02:38 О забытом “аистонце” замолвите слово. |
Порой детали, почтовые ящики или дверные ручки, могут сообщить о стране больше, чем достопримечательности. В Эстонии флюгеры на крышах не только показывают откуда дует ветер, но и рассказывают её непростую историю.
Флюгер в виде Аиста – подобные есть на многих крышах Таллина. Стержень флюгера держит Лев – символ Дании. Держать то держит, а вот достать не сможет.
Пару лет назад посмотрел фильм М.Задорнова, а недавно вспомнил, как в начале фильма отец даёт сыну почитать книгу и говорит: – Не всё чему учат в школе правда.
Открыл как-то книгу В.Н.Татищева "Исторiя Россiйская”. Интересно описаны времена призвания Рюрика на Русь в Иоакимовской летописи: Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы соседним князьям в жены. И была Гостомыслу о сем печаль... и послал в Зимеголы за вещунами, чтобы те решили, как следует наследовать ему от его потомков. Однако спящему ему привиделся сон, как из чрева дочери его Умилы произрастает дерево и покрывает град Великий, от плодов его насыщаются люди всей земли. Встав от сна, призвал вещунов, да изложил им сон. Они решили: «От сынов ее следует наследовать ему». Гостомысл предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сон и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик с двумя братья и их сородичами.
Ну что-же кто был дедушка Рюрика понятно, а кто княжил до него? Да, и обратите внимание: уже в те времена прибалты в "политбюро” советы давали.
По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира... Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, пришедшие, град Великий захватили и дань возложили на славян, русь и чудь. Люди же, терпевшие тяготу от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили.
Выходит, что прадедушкой был Буривой и свои последнии дни он провёл на острове в городе крепко устроенном. Татищев пояснял: – "град Бярмы у русских Корела, у финнов Кекскольм т.е. на двух островах”. Но в летописи сказано на острове, а у Татищева на двух островах, да и раскопки Корелы в лучшем случае дают XIV век. Но тогда, что за град такой, что на острове стоял крепко устроенный?
Кумень, Kymijoki (фин.), Kymmene (швед.) — река в Финляндии, течёт в южном направлении. Недалеко от устья река раздваивается, а в Финский залив впадает уже пятью рукавами. Согласно Абоскому договору (1743 г.) по Кумени проходила граница между Швецией и Россией.
Открываю карту ищу Кумень и вижу чуть на юго-западе лежит огромный остров, который на всех языках так и называется - Остров. В скандинавских сагах он известен как Эйсюсла, от (исл.) еу «остров» и sýsla «округ». Отсюда немецкое - Эзель, и шведское - Ösel. Saaremaa (эст.) и Saarenmaa (фин.) буквально означает - островная земля. На русское «Островъ» указывает упоминание в грамотах титула «бискупъ Островский» – епископ острова Эзель. Ещё одно название — остров Русел встречается в середине XVII века в записках Н.Витсена «Путешествие в Московию».
А где же град крепко устроенный? Стоит посмотреть карту поподробнее. Что-же это за город? Курессаре, кург (мн. куред) означает аист, а саар — остров. То есть — остров аистов.
Предоставлю слово путеводителю: …археологические находки свидетельствуют, что остров был населён 8000 лет назад. Остров был богатейшей землёй и базой пиратов, называемых иногда восточными викингами. Можно предположить, что старое название используемое для Сааремаа было Курессааре и применялось для главного острова, в то время как Сааремаа распространялось на весь архипелаг. Хроники Ливонии сообщают об их флоте из 16 кораблей и 500 человек, опустошающем земли на юге Скандинавии, в то время датской. В 1206 году датский король Вальдемар II высадился на острове и предпринял безуспешную попытку основать там крепость. Независимость закончилась для островитян в 1227 году покорением крестоносцами...
Теперь о епископском замке: ...точная дата начала строительства не установлена, предположительно 1322-38г. Изначально планировался как административный центр, где можно было бы проводить собрания и выдерживать осаду в случае атаки неприятеля. В 1559 замок был продан датчанам. Скандинавы называли его Аренсбург - Орлиный замок от örn (исл.) - орёл. Датский период владения ознаменовался модернизацией системы укреплений. Используя старую крепостную стену, новые хозяева соорудили систему с толстыми земляными валами и бастионами, которую окружили рвом шириной 30 метров, который заполнялся морской водой. Собственно, в таком виде укрепление предстаёт взору и сегодня...
Но… Рассмотрим замок, рвы и бастионы подробнее и начнём с замка:
Большие грубые камни лежат не идеально, но скреплены раствором и стоят твёрдо. На острове добывали доломит, его обжигали и продавали округе. Вот из него то замок и построен. А вот строители бастионов камень не обжигали, но подгоняли точно и цементом не пользовались – вернее пользовались, но только в некоторых арках.
Такое впечатление, что в XIII веке у них деньги на цемент были, а в XVI веке то ли деньги кончились, то ли они забыли как цемент делать, да и камни обжигать разучились.
