17:26 О сложных отношениях женщин с зеркалами |
Слишком «черная» или слишком «розовая» картинка себя – это всегда следствие искаженного восприятия. Чтобы научиться выбираться из королевства кривых отражений, важно тренировать навык оставаться в середине. Песню со словами «Я немножко постою у зеркала – мне станет легче» написал мужчина. Никакая женщина такого бы не сочинила. Потому что это вопиющая неправда. Чем дольше стоишь у зеркала, тем больше недостатков бросается в глаза. Кинула быстрый взгляд – вроде ничего: симпатичная, стройная. Задержалась у зеркала в туалете на пять минут – нашла два прыща, свисающий жир и некрасивую грудь. Какой там «не больше часа». Опасно для психики. Синдром кривого отражения — Посмотри туда, — Сфинкс кивнул на зеркало. — Что ты видишь? — Жалкого урода в синяках, — отозвался я мрачно. — Что еще я могу там увидеть? — Тебе пока лучше избегать зеркал, Курильщик. По крайней мере, пока не перестанешь себя жалеть. Поговори-ка об этом с Лордом. Он вообще никогда не смотрится в зеркало. — Почему? — изумился я. — Если бы я видел в зеркале то, что видит он… — Откуда ты знаешь, что он там видит? Я попробовал представить себя Лордом. Смотрящимся в зеркало. Это угрожало мощнейшим приступом нарциссизма. — Он видит что-то вроде молодого Боуи. Только красивее. Будь я похож на Боуи, я бы… — …стонал, что похож на престарелую Марлен Дитрих и мечтал походить на Тайсона, — подсказал Сфинкс. — Цитирую дословно, так что не считай это преувеличением. То, что видит в зеркале Лорд, вовсе не похоже на то, что, глядя на него, видишь ты. И это лишь один пример того, как странно иногда ведут себя отражения. Этот «синдром кривого отражения» поражает лучших. Яркие, интересные женщины искренне считают, что они страшные, умные уверены в своей недалекости, старательные обвиняют себя в прокрастинации, остроумные – в отсутствии чувства юмора, талантливые – в бездарности. Как будто зеркало и правда каждый день показывает им какую-то другую реальность. Не ту, что мы видим со стороны. Почему так получается? Наше отражение соткано из сотен тысяч лоскутов – это преломляются о мутно-зеркальную поверхность нашего self чужие взгляды и мнения. «Не сутулься, кобыла!» – вопит один из кусочков визгливым голосом бабушки. «Какая у тебя красивая спинка», – тихо шепчет другой голосом нежного любовника. «Кайфово танцуешь! Прямая как тростиночка!» – радостно перекрикивает шум метро подруга, показывая пальцем на маленький экран смартфона, на котором играет видео с отчетного концерта. Какую мозаику соберёшь из этих кусочков? Какой поставишь в середину? Какое слово сложишь из ледяных осколков? «Кобыла» или «красотка», «нескладная» или «гибкая»? Смахнёшь в центр мозаики чёрную слюду – и вот уже подернулось зеркало липкой серой паутиной. Из недр памяти выныривают осколки подстать – острые, кривые, темные. Цветные стеклышки разбежались по углам, как и не бывало. Сложишь центр мозаики из розовых блёсток – и вот уже вместо своего лица видишь блестящую обманку, да такую, что сама в неё не веришь. Простая домашняя магия, которую умеет наводить любая женщина. – Я некрасивая, понимаешь. Меня никто никогда не полюбит! – Погоди, давай разбираться. Сидим, перетряхиваем цветные стеклышки. Складываем по парам: чёрное и белое, белое и чёрное. Как будто играем в двухцветное домино. Здесь «красивая», здесь «некрасивая», здесь «некрасивая», здесь снова «красивая». – Видишь? – Вижу. В мозаике есть совсем разные кусочки – и из них складывается объемная картинка. И когда она многоцветная, она, может, и не такая блестящая, но зато... живая, что ли. Слишком «черная» или слишком «розовая» картинка себя – это всегда следствие искаженного восприятия. Наш коварный мозг действует примерно так же, как и мы в процессе интернет-серфинга. Он склонен к сканированию, а не внимательному прочтению: быстро ухватить суть, общий смысл и вперед, бежать дальше. Данные, которые получаются в результате такой обработки, – поверхностные и неверные. Это все равно что делать в дипломной работе выводы на основании выборки из трех человек вместо трехсот. Негативная мысль быстро запускает соответствующий эмоциональный фон. «Так, мне такое платье не идет. Значит, я толстая! У меня никогда в жизни не получится похудеть! Вокруг все красивые и стройные, не то что я». И вот я уже чувствую горечь, злость, обиду. А всего-то увидела одну фотографию. Чтобы научиться выбираться из королевства кривых отражений, важно тренировать навык оставаться в середине – держаться своей полосы, не заваливаясь в кювет и не выезжая на встречку, даже если машину немного ведет на скользком месте. С непривычки сложно. Но когда навык отработан, руль крутишь в правильную сторону уже почти автоматически. Автор: Елизавета Зубова |
|