20:54 Монолитные артефакты допотопной культуры. Часть 1 |
– Как, – говорит, – только ты ухитрился узор такой вырезать и
То, что у аборигена,
скажем, из Эфиопии, вызовет восторг и испуг, и возможно даже побудит его
обратиться к духам, мы даже не замечаем, потому что настолько привыкли,
что не можем даже и предположить на секунду, что этого может не быть. И
только дети, которые еще не зашорены безконечной умственной "жевачкой" и
вопросом "а где взять деньги?", задают вопросы и пытаются понять
устройство неведомого и прекрасного мира, в котором им по воле Высших
сил довелось жить. Часть 1. Музеи Слово "Музей" происходит от греческого "μουσεῖον" - дом или храм муз. Как видно из греческого написания, корень "Муз" писался через букву "оук", которой в греческом не было - "Мɤз". Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. Появление огромного количества музеев по всей Европе приходится именно на 18 век, тогда утвердилась своеобразная "мода" на собрание коллекции экспонатов в одном месте. Напрашивается вопрос - а почему это именно в 18 веке так активно появляются музеи в современном смысле этого слова - то есть здания, в котором собраны экспонаты, показывающие культуру различных веков? Почему короли и правители европейских государств в течении всего 18 века занимаются коллекционированием и собирают громаднейшие коллекции предметов разных эпох? Ответ нам могут дать следующие гравюры и рисунки: Джованни Баттиста Пиранези. "Виды римского форума и арки Септимия Севера". Ок. 1750-х годов:
Пиранези. "Вид на базилику Святого Петра". 1750е годы
Джузеппе Ремондини. "Вид королевского дворца в Берлине". 1780 год:
"Berliner dom Guckkastenbild" 1780:
"Gartenpalast Harrach" в Вене 18 век:
Георг Бальтазар Пробст. "Петеркирхе на площади Петра в Вене". 1760
Зигмунд Вогель. "Вид на ратушу Grzybowа в Варшаве". 1786
Зигмунд Вогель. "Widok Bramy Pobocznej" 1785
Зигмунд Вогель. "Widok konwiktu Pijarów" 1786
Зигмунд Вогель. "Widok Nowego Świata " 1785
Pieter Casteels II. "Вид Парижа". Начало 18 века.
Pieter Casteels II. "Вид на Лувр и Тур-де Несл от Иль-де-ла-Сите", между 1674 и 1675
Автор неизвестен. "Кармонтель дает ключи от парка Монсо в Париже герцогу Шартре". 1790
Думаю, этого пока предостаточно, чтобы сделать промежуточное предположение - в 17-18 веке в Европе случилась большая (или череда больших) природных катастроф, вероятно большое наводнение или потоп. На полотнах и гравюрах видны следы селевых наносов и глины, которые впоследствии "спрятали" под брусчаткой, а еще позже - под асфальтом. Но все-таки когда асфальт иногда проваливается, можно увидеть такую картину. Ни о каких "культурных слоях" речи не идет, это сплошной пласт глины:
А теперь давайте предположим, что после череды вышеупомянутых катастроф на место старой цивилизации пришла новая, и ей в наследство досталось огромное количество артефактов допотопной культуры - города (вместе с зданиями и инфраструктурой), безчетное количество статуй и изделий из камня, мебель, предметы быта, устройства, настоящее назначение которых унесла с собой в могилу старая цивилизация и так далее. Если говорить образным языком - то представте, что аборигены из Африки нашли заброшенный советский город со всей инфраструктурой (например, Чернобыль). Самое первое, что они начнут делать - это тащить все, что блестит и представляет с их точки зрения большую ценность - каждый себе в дом, совершенно не догадываясь, что он тащит. Он может взять рацию, проделать в ней дырку камнем, вытащить плату и носить как амулет. Бюст Ильича для них будет статуей неведомого им древнего божества, и по частоте упоминания этого имени и изображений в заброшенном городе они непременно сделают вывод, что древние поклонялись этому божеству, моля о дожде или ветре, а пионеры с трубами будут в их сознании непременно сопроводить фанфарными звуками таинство магических ритуалов посвящения богам. Предметы, назначение которых очевидно - стулья, столы, мебель, кухонные приборы и так далее - сразу пойдут в дома аборигенов, а самые красивые заберет себе вождь или царь этого племени, и видя, что его старый дом из веток намного хуже, чем роскошный каменный дворец "Дома культуры и отдыха" или же "Драмтеатра им. Орджоникидзе", он вместе со своей свитой переселится туда и устроит там свою резиденцию, хотя по привычкам он будет все тем же аборигеном, который мочится на паркет, но который живет в пышности и комфорте. А позднее, когда к аборигенам приедет прибежит "иноплеменная делегация" , чтобы выяснить, с чего это вдруг папуасы живут в таком великолепном каменном городе, который как небо и земля отличаетрся от их родных шалашей, то, возможно, царь додумается похвастаться, что аборигены сами построили все это великолепие, и что все это произвели их мастера, которые вдруг научились обрабатывать и строить из камня, стали все делать в стилистике "возрождения древней Ленинской культуры", научились столярному, камнерезному, изобразительному и другим ремеслам. При этом сами живут, несмотря на кажущийся уровень культуры, как прежние аборигены, со всеми нравами и обычаями, предусмотренной канализацией не пользуются - сами "построили", но потом, видимо, забыли - душ и ванна для них также понятия неведомые, и эта привилегия только царя и т.д и т.п. Звучит слишком утрированно, не правда ли? Я забыл еше сказать, что аборигены скорее всего самые крутые штуки могут снести в одно место и показывать другим уровень их технического прогресса. Турбина от самолета, гусеницы от трактора, проводной телефон, автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа" - все это как нельзя лучше составит коллекцию не только древних, но и "своих" изделий, вместе с настоящими поделками папуасов - простенькими бусами, луком с орнаментом, колчаном, глиняной чашей для еды и так далее, которые по уровню технологий и качества значительно будут отличаться от советских изделий, изготовленных серийно на заводах.
Вы уже поняли, что я
плавно подвел мою мысль к экспонатам в современных музее, и вы наверное
полагаете, что только что описанный мною образ с аборигенами и советским
городом это некая паралельная реальность. Тогда я покажу вам. Но
предупреждаю - мысль о том, что мы очень напоминаем тех самых
аборигенов, а не "высшую ступень эволюции" как по знаниям, так и по
уровню технологий - может шокировать, травмировать и нехило задеть
самолюбие. Поэтому пожалуйста, если вы не готовы к такому - лучше читать
дальше не стоит. Нет, я серьезно, не надо. Хотя, как знаете. Выбираете
только вы. Часть 2. Артефакты При сборе материалов для статьи я окончательно убедился в том, что прошлой культуре было СОВЕРШЕННО ВСЕ РАВНО из какого материала делать изделия и какого уровня сложности оно будет. Они одинаково великолепно изготовляли как небольшую монолитную вазу, так и монолитную колонну весом в десятки, а то и сотни тонн. Итак, начнем нашу экскурсию с музеев Ватикана. Античная садовая римская ваза, 1 век н.э. Музей Пия Климентия, Ватикан:
Вот еще одна римская ваза из порфира, которая датируется 2-3 веком нашей эры. Идентичная округлая форма.
Перед самим музеем тоже некогда стояла монолитная каменная колонна, но потом ее почему-то снесли, и ныне на этом месте красуется так любимый альтернативщиками шар в шаре:
Еще одна... Идеальная отполированная вогнутая поверхность.
Камень отполирован до блеска на любых изогнутых поверхностях. Сколько нужно тереть вручную, чтобы добится такого блеска? Как вручную можно сделать такой радиус и идеальную по всему периметру вогнутую поверхность?
...и еще одна
И еще одна...
Вот такой вот "столик" с явными следами машинной обработки стоит в коридоре Эрмитажа и датируется 19 веком... А вот идентичный "древний" античный столик из Ватикана.
Ватикан. Обыкновенный белый мрамор. Обратите внимание, как выполнены сухожилия на ножках, шкура на головах мужчин и "листики" вокруг их шей.
Еще один экспонат из Ватикана.
Античный порфировый треножник (2 век нашей эры). Неаполитанский археологический музей, Италия
А теперь давайте посмотрим похожие экспонаты с аналогичными треугольными подставками, но уже 19 века и из камня потверже. Эрмитаж. Материал очень напоминает серый гранит, из которых сделаны Атланты портика Нового Эрмитажа:
Треножники сделаны из разного материала, но по одному шаблону.
Вне зависимости от твердости материала, сложности, размера и объема работ, все сделано одинаково безукоризненно с идеальной полировкой до блеска. А вот эрмитажевское монолитное чудо из порфира, изготовлялась официально в 1856-1861, причем с детальными подробностями: В 1862 году на международную выставку в Лондон была отправлена
"Химерическая” ваза: высотой 135 см, диаметром 131 см, в форме круглой
большой чаши на трех ножках в виде звериных лап и трехгранным основанием
из серо-фиолетового коргонского порфира. Ваза – повторение античной
вазы. Рисунок воспроизвел художник Пранг. Заготовки для вазы и цоколя
были добыты при управляющем К.Х. Вецеле. Приступили к работе над вазой в
январе 1857 года уже под руководством И.Злобина. Окончили работу
28.02.1861 года.
И вот странное дело - когда я изучал аннотации к альбому Пиранези, изображающем античные мраморные предметы быта и не только (два вышепредставленных рисунка именно из него. Полное собрание работ Пиранези, включая данный альбом, вы можете скачать по ссылке: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2911421), я наткнулся на удивительные вещи - дескать какие-то артефакты он рисовал с натуры, а какие-то просто выдумывал! Так сказать в стилизации. Это притом, что практически на КАЖДОМ рисунке есть подпись где были найдены данные предметы (в основном это виллы) и где ныне хранятся (на момент середины 18 века). Если экспонаты сохранились, как например этот треножник, который находится в одном из музеев Ватикана, значит это настоящее, если экспонат не сохранился либо же в запаснике (а я больше чем в этом уверен) - значит, его Пиранези выдумал.
А ведь у Пиранези есть вот такие вещи. Да, это все мрамор - мягкий камень, с которым очень легко работать, однако качество на высочайшем уровне. Мельчайшие жилки листочков, шерсть животных, спираль на рогах, объемный свисающий из рога изобилия виноград... Некоторые артефакты ныне выставлены в музеях, некоторые я найти не смог:
В музеях Ватикана очень много находится "античных" изделий из различных типов камней.
Прожилка говорит о том, что это именно камень твердой породы, а не пластмаса, как кажется на первый взгляд, причем неясно, какой именно, ибо к этому экспонату пояснений в самом Эрмитаже нет.
Такой же невероятный экспонат уже в музее им. Врубеля в Омске из порфирита (с комментариями человека, сфотографировавшего его) "Это ваза из порфирита. Горная порода. Цельный кусок горного камня, не литьё, а сплошная механическая обработка - я не смог найти стыковочных мест.
Товарищи! Верните вашу отвисшую нижнюю челюсть на место, ибо мы еще не дошли даже до середины статьи. Вы думаете, что уже увидели все? Отнюдь! Замечательная квадратная античная ваза из красного египетского мрамора, 1 век нашей эры, музей Ватикана. Опасная это вещь, я вам скажу - интернет. То и дело найдется какой-нибудь отчаянный, который найдет и сравнит.
Думаете, это еще один рисунок Пиранези? Отнюдь. Это ваза из яшмы с твердостью 7 из 10 по шкале Мооса (то есть такая же твердая, как гранит и порфир). Стоит она в Эрмитаже и датируется 1873 годом.
Вот порфировые вазы 18 века из Лувра, Париж, Франция. Следует отметить, что по шкале твердости горных пород Мооса кварцевый порфир приблизительно такой же твердый, как и гранит.
Порфировая римская античная ваза с бородатыми масками, 1-2 столетие нашей эры, Метрополитен музей, Нью-Йорк
Порфировая ваза из частной коллекции CHISWICK HOUSE COLLECTION, 18 век, Лондон, Великобритания
А это уже порфировое изделие из Эрмитажа. Середина 19 века. И если предыдущие экспонаты 19 кое-как еще вкладываются в представление о том, что это возможно сделать на станках с ножным приводом или с приводом от мельницы, даже несмотря на то, что твердый камень требует не только очень высоких оборотов, но и специальных твердых инструментов из закаленной высоколегировонной стали с алмазным покрытием (как правило на современных фрезерных и токарных станках по обработке мягких и средних по твердости пород камня применяются вращающиеся круглые пилы, все производство автоматизированно), то вот эта невероятнейшая ваза из Эрмитажа не поддается никаким попыткам здравого смысла объяснить, а как же это сделано. Объемные "3D" листочки на крышке, объемная извивающаяся ленточка возле объемной головы с детально прорисованным волосяным покровом, 3 отверстия на ручке разного диаметра, которые смотрятся так, как будто сошли пару часов назад с супертехнологичного японского производства, и много чего еще такого, на что инженеры и технологи только лищь в недоумении пожмут плечами. Про идеальную полировку и блеск я молчу. На видео вы можете увидеть также не уступающую вазе подставку под нее, на которой есть сколы. Описания к экспонату нет, и неизвестно, из какого именно камня коричневого цвета без вкраплений сделано сие чудо. Я предполагаю, что это порфир, из которого сделана ваза с Лондонской выстаки.
|
|