Археологи считают, что на месте замка были деревянные строения и торговый рынок. При просмотре с высоты становится понятно, что изначально бастионы имели другую форму и позже действительно были пересобраны.
Давайте сравним: Куресааре - ориентация диагонали на северный магнитный полюс, а была ориентация сторон (магнитный полюс не совпадает с географическим которым пользуется google), и Новодвинскую крепость под Архангельском.
Вот что пишут историки: "Жители Западной Эстонии и островов возводили свои укрепления в основном на небольших всхолмлениях, окружая их круговыми валами. Особенностью было усиление оборонительных конструкций за счет сооружения не только земляных или песчаных, но и каменных валов. На севере и западе такие сооружения строились способом «сухой кладки» без применения раствора. Возможно это послужило основой для помещенного в хронику Генриха Латвийского сообщения о том, как земгалы пытались свалить в Даугаву башню замка Икшкиле, думая, что камни в ней не скреплены раствором. По той же технологии сооружены обнаруженные археологами остатки древней крепости под крепостью в Ладоге.
[i]Остатки древней кладки (исходный строительный материал) на выступающих уголках.
Рисунок замка Ливонского ордена в устье реки Венты. Бывшее поселение Вендов, к сожалению бастионы не сохранились.
План замка в устье р.Преголи у вислинского залива, Aistmares - старое литовское название залива. Некоторые историки предполагают, что это остатки древнего торгового-ремесленного центра Трусо, откуда начинался знаменитый "янтарный путь". Этот регион называли Samland (лат.) - Sambia (польск). То что его населял один и тот-же народ подтверждает и название острова Курессааре на латышском языке Samsala, что переводится как sam - самы, самбы и sala - остров, получаетсяо стров самов. Греческие историки писали, что пеласги называли остров "самос", получается "остров островитян".Примерно в тех же краях была Неманская Русь. В основании Клайпеды лежит похожее укрепление. Многие жители острова Муху считают, что их предки когда то приплыли с куршской косы.
Попробуем понять кто же жил там в те давние времена. Эстонские учебники ссылаются на римского историка Тацита (55 – 117 н.э.) и его трактат «Германия», в котором он упоминает древних аестиев (aestiorum gentes). "Аестии поклоняютсяпраматери богов и как отличительный знак носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов... они обшаривают и море и на берегу, и на самих отмелях единственные их всех собирают янтарь, который сами они называют glesum. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену.”
Эйнхард в описании жизни Карла Великого пишет: ...открылась борьба со славянами, которые по нашему называются вильцы, а по своему велетабы. В этом походе, в числе прочих народов, следующих по приказу за королевским знаменем, участвовали и саксы, в качестве союзников, хотя и с притворною, мало преданною покорностью. Причина войны заключалась в том, что ободриты, некогда союзники франков, оскорбляли их беспрерывными набегами и не могли быть удержаны одними приказаниями. От западного океана протягивается на восток залив: ...восточный берег населяют славяне и аисти (Aisti)и другие различные народы; между ними первое место занимают велетабы, которым король объявил войну. В один поход, предводительствуя лично войском, Карл так поразил их, что они другой раз не считали полезным отказываться от повиновения (789г.). Надеюсь данную фразу переводить не надо? Ведь Эйнхард не даёт определение - многочисленные или большие, а именно занимают первое место! Ну а что же это может значить пусть каждый решит для себя сам.
Историк VI века Иордан пишет о племенах "Hestii”, которые, наряду с более северными феннами и распространенными к югу венетами, жили за племенем видивариев, жившим близ устья Вислы. Говоря о них, Иордан отметил их миролюбие и то, что они искали поддержки у короля готов Теодориха, прислав ему в дар янтарь.
В конце IX века английский король Альфред Великий в примечаниях к переводу сочинений Орозия указал положение страны Eastland возле страны венедов – Weonodland. Eastland очень велик и там очень много городов, и в каждом городе есть король. В скандинавских сагах Eistland локализуется между Virland или uirlant (Вирумаа на северо-востоке Эстонии) и Livland или iflant (страной ливов). На камнях в Скандинавии упоминаются люди: Aistafir, Aistulf, Aistr, Aists, Estulfr, Est(t)mon, Estr, Est и топонимы Estlatum и Eistland.
Саксон Грамматик писал, что дом берсерка Starkarusа был в Еистланде.
Аль-Идриси в 1154 году описывает страну Астланд, упоминая Двину и г.Межотне, считает И.Леймус.
Посмотрим, что пишут о жителях того времени: В конце III и особенно в начале II тысячелетия до Р.Х. на берегах Балтийского моря появились угро-финны. Примерно в это же время в Прибалтике появляются балты, европейское племя, предки литовцев и латышей. Язык угро-финнов относится к Уральской семье языков. Угро-финнскими народами являются: вепсы, водь, ижорцы, карелы, коми, ливы, манси, марийцы, мордва, саами, удмурты, финны, венгры, ханты, эстонцы и некоторые другие. Угро-финны по происхождению монголоиды, т.е. они ближе к китайцам, чем к своим соседям.
