17:55 Пенсионеры стонут от пластиковых карт | |
На пластиковые карты пенсионеров переводили вроде бы с благими намерениями - чтобы уменьшить очереди. Что получилось на самом деле, разбирался «Мир Новостей». В редакцию приходят письма с жалобами от пенсионеров: старым способом, в банковском окошке, пенсию выдавать теперь часто отказываются. Аналогичные жалобы приходят и в Общество защиты прав потребителей услуг связи и коммуникаций. «Из-за непростого финансового положения банки переходят на режим экономии и безжалостно сокращают своих сотрудников, - комментирует глава общества, юрист Алексей Самохвалов. - Многие банки закрыли в этом году до половины офисов, в лучшем случае вместо офисов теперь помещение с банкоматами. В связи с этим перед банками стоит задача перевести клиентов на пластиковые карты, также через банкоматы теперь предлагается осуществлять все переводы и платежи». Многие клиенты от такой «реформы» не в восторге. Если снимать зарплату с пластиковой карточки основная часть населения уже научилась, то те же коммунальные платежи через банкомат понятны далеко не всем. «Там, где теперь вместо офