20:33 Неадекватность и методы борьбы с ней | ||
Что такое неадекватность? Например, когда несколько человек стоят в очереди, а некто, отталкивая их, пытается купить товар первым, это неадекватность, поскольку противоречит подразумеваемым правилам поведения. Также неадекватность - это, например, когда преподаватель начинает вымогать у студента взятку, чтобы поставить зачёт, когда на улице некто обманом или силой забирает у вас мобильный телефон, когда в отделении полиции вас пытаются заставить признаться в преступлении, которое вы заведомо не совершали и т. п. Неадекватность в современном обществе и особенности её проявления Несмотря на то, что большинство людей привыкли всё же жить в относительно стабильном обществе, среди относительно нормальных людей, неадекватности в современном обществе много, очень много. Конечно, обычно общество не приветствует неадекватность и старается её осуждать, подавлять и исправлять. Но в определённых местах и в определённые периоды неадекватность становится настолько массовой, что полностью заменяет или подавляет общепринятые нормы здорового общества. Такое бывает, например, в периоды войн, стихийных бедствий, беспорядков, когда контроль над ситуацией захватывает криминал, либо руководствующиеся преступными идеями режимы, вроде фашистского. Иногда неадекватные принципы и проявления доминируют в обществе очень длительное время, например, более 500 лет искажённые католической и протестантской церковью в Западной Европе принципы христианства служили оправданием для геноцида и порабощения других народов, а внутри самой Европы - для охоты на ведьм, когда почти любой мог быть обвинён в колдовстве или в ереси и сожжён на костре по бредовым обвинениям. К сожалению до сих пор слишком часто неадекватность берёт верх над общепринятыми нормами, моралью и элементарным здравым смыслом. В чём причина неадекватности? Неадекватное поведение может появляться у людей в силу разных причин. Среди них могут быть следующие. "Научение" неадекватности происходит тогда, когда появляются некие противоестественные идеи, традиции, шаблоны поведения, имеющие стойких последователей, которые своим примером, а зачастую и прямой пропагандой и принуждением побуждают других принимать те же противоестественные, неадекватные установки.Так действовать могут радикальные фашистские, религиозные и т. п. организации, молодёжные преступные группировки, кланы и секты. Кроме того, неадекватность может принудительно насаждаться в семье, в какой-то либо государственной или коммерческой организации, где взяли верх нечистоплотные сотрудники, да и, в принципе, в любом сообществе и коллективе, где неадекваты смогли задать тон. При "научении", как правило, социальные нормы не отрицаются вовсе, а лишь частично, либо частично деформируются. При этом существенным стимулом неадекватного поведения является стадный инстинкт, пример других неадекватов и отсутствие достаточно выраженного и сильного противодействия и контрпримеров. "Месть" - это такой мотив неадекватности, когда человек, подвергшийся разным несправедливостям, унижениям, нарушению его прав со стороны других, приходит к отрицанию социальных норм и морали, либо к их специфическому пониманию и решает, что если другие могут вести себя так, как им вздумается, то и он может (вправе). К неадекватности по подобным мотивам часто приходят люди, выросшие или долго живущие в неблагоприятной среде, участники различных вооружённых конфликтов и противостояния (особенно тех, что протекают длительно и имеют хронический характер). В целом, эскалация любых конфликтов, если нет силы, способной решительно их пресечь и навести порядок, принимая при этом справедливые решения, а задают тон разные противоборствующие стороны, ведёт к постепенной деградации и отмене моральных ограничений всеми их сторонами. "Эффект попустительства" - мотив, вызванный тем, что люди, которые по долгу либо согласно традиции должны отвечать за поддержание порядка и общепринятых норм в обществе, проявляют слабохарактерность и не демонстрируют достойный пример. Большинство людей таковы, что даже если они и настроены вести себя адекватно, им требуется постоянное подкрепление в этом настрое. Если подобного подкрепления нет, психологически это воспринимается как "разрешение" вести себя неадекватно. То, насколько этот мотив проявляется, зависит от разных причин, в первую очередь от того, насколько общество побуждает людей быть ответственными и возлагает на них задачу самостоятельно оценивать правильность поступков (и своих, и чужих), их допустимость, соответствие моральным нормам, интересам общества, здравому смыслу. Если эта задача в значительной мере возложена не на отдельных людей, а на "контролёров" - государство, партию, церковь и т. п., то резкое снятие или ослабление такого контроля может привести к самым пагубным последствиям. "Амбиции" - мотив, связанный с тем, что человек сознательно ставит себя выше других и испытывает пренебрежительное отношение к обществу. Такой мотив может быть оправдан воззрениями типа "жизнь это борьба за существование" и "кто сильнее, тот и прав", либо не оправдан вообще. Такой мотив часто формируется у тех, кто замечает, что слабых можно подавлять для своей выгоды, не встречая при этом адекватного противодействия (ни с их стороны, ни со стороны общества). Немало таких людей появляется в среде организованной преступности или среди тех, кто облечён значительными властными полномочиями, статусом (очень богат, знаменит и т. п.). Большинство людей предпочитают не связываться со слишком наглыми, агрессивными, "крутыми", что только подстёгивает неадекватов. "Вынужденная реакция" - мотив, связанный с ситуативным проявлением неадекватной реакции, когда человек не видит правильного, "законного" с точки зрения морали и общепринятых норм выхода, чтобы подавить зло, несправедливость и т. п. Это наиболее сложный случай, когда сам человек может в обычной ситуации обладать высокой разумностью, моральными принципами и т. п., однако в определённый момент он вместо оптимального способа противодействия злу и другим неадекватам может выбрать кардинальный, резко "перегнув палку". Типичный пример - Марвин Химейер, разрушивший бульдозером часть города, после того, как его загнали в угол корпорация и местные власти. Несмотря на то, что подобная неадекватность ситуативна, она может направляться убеждением, что цель оправдывает средства, и что в несовершенном обществе нельзя поступать иначе, не получится иначе противостоять злу. К сожалению, общество таково, что решительное и жёсткое противодействие множеству неадекватов необходимо, и даже если оно будет слабым и недостаточным, найдутся те, кто обвинят не само зло, а тех, кто с ним борется, найдя в их действиях формальное нарушение моральных норм. Тем не менее, почти все силы, которые оказали положительное, прогрессивное влияние на развитие общества, зачастую действовали слишком радикально, слишком жестоко, слишком перегибали палку (правда, не меньше примеров, когда её "недогибали", и это тоже приводило к пагубным последствиям). Так или иначе, разумные люди, наступая на неадекватов, должны всё же стараться действовать правильно и соразмерно, не допускать в своих действиях "перегибов".
Как я уже отметил, большинство людей всё же осуждает неадекватность и стремится ей противостоять. Почему же неадекватности так много, очень много? Главная причина в том, что в силу неразумности большинства и склонности его к эмоциональному мышлению неадекватам удаётся легко манипулировать общественным мнением. Неадекваты способны использовать массу уловок, способных очернить честных людей и представить себя в лучшем свете, чтобы побудить большую часть общества либо себе помогать, либо, как минимум, стоять в стороне, в то время, как они расправляются с немногими, кто всё же пытается им сопротивляться. Например, главарь чикагской мафии Аль Капоне, названный американской полицией "врагом номер один", долгие годы безнаказанно совершал убийства, в т. ч. и лично при множестве свидетелей, однако создал себе образ респектабельного, влиятельного бизнесмена, помогающего беднякам, и всё сходило ему с рук. В конце концов он был осуждён лишь за неуплату налогов. Эмоционально мыслящие не способны вычленить в окружающем мире неадекватность в чистом виде и оценить её, чтобы затем противодействовать ей. Как правило, некое проявление неадекватности, некая неадекватная сила в их восприятии предстаёт как совокупность положительных и отрицательных черт, при этом правильно сравнить их, выделить главную и второстепенную сущность они не могут и часто, привлечённые второстепенными положительными чертами, поддерживают неадекватное проявление или силу, либо бездействуют, когда надо оказывать сопротивление, что приводит к плачевным последствиям. Гипертрофируя в своих действиях, намерениях и планах положительные черты, а у своих противников - отрицательные (реальные или мнимые), неадекваты зачастую представляют форсированное продвижение зла как борьбу за злом. Очень показательна и наглядна в этом плане, например, история прихода нацистов к власти в Германии, а затем развязывания Гитлером второй мировой войны. Очень многие видели в нацистах союзников для решения каких-то проблем, не считая их слишком опасными и не желая видеть их истинной сущности и намерений. Тем самым они открыли им путь к власти и лёгким завоеваниям, когда эта партия, бывшая изначально очень незначительной силой, шаг за шагом устраняла своих противников и реализовывала свои амбиции. Точно так же сегодня многие слепцы не хотят видеть опасности в действиях США, прикрывающих свои захватнические планы борьбой за свободу и демократию, и их истинных целей - стремления к мировому господству. Реакция на неадекватность и методы борьбы В современном обществе, где многие неадекваты организуются, пользуются покровительством власти, а большинство слепо и неразумно, бороться с неадекватностью зачастую очень непросто. Рассмотрим всё же основные принципы борьбы с неадекватностью и проблемы, которые возникают при этом. Проблемы могут быть, например, следующие: Принципы. 1) С неадекватностью нужно бороться. Конечно, это очевидно, но возникают нюансы, приводящие к тому, что многие, если не большинство, видя неадекватность, даже не пытаются бороться с ней. Это проистекает, причём, чаще всего не из-за страха, нерешительности и т. п., а из-за иллюзии, что неадекватность является не опасной и слишком мелкой, что она пройдёт сама по себе со временем, либо по той причине, что остальные будут делать добрые дела, показывать положительный пример, улучшать общество и неадекваты, увидев это, тоже исправятся. И это иллюзия весьма распространена в обществе. Однако не бороться с неадекватностью - это очень плохая мысль. Конечно, бывает такое, что некто, ведущий себя неадекватно, через некоторое время раскаивается, исправляется, осознаёт неправильность прежнего поведения. Но это происходит тогда, когда зачатки разумности и здравого смысла в человеке уже есть и потенциально они преобладают над дефектами. Правильная реакция на неадекватность лишь поможет такому человеку быстрее исправиться, может быть, даже однократной правильной реакции будет достаточно для его излечения. Главное, чтобы такая реакция сопровождалась правильным посылом, помогающим человеку осознать неуместность, неправильность, неадекватность своего поведения, поставить под сомнение те представления, исходя из которых он ведёт себя неадекватно. Кроме того, легко можно ошибиться, приняв неадекватность за просто глупость, показное дурачество, которое пройдёт само. Более правильно исходить из принципа "если человек ведёт себя как неадекват, значит он на самом деле неадекват". Но очень часто всё наоборот. Не получив должной реакции, человек уверяется в эффективности неадекватного поведения. Не подавив неадекватность в зародыше, мы получаем в будущем неадекватность в более явной, запущенной, трудноискоренимой форме, для подавления которой придётся приложить намного больше усилий. Кроме того, не дав по шапке одному неадеквату, мы тем самым можем побудить других неустойчивых личностей брать с него пример. Кроме того, очень часто бывает, что неадекват, которого вовремя не исправили, начинает нащупывать границы допустимости своей неадекватности. При этом, пока он видит угрозу открытого столкновения с обществом, он эту границу не переходит, но как только появляется возможность себя "проявить", из-за падения каких-то ограничений, неадекват срывается с цепи. Таким образом, тотальная и непримиримая борьба с неадекватностью необходима и для предотвращения накопления в обществе скрытой угрозы. 2) С неадекватностью нужно бороться решительно и до конца. Хуже отсутствия реакции на неадекватное поведение может быть только слабая, неэффективная и явно нерешительная реакция. Она может побудить неадеквата лишь повысить градус неадекватности, усилить давление, чтобы сломить ваше сопротивление. Эпизодическое и неуверенное противодействие со стороны общества скорее приведёт неадеквата не к мысли о том, что нужно перестать гадить обществу, а к мысли о том, что нужно добиваться своего более решительно и эффективно. Итак, какой должна быть реакция в идеале. Во-первых, недвусмысленной, чёткой и бить в нужную точку. Конечно, не всегда просто понять достаточно хорошо мотивы, стоящие за неадекватными проявлениями. Но желательно постараться хотя бы примерно их определить и нанести психологически и логически точный удар, т. е. точно сформулировать суть неадекватного проявления, которое вы требуете прекратить. Например, некто немотивированно оскорбляет вас в грубой форме. Ответ типа "сам дурак" будет не очень хорошим вариантом. Лучше поинтересоваться, почему он ведёт себя подобным образом и смеет вас оскорблять. Неточное требование даст повод неадеквату продолжать своё неадекватное поведение, увиливая от ваших претензий. Во-вторых, реакция должна быть соразмерно жёсткой. Вы должны дать понять неадеквату, что настроены решительно и принципиально и оставлять просто так его выходки определённо не собираетесь. Конечно, в большинстве случаев ваша цель - психологически победить неадеквата, заставить его отступить и признать ошибочность своего неадекватного поведения. Но против наиболее агрессивных и опасных неадекватов лучше сразу готовить и применять меры по их физической нейтрализации. В-третьих, борьбу с неадекватностью нужно доводить до конца, т. е. добиваться того, чтобы неадекват осознал свои ошибки и добровольно отказался от неадекватного поведения, не повторяя его больше, либо был нейтрализован (если он особо упорен и опасен) и физически лишён возможности его осуществлять. Понятно вместе с тем, что вряд ли вы сможете подменять собой правоохранительные органы и гоняться за каждым случайно попавшимся неадекватом, чтобы его исправить, систематично и последовательно бороться с неадекватностью и успешно его искоренять может лишь общество, целенаправленно проводящее соответствующую политику. 3) Нужно грамотно привлекать на свою сторону общество. Как уже написано выше, есть причины, по которым общество не противодействует неадекватности и даже поддерживает её. Вы должны, принимая во внимание данные особенности, грамотно привлекать на свою сторону общество, а неадекватов лишать поддержки. Вы должны вычленить неадекватность из каких-то более общих проявлений, отделить её и делать на ней упор, концентрируя на этом внимание общества. Если у неадекватов значительная поддержка, нужно предлагать решения, сохраняющие положительные моменты в поведении неадекватов и их планах, но убирающие отрицательные. Если неадекваты будут настаивать на своём, это покажет всем, что положительные черты второстепенны, а вся их активность направлена ради реализации отрицательной части программы. Терпеливо и последовательно требуйте осуждения вычлененной вами неадекватности и согласия всей нормальной части общества с необходимостью её пресечения. Ещё один метод, который можно использовать - это эскалация и нагнетание ситуации, в которой имеет место проявление неадекватности с целью привлечения внимания общества, а также для того, чтобы неадекватные проявления и негативные последствия, к которым они ведут, факт противоречия их интересам общества и их неприемлемости стали более явными для общества. Делать это, конечно, стоит в случае, если вы уверены, что здоровая часть общества организуется и поднимется для подавления неадекватности, либо, например, вмешается власть, которая не сможет игнорировать общественное мнение и не принять мер. Во многом на то, насколько вольготно себя будут чувствовать неадекваты, влияют прецеденты. Если некий случай (а тем более несколько случаев) неадекватного поведения, о котором стало широко известно, не был пресечён, это фактически даёт сигнал, что подобное поведение допустимо. Оно стимулирует к подобным проявлениям неадекватов, а нормальных людей деморализует и вселяет сомнения в необходимость противодействия неадекватам. Напротив, если стал известен некий случай, когда неадекватное поведение было решительно пресечено, это вселяет неуверенность в неадекватов и решительность в нормальных людей. Для создания таких прецедентов второго типа можно использовать подходящие случаи, а прецеденты первого типа желательно не оставлять без внимания и не допускать, чтобы они сыграли на руку неадекватам. Вообще, по возможности, особенно в случае массовых неадекватных проявлений, нужно добиваться делегитимизации неадекватности и внедрения в общественное сознание мысли о решительной недопустимости подобных неадекватных проявлений. 4) Нужно вести войну с неадекватностью в целом. Неадекватность всегда будет угрозой для общества, поэтому всегда нужно готовиться к войне с неадекватностью в целом и вести эту войну. Если неадекваты вам не угрожают сегодня, это не значит, что вы не столкнётесь с ними завтра. Поэтому нужно последовательно выявлять неадекватов, создавать механизмы борьбы с ними, объединять здоровую часть общества и принимать меры против его раскола. Необходимо накапливать силы как для физической борьбы с неадекватами, так и для информационно-психологической борьбы, чтобы неадекваты не смогли разложить и деморализовать общество и использовать ложные идеи для своих целей. На данный момент именно неадекваты, к сожалению, хорошо овладели методами борьбы против здоровой части общества и примеры их впечатляющих побед мы можем хорошо видеть - это, например, успешная операция США против СССР, когда удалось развалить СССР и социалистический лагерь, или недавний государственный переворот на Украине. Нет сомнений, что значительная часть неадекватов не откажутся от своих амбиций и не остановятся ни перед чем, и жестокая борьба с ними в процессе построения разумного общества является неизбежной. | ||
|
Всего комментариев: 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|