Их можно назвать прибалтийскими«[url=http://shopping.aktalakota.org/browse.cfm/star-quilts/2,14.html]индейцами[/url]», т.к. их предки откочевали в Европу из Восточной Сибири. Как известно, предки американских индейцев тоже монголоиды перебрались из Сибири в Америку через существовавший в глубокой древности перешеек, соединявший Сибирь с Америкой. Собственно говоря, жизнь предков эстонцев, живших на берегах Балтийского моря очень напоминала жизнь американских индейцев до появления белого человека. Предки эстонцев занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. От балтов и славян они научились сеять зерно.
Вот, что пишет о внешнем облике угро-финнов известная американская учёная М.Гимбутас: «Скелеты из погребений курганной культуры длинные и европеоидного типа, люди из поселений охотников и рыболовов были среднего роста или низкорослые с широкими лицами, плоским носом и высоко расположенными глазницами. Последние особенности в общих чертах схожи с теми, которыми обладали финно-угорские народы, вышедшие из Восточной Сибири».
В разделе посвященном расселению славян она сообщает: "Процесс славянизации начался в доисторический период и продолжался вплоть до XIX столетия. Кто-то может возразить, что современные эстонцы не похожи на монголов или китайцев. Так ли? Присмотритесь и вы увидите широкие скулы и чуть раскосые глаза. Конечно не у всех эстонцев эти черты бросаются в глаза, но все же это тот стержень, на который нанизывается всё остальное. Посмотрите на лапландцев или на представителей народов русского севера, занимающихся оленеводством, ведь именно так выглядели предки эстонцев, пришедшие на берега Балтики.” Всё вроде сходится, только вот генетики говорят, что носители R1a (славяне) жили здесь как минимум на 1000 лет раньше, чем пришли N1c (угро-финны).
Генрих Латвийский больше делает акцент на территории проживания, чем поясняет этническую принадлежность, выделяя Островитян (Osiliani), Естонов (Estones), Поморов? или Поморян? (Maritime), Поморов естонов (Estones maritime), Роталийцев (Rotalienses), Русских (Rutheni), Угавнийцев, Саккаланцев, Виронцев, Гервенцев и многих других. Поморянские названия отслеживаются и на территории Прибалтики: Groben в Польше - Grobiņa в Латвии, Kołobrzeg и городок "однофамилец" Saulkrasti (солнечный берег - Soneberg, Kolska и Kolka, легендарный Добин и Doblin (Dobele), Kujawa (Куяба) на поморянском диалекте песчаный холм, куява на украинском крутой холм, и древняя гора Куббе у которой жили венды и возле которой построили Ригу.
Интересным выглядит момент, когда тевтоны, саксоны, фризы и ливы напали на естонов то "наводить порядок” приплыли и завалили камнями устье Дюны (ввели экономические санкции, перекрыли торговые пути) островитяне. То есть "гасят” одних, а на "разборку” приходят другие? Представьте себе количество тех камней, ведь длина самого короткого моста через Двину в Риге более 500 метров, да ещё учтите, что в те времена и Лиелупе и Двина впадали в Вендский залив Wijen dones, поляки по сей день называют zatoka Ryska, одним потоком! Это создало такой поток, что выйти в море было хоть опасно, но возможно, а вот войти против течения в устье реки было очень проблематично. Немцы были вынуждены углублять устье. Но со временем реки нанесли песка, потом Двина промыла себе другое устье и теперь впадает в море в другом месте.
Откуда у современных эстонцев соотношение генов R1a – 37,3% сопоставимо с N1c – 40,6%, ведь различие составляет менее 10%, и получается, что литовцы совсем чуток, но угро-финнистее эстонцев, ведь в Литве N1c – 42% и R1a – 38%? А у соседних финнов N1c 63.2 % (местами 71%) при этом R1a не превышает 5%. В Латвии R1a - 40% N1c - 38%. а в Белоруссии R1a - 51% и N1c всего 10%. В Эстонии гаплогруппа R1a представлена старыми ветвями, с предками, жившими более 4500 лет назад. Возникновение этих ветвей уходит во времена бронзы или энеолита. Интересно отметить, что один из субкладов является северо-евразийской ветвью Z92, от которой произошла ветвь Z280, типичная для значительной части современных русских, украинцев и белорусов. Ветвь Z92 является одной из возможных у вендов. Откуда всё это взялось? И что за народ, который живёт на острове Аистов и называется Аисты, Еисти или Аести? Может где ещё встречается?
Посмотрим, как называют аистов на других языках: Поучительно, но в далёкой от балтийских берегов Индии на языке малая́лам аист произносится как peruñāṟa, что созвучно славянскому Перуну (Perkūnas, Pērkons, Percuns).
На сербском, хорватском и боснийском – Рода. Не отсюда ли наше трепетное отношение к аистам и старое доброе поверье в то, что аисты приносят малых детушек? В Каарма входа в церковь с левой стороны замурован в стену повернутый набок лик бога Рода.
Как сказала экскурсовод: – Немцы это сделали специально, что бы люди приходя молиться видели как высоко вознёсся христианский бог и как низко пал их языческий идол, а те кто ещё не принял христианскую веру могли бы поклониться Роду, пусть даже и поверженному, но приходя к церкви.
В Пёйде какой-то фанатик показал всю свою неуёмную силу.
Многие скажут, что это крест, но попрошу внимательно посмотреть на находки в 1859 году сделанные на юге Норвегии в Эстфолл (385-670 г.).
А для уверенности приведу наскальное изображение на юго-западе Швеции 1000 г. до н.э.
А ведь это всего лишь символ солнышка.
У многих народов аист священное животное, о котором сложено множество легенд и поверий. В одной из легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край, в котором обитают души умерших предков, - в Вырий или в Ирей. Само слово "Вырий" иногда интерпретируется как "в рай" или как "в Арийскую страну". Есть версия, что слово Ирей связана с далеким морем: "з.рус. вырей, укр. вирій, вирей, бел. вырай, пол. диал. Wyraj "мифологический край, где живут перелетные птицы". Возможно так Virumaa (земля Виру) получила своё название.
На албанском – lejlek, на турецком – leylek, на украинском – лелеки. Такой народ достаточно известен – Лелеги (греч. Λέλεγες, лат. Leleges). Одна из древних народностей, по греческим преданиям, обитавшая наряду с пеласгами и карийцами на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и в Малой Азии. Некоторые древние историки считали, что само название пеласгов происходило от слова πελαργός – pelargós, что переводится как "аист". Неприступные стены они называли «пеларгикон», то есть «гнездо аиста». Много позже буква «р» превратилась в «с» - и вместо пеларгов, строителей неприступных «гнезд аистов», появились пеласги. Получается один и тот-же народ только название на разных языках. Пеласги занимали всё побережье Греции, Малой Азии и островов Эгейского моря, Кипра и Крита, держали под контролем Геллеспонт. У них были города-государства, была развита письменность, культура и архитектура. Потом на территорию современной Греции пришли эллины. Они стали воевать с пеласгами и практически полностью их уничтожили. Геродот пишет: - "только после того как, эллины приняли остатки пеласгов в свой народ они стали великим народом, а до той поры они были просто необразованными". По легенде эллины, завоевавшие Аттику, договорились с пеласгами о том, что те построят для завоевателей крепость в Афинах, а они взамен не будут изгонять пеласгов. Впрочем, после постройки Пелагрика эллины так и не сдержали слова. На стене Акрополя, построенной в пеласгийский период, сохранились изображения аистов.
На острове Лемнос, последнем месте их обитания в Эгейском море, была найдена знаменитая Лемносская стела. Надпись на ней напоминают этрусскую письменность. Большинство древних авторов пишут, что пеласги переселились в Этрурию. Пеласгов периодически путали с Этрусками, которых греки называли Тирренами, и родственными им Хеттами и Филистимлянами. По западному побережью балканского полуострова расселились родственные им племена фраки, дойдя до северного побережья Адриатики они поселились в Венетии, под названием Венеты, Энеты или Венды. Дионисий Галикарнасский утверждал: - "Пеласги заселили Италию за пять веков до Троянской войны".
Andres Paabo сравнивая финский и эстонский языки выявил, что основные отличия обусловлены заимствованием вендских слов в эстонском языке. Тех самых вендов, что в XII-XI веках до н.э. населяли северное побережье Адриатического моря и приальпийские долины. Тех, кто поставлял янтарь через альпийские перевалы и строил города Ateste (Эсте), Esten (Падуя), Асти и Аосту. Салассы, жители Аосты, прослеживаются в названии речки Салацы и городка Салацгрива у её впадении в Руянский (Magno Ruijne) залив. Немного выше по течению Салацы есть город Rugen (Rigen, Ruien, совр. Rūijena).
Плиний старший в 77 году описывал венетов между певкинами и феннами (от подунавья до Финляндии). В Римской империи одним из названий янтаря был венедский камень. Зенодот Эфесский высказывался: «…Эти венеты …потеряв своего вождя во время Троянской войны, они переправились во Фракию, далее, после долгих скитаний, прибыли в Венетию Адриатическую».
Лингвисты акцентируют внимание на то, что в эстонском языке много заимствований из древнерусского языка, причём разделяют их на два независимых потока. Первый, достаточно большой, сказывается на северном диалекте, а второй поменьше на южном. Разные диалекты заимствовали разные слова, причём регионы расположенные ближе к России имеют меньше заимствований. Да и в латышском много однокоренных слов с русскими, и часть из них созвучна вовсе не с литературным русским, а с архаичным говором северных поморов.
