19:17 Параллельный обман: как работает новый вид интернет-мошенничества |
Новый вид мошенничества появился на сайтах бесплатных объявлений. Схема работает так: продавцу перечисляют на карту большую, чем указано в объявлении, сумму, а потом просят перевести лишнее на другой счёт. Через некоторое время карту продавца блокируют за мошенничество. В криминальном треугольнике разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов. Первая часть мошеннической схемы выглядит вполне законно. Например, продавцу, велосипеда за 10 тысяч рублей звонит потенциальный покупатель. Его устраивают товар и цена, и он готов перевести деньги на карту продавца. Они действительно падают на счёт. Но сумма вдвое больше той, что указана в объявлении. Вот как на одном из интернет-форумов описывает дальнейшие события пострадавший от мошенников: "Мне перечислили не 10, а 20 тысяч. Потом покупатель отзвонился и сказал, что ошибся - во время перевода удвоил платёж. Он попросил вернуть лишние 10 тысяч. Но не на ту карту, с которой пришли деньги, а в онлайн-кошелёк. Я согласился, ведь 10 тысяч за велосипед остаются у меня. Потом мою карту заблокировали". Почему так случилось? Параллельно с этой сделкой мошенник размещает на интернет-барахолках липовое объявление о продаже очень дорогого смартфона за смешные 20 тысяч рублей. Покупатель находится быстро. Он перечисляет деньги на указанную аферистом банковскую карту - это реквизиты честного продавца велосипеда. Ловушка схлопывается: не потратив ни копейки, мошенник возвратом получает якобы лишние 10 тысяч рублей. Покупатель смартфона, поняв, что его обманули, предъявляет претензии продавцу велосипеда и блокирует его карту. Среди сотен тысяч объявлений мошенники выбирают те, которые долго "висят" на сайтах. В этом случае продавцы, как правило, охотнее принимают условия мнимого покупателя, отмечает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. Тем более что, на первый взгляд, для обеих сторон нет никаких рисков: "Часть людей, более взрослое поколение, которое не всегда разбирается в онлайн-продажах, оплате, впадает в ступор и называет все данные. Хотя и в банках, и на онлайн-площадках висят объявления, что этого делать нельзя. На это и уповают люди, которые их разводят. Играет свою роль и желание сэкономить деньги". Самый популярный среди пользователей Сети вопрос - "куда обращаться, если стал жертвой мошенников в Интернете". Юристы говорят, что привлечь к ответственности злоумышленников сложно. Они регистрируют телефоны на чужие фамилии и меняют номера. В банках в подобных ситуациях помочь ничем не могут: владельцы карт хоть и обманом, но сами переводят деньги на другие счета и анонимные онлайн-кошельки, говорит начальник аналитического отдела "БКФ-банка" Максим Осадчий: "Возврат денег невозможен с вероятностью 99,9%, потому что они уходят не конкретно мошеннику, а далее проходят через цепочку подставных лиц и благополучно "растворяются". По словам юристов, при торговле в Интернете людей должна настораживать слишком низкая цена или предложение заранее оплатить покупку. Особенно через интернет-кошельки |
|