме найти приют. Так положите это на чашу весов - или это для рыночного мышления мелочь? Не рановато ли плевать в колодец, ввиду грядущих холодных зим? Другое явление - на взрослом уровне. Здесь есть много вековой ценностный конфликт, под которым - конфликт православия и иудаизма, двух мессианских, но разных мироощущений. Казалось даже, что двум мироощущениям такого накала не возможно ужиться, как двум медведям в одной берлоге. Этот конфликт выродился в антисемитизм в "сильно католических странах" - в Испании, Польше. Но с русскими-то этого не произошло. Напротив, здесь при естественной настороженности и напряженности возник постоянный неслышный диалог и попытка понять еврея (и даже многому у него научиться). Тут - коренное отличие от евро-центристского Запада. К антисемитизму как социальному и политическому явлению этот ценностный спор не вел. Никакой связи с "бытовым" антисемитизмом "философский анти иудаизм" не имел. Вообще, не о бытовом же антисемитизме ведет речь Д. Фурман! Это обычные трения с этнически иными соседями, сочетающиеся с симпатиями и "позитивной" мифологизацией - в отношении евреев она не менее развита, чем "негативная". Остается недоверие, и настороженность к той части евреев, которая в переломные моменты острых кризисов в России становилось активной и влиятельной частью революционного или правящего меньшинства. Сегодня это проявилось еще в большей степени, чем в 1917, пусть не в виде чекиста в кожанке с наганом, а в виде банкира, эксперта и идеолога. Радикальные либеральные политики из евреев взяли на себя функции тарана, сокрушающего "старый режим". Они - наиболее беззаветные модернизаторы и западники, исполнители проекта, который большинству русских кажется гибельным. Казалось бы, естественная в этих условиях политическая неприязнь должна была бы превратиться в антисемитизм - так ведь нет этого! Эта неприязнь к радикальной верхушке не распространилась на евреев как народ, что подтверждается множеством фактов. Даже целый ряд явно провокационных высказываний и действий идеологов, направленных на создание русско-еврейского конфликта, не имел никакого успеха. Не желает русский народ впадать в антисемитизм - и все тут. И вместо того, чтобы понять, объяснить и беречь это качество, целый ряд радикальных еврейских интеллектуалов продолжают делать все мыслимое и немыслимое, чтобы посеять в русских вражду к евреям. Чего же этим хотят достичь? |
|
Всего комментариев: 3 | ||
|