С. Грамматик в "Деяниях Данов" описывает многовековую войну данов против неких геллеспонтцев. О них он пишет в связи с набегами Рагнара Ладброка и его предшественников. Не вдаваясь в детали и достоверность повествования попробуем найти в них географические ориентиры.
Ярмерик отправился воевать с четырьмя братьями из рода геллеспонтцев (genere Hellespontieos), занимавшихся пиратством морским путем. Трехдневное морское сражение завершилось договором, по которому братья уступали Ярмерику половину поборов с подвластных племен и отдали замуж за конунга свою сестру. Среди данников геллеспонтцев были ливы, сын правителя которых, Biceo находился в заложниках и сбежал к датчанам. Перед походом на геллеспонтцев датчанами были подчинены славяне, сембы, курши. Зная, что сембы и курши обитали на юге восточного побережья, следует думать, что геллеспонтцы жили чуть дальше на северо-восток рядом с землёй ливов. По результатам войны датчанам не удалось добиться решающего перевеса.
Удачливее, чем Ярмерик, в восточных походах был Хадинг. Ему удалось взять город Дюну с неприступными стенами и подчинить оборонявшего город Андвана короля Геллеспонта (Hellesponti regem) получив с него выкуп золотом. Название города находится в прямой связи с немецким названием Двины – Düna. Не обязательно видеть в городе Дюна позднейшее немецкое укрепление в устье реки Дюнамюндеи уж точно это не лежащий вверх по реке Дюнабург (Двинск).
Фрагмент карты Idrisi 1154 года показывает ģuna прибрежным городом, недалеко от fimark (Финляндии) и al rūsīa.Важно, что осада была тяжелой и только хитрость конунга, запалившего город при помощи птиц позволила осаждавшим ворваться внутрь крепостных стен.
О месте расположении города говорят некоторые скандинавские саги, а вот о реке Дуна по которой можно добраться до Чёрного моря в устье которой и на побережье залива жили Ости упоминает Пифей около 325 года до н.э. указывая на большую плотность населения. Он описывает их светловолосыми с голубыми глазами.
Перед нападением на Дюну Хадинг сверг тирана куршей Локера, что ещё раз указывает на соседство куршей и геллеспонтцев. Фроду основное противодействие оказывали не геллеспонтцы, а русские (ruteni). Только двукратная победа над правителем Руси (Ruseia) Транноном, укрепившемся в Ротале, открыло Фроду дорогу на Палтиску, где он убил правителя Vespasiusa, причем поход происходил по суше, ...захватив город Палтиску, Фрод в надежде получить полную власть над Востоком двинулся к стенам Андвана. На ливском языке paald (фин. paltta) — обрыв. Paltisca-Palteskja это современный Палдиски.
Взять его с моря можно только теоретически – вокруг крутые скалистые обрывы и рядом высадиться негде за много миль, понятно почему его брали с суши и то хитростью: Фроди распространил слух о своей смерти и даже организовал свои похороны, сам при этом тайно скрывался с небольшим числом ратников. Веспасий узнав о смерти враждебного вождя ослабил бдительность. Фроди воспользовался беспечностью, проник в город со своими людьми, убил Веспасия и овладел городом. Скептики конечно возразят город получил название только в 1922 году, но ведь как-то местные жители называли его и до этого? Познавательно имя правителя Палдиски Vespasius – ves (самоназвание народа весь) pa (paa по финнски голова), получается - глава веси.
Победа завершилась браком конунга и дочери короля геллеспонтцев, смысл этого действия можно истолковать однозначно – Андван становился датским наместником. Ярмерик нанёс поражение сембам, куретам и многим племенам Востока. Фрод уплыл победив большую силу Востока. Согласно информации Саксона, кроме русских, геллеспонтцев, вепсов Палдиски Фрод добился победы над куршским правителем Дорном. Именно после победы над куршами он двинул свой флот к Ротале. На долю знаменитого Рагнара выпала затяжная война с геллеспонтцами. Сначала с их правителем по имени Dian и его сыновьями, женатыми на русских принцессах. Один был тезкой отца, другой носил имя Dахоп. Упоминаемые восточнобалтийские имена не могут не вызвать интереса. Dian, вероятно, славянское имя Деян (Диян, Дий, Дый), в книге Коляды Дый описывается предводителем народа чудь. А вот второе имя Dahon скорее всего [url=http://cyclowiki.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD_(%D0%B1%D0%BE%D0%B3)]Dagon[/url], Dago. Второй по величине остров рядом с Сааремаа назывался Дагё. Первый исторический правитель Польши Мешко I до принятия христианства именовался "Dagome, король венедов".
Адам Бременский в "деяниях Гамбургских архиепископов” упоминает: ...в море есть много и других островов, один из которых, весьма большой, называется Aestland… Они тоже совершенно ничего не знают о Боге христиан, поклоняясь драконам и крылатым существам, которым приносят в жертву даже живых людей, покупаемых у купцов. При этом они тщательно проверяют, нет ли у них на теле пятен, из-за которых они якобы отвергаются драконами. В саге о Ньяле рассказывается о вторжение исландцев (972 г.) и битве с летающим драконом. О поклонение летающим существам пишет и Г.Латвийский: … на границе Виронии окрестили деревни; там была гора и очень красивый лес, где, как говорили местные жители, родился великий бог эзельцев, именуемый Тарапита, который оттуда и улетел на Эзель (Tharapita, Tharaphita, Tharaphitha - Тарх Перунович). В саге о Кнютлингах описана незавидная участь его тёзки Турупита (Turupið, Turtuput, Turtupit) с острова Рюген, Риген (серб).
Датским дружинам Рагнара, как и при походе Фрода, не геллеспонтцы, а русские оказывали настолько решительное сопротивление, что Рагнар не казнил предводителя русских и геллеспонтцев Дахона, а ограничился признанием вассальной зависимости с его стороны. В числе зависимых от Рагнара оказались курши и сембы, в землях которых датское войско зимовало.
Шведы, как ближайшие соседи, тоже не давали расслабиться. В сагах «Круг Земной» упоминается Торгнюр, который выступил на собрании перед королем Олафом: "Теперь конунги шведов ведут себя совсем как прежде. Торгнюр, мой дед, помнил уппсальского конунга Эйрика (умер 882 году) сына Эмунда. Он рассказывал, что когда тот был в расцвете сил, он каждое лето набирал войско и отправлялся походом в разные страны. Он подчинил себе Финнланд, Кирьяланд, Eistland, Курланд и многие земли на востоке.” Естественно походы шведов не оставались без ответов. Известен знаменитый поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 году. Тогда объединенный флот карелов, русских и ester дочиста опустошил и разграбил город. В XVI веке шведами зафиксировано предание о вывозе русскими в 1187 году из Сигтуны ворот, установленных в Новгороде.
Но так было не всегда, иногда народы объединялись против общего врага. Саксон описывает куршей. восточных мужей (orientalium), русских (под предводительством Регнальда Русского – прадедушки Рюрика по отцовской линии), ливов и вендов как участников битвы при Бровалле в Эстергётланде (770 г.) вместе со свееями против данов, на стороне которых были многие народы в том числе славяне (sclavi) и венды (vindr). Описание тех событий, даже с учётом возможных преувеличений, непохоже на обычную межнациональную войну, уж слишком много разных народов в ней принимало участие, забыв на время о внутренних противоречиях. Через несколько лет после битвы славянский князь Исмар стал королем Дании. Это привело к тому, что славяне стали селиться в Ютландии, Западной Германии, Голландии и смогли продолжить расселение на побережье Англии и Ирландии.
Генрих Латвийский описывает кровопролитный период северных крестовых походов, которые были логическим продолжением похода против Вендов. Представьте себе геноцид населения, если Бальтазар Руссов приводит цифры уничтоженных, уже позже, в результате восстаний – 12000 человек, По оценкам Э.Вяяри, к началу немецкой колонизации численность ливов, одного из многочисленного народа того времени, не превышала 30000.
После захвата крестоносцами Сааремаа (1227г.) папа Гонорий III обратился «Ко всем королям Русии»: Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Естландии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас.
Поморские есты, как пишет Генрих, обещали принять священников и обязанности христиан, лишь бы избавили их от нападений датчан.
Наводит на размышление, что часть населения, которых Генрих Латвийский называл ливами, сами себя считали филистимлянами: "Каупо пошёл с войском к своему замку, где были его родные и друзья, язычники. Когда они вдруг увидели неожиданно появившееся войско, их охватил страх и лишь немногие взошли на стены защищать замок, большинство же перелезло через вал в задней части замка и бежало в леса и горные места. Христиане мужественно осадили замок и, наконец, храбро взошли на валы. Враги были побеждены и прогнаны из укреплений, христиане вступили в замок и, преследуя там язычников, до пятидесяти человек убили, а прочие спаслись бегством. Захватив всё имущество и большую добычу замок зажгли. Когда ливы, бывшие по другую сторону Койвы в замке Дабрела, заметили столб дыма и огня и увидели, что замок Каупо горит, они, боясь, что с ними и их замком будет то же, собрали всех в замок, взошли на крепостной вал в ожидании неприятеля и встретили его, храбро сопротивляясь. Дабрел, их старейшина, ободрял их и поддерживал, говоря, как филистимляне: "Крепитесь и сражайтесь, филистимляне, чтобы не стать рабами иудеев”. Пилигримы, целый день осаждавшие замок вместе с семигаллами не смогли взять его; некоторые из них пытались с немногими взойти с другой стороны, но потеряли там пятерых человек убитыми. Увидев, что замок весьма крепок и неприступен, отступили...”
Что же мы видим в этом описание: территория, разделённая рекой, на которой на расстоянии видимости находятся замки у которых разные хозяева, в одном замке родственники Каупо, в другом люди Дабрела. Жители замка семьи Каупо сильно напуганы, но не ищут защиты в замке Дабрела, а просто бегут в леса и горные места. Можно ли назвать их друзьями жителей замка Дабрела? В лучшем случае соседями, причём такими у которых защиту они не искали. Задайте себе вопрос: – Откуда люди которые, как говорят историки, не умели читать и писать и были идолопоклонниками, тем более библия у европейцев была явно не на ливском, могли знать кто такие филистимляне, да ещё и иудеи, и почему иудеи должны брать их в рабство? Ведь если бы Дабрел просто "швырялся фразами”, которые не понятны окружающим, сомневаюсь, что это ободрило и поддержало защитников замка. Учитывая, что немного севернее филистимлян в Латвии жили идумеи, ещё один народ упоминаемый в библии, эта версия не выглядит такой уж неправдоподобной.
Помню, когда был ещё пионером, мы однажды всем классом поехали на экскурсию в Турайдский замок. В подвале замка есть один примечательный камушек, который задаёт больше вопросов, чем даёт ответов.
Немного ниже косого креста, который в итоге приобрёл вид скрещённых посоха и креста или меча, есть надпись Русь.
Откуда в немецком замке камень с надписью Русь?
Помню была там пожилая смотрительница и я задал ей вопрос: – Откуда здесь этот камень? Она ответила: – Говорят, этот камень нашли на берегу реки, когда собирали камни для строительства замка. Тогда возник следующий вопрос: – А почему его не использовали при строительстве замка? - На нём была надпись и его решили сохранить.
Косой крест очень древний символ. Ещё до времён древнего Рима его использовали для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Получается, что у нас в музее сохранён символ древнего государства Русь, буквально "пограничный столб" тех времён.
Епископ бременский Гартвиг II назначил Мейнарда в 1186 году "епископом Икскюльским в Руси”. Папа Климент III в 1186 году утвердил Мейнарда на епископство Икскюль в Руси (in Ruthenia). Через два года (1.Х.1188) его познания в географии не изменились и в послании Бременскому архиепископу он продолжил утверждать, что Икскюльское епископство находится в Руси и это-же название в разных документах (в том числе шведских) встречается вплоть до XVII века, а море у побережья называли Ругским. Я допускаю, что один человек мог что-то не знать, но несколько и несколько раз? Однако на мнения "современных историков” это никак не влияет. Может я и ошибаюсь… Как говорила мама Дяди Фёдора: – "С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют”. Хотя? Может это не я ошибаюсь, а мама Дяди Фёдора?
Аналогичных пограничных столбов немного, но сохранились:
Русские летописи не знают аистов, но описывают народ чудь, который проживал и на территории современной Эстонии. Иеродиакон Каменевич-Рвовский в "Истории о начале Русской Земли и о создании Новгорода” пишет: "…И снова пошли они с Дуная, бесчисленное множество, с ними же и скифы, и болгары, и другие народы пришли в землю словенскую и русскую… и разошлись каждый своим родом по всему простору своей земли: одни сели в полях прозвались полянами… овие кривичи сиречь смоляне, …овие же чудь, …и иние же в разные именования прозвашася…” Как видно из текста чудь пришла вместе с кривичами, смолянами и другими народами с Дуная, а не с востока как угро-финские народы. Летописи и сказания часто упоминают чудь как соседей и достойных участников совместных боевых походов, как создателей древнерусского государства и как тех, против кого в периоды противостояния, эти походы организовывались.
Кривичи тоже выходцы с балканского полуострова:
http://blogoved.net/upload/000/u12/000/8f278c60.jpg
Фрагмент Этнографической карты Пелопоннеса, изданной в 1890 г издательством Юстуса Пертеса в Готе. На данной карте обозначены кривичи (krivitzen) населявшие в византийское время Пелопоннес.
Первые поселения земледельцев появились на Балканах ещё в VI тыс. до н.э. На огромной территории от Италии до Причерноморья, включая территории Сербии и Румынии, с центром на Балканах в V-III тыс. до н.э. возникла мощная культура, поклоняющаяся богине Живе, праматери богов Перуна, Бодана и Пекленца. Археологи назвали её культурой Винча, одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, Нила и Инда. В 1961 году археологами близ села Тэртэрия (рум. Tǎrtǎria) вместе с останками людей были обнаружены глиняные таблички с письменами, которые относят к первой половине VI тысячелетия до н.э. Историки считают их самой древней известной письменностью. Находки с аналогичными надписями сделаны и в соседних странах.
Впервые в Эстонии только в 1857 году учредитель газеты "Perno postimees” Йохан Вольдемар Яннсен ввёл новое название "eesti rahvas” (люди эстонии) вместо прежнего названия maarahvad (люди земли, или люди богини Мары, Maaema – мать земля). Договор между магистром Анно фон Зангерсхаузеном и представлями эзельских старейшин (1255 г.), в котором имена старейшин записаны латинскими буквами и который историки считать первым письменным упоминанием эстонских имен. на самом деле таковыми не являются: Ylle (швед.) - шерсть; Culle - куль, мешок, торговая мера около 9 пудов; Enu (латыш. ēna) - тень; Muntelene (рум. muntele) - гора; Tappete (фин.) - толкатель; Yalde - елда (нечто большое, длинное, громоздкое, торчащее); Melete (дат.) - мука; Cake (норв. kake) - жмых. Финны по сей день называют Эстонию – «Viro», а эстонцев – «virolainen». Это связано с тем, что в виду отсутствия общего названия финны называли всю территорию по названию наиболее близко к ним расположенного района «Viru». Латышы также называют эстонцев igauņi от ближайшей к Латвии области Ugandi, igganni на латгальском изгнанники.
Археология говорит нам, что у балтийских берегов давняя и славная история. Мы можем определить, как жили, где бывали, с кем общались жители Прибалтики – но не можем назвать не то что их имен, Богов которым они поклонялись, битв в которых они одерживали победы или терпели поражения – даже о языке, на котором они говорили, мы можем только строить предположения. Одиннадцать тысяч с лишним лет назад на тех берегах, о которых мы ведем речь, появились первые поселенцы, а за ними пришли и другие народы. Одни из них двигались дальше, другие оседали, кого-то уничтожали или вытесняли с обжитых мест, кому-то соткали язык как лоскутное одеяло из кусочков более ранних языков, кого-то тут-же ассимилировали, а кого-то не успели, кто-то перешёл на язык соседей добровольно, западные объявив восточных "диалектом” начали забывать свои корни, северяне объявили себя "литературными” и принялись переучивать южан, чей-то язык вообще не хотят признавать. Как видите эти исторические процессы продолжаются и по сей день. Давным-давно наши предки овладели шлифованием камня – из него и были первые их топоры, другие приручили скот, кто-то из них первым освоил земледелие и передал свои знания соседям, чуть позже они разобрались и в непростом искусстве плавки меди, бронзы и научились ковать железо. Строить предположения о языке общения аистов лучше не стоит, ведь до сих пор даже вопрос этнической принадлежности латвийских вендов упирается в сложившуюся традицию, нарушать которую официальная латвийская наука пока не решается.
Носители гаплогруппы R1a жили на Балтике еще в III тыс. до н.э., а будущие балты прибыли в середине I тыс до н.э. и образовали с ними общие или соседние племена, близкие настолько, чтобы образовать общий язык. Не славяне появились на территории балтов и «ассимилировали» их, а балты появились на территории славян (вернее их предшественников), и приняли их языки. внеся и собственные особенности. И не «литовский и латышский языки является наиболее близкими к санскриту», как нередко приходится слышать, а тот язык носителей R1a, который прибывшие балты приняли как свой. При этом на принудительно вытесняемом в Латвии латгальском языке большинство слов по звучанию и смыслу оказывается ближе к санскритскому аналогу, чем на латышском. В Эстонии процесс перехода на язык автохтонного населения шёл медленнее из-за обособленности и постоянного притока новых переселенцев, те же финны, а за ними ливы пришли в Прибалтику значительно позже и латышей и эстонцев. На сегодняшний день не осталось ни каких письменных источников, по крайней мере о них ничего не известно, а археология увы источник немой и рассказать как звучал язык наших предков не может. Зато есть что сказать о религиозных предпочтениях: "Чудь” в переводе с ингушского языка, а они считают себя потомками Аланов (Аландские острова находятся на северо-западе от Сааремаа), означает – вера в себя, дословно "чу” своё внутри и "дь” вера, свет, день. Так, что верили они в себя, своих предков – в свой Род.
Обидно, когда европейские историки, видя какой-либо славянский след в Прибалтике обходят его стороной – ведь это же история "не местных” народов или приписывают находки скандинавам, а российские историки вообще стараются не задевать эту тему, ссылаясь на то, что это не наша страна. В итоге огромный исторический слой нигде и никак не отображается. Ведь до сих пор у некоторых "учёных с мировым именем” можно услышать объяснение, что слово славянепроизошло от слова slave и началось это ещё в давние времена, ведь даже на идише раб звучит как shklaf. На старо-скандинавском ester тоже означало раб, а разве у рабов может быть история?
Древние египтяне относили пеласгов, энетов и филистимлян к "народам моря” которые вторглись в Египет и часть из них там обосновалась. Зная о наличии на Балканах пирамид, которые значительно древнее египетских, и читая хроники Ливонии невольно возникает вопрос, на который у меня нет никакого ответа: – Какого "ФАРАОНА” потопили "расширятели древнего евросоюза” при взятии Сааремаа в 1227 году? Приведу отрывок самого конца хроники: "…окрестив весь народ, низвергнув Тарапиту, потопив фараона, освободив пленных, возвращайтесь с радостью, рижане!” Как видите вопросов пока больше чем ответов...
Сергей Муливанов.
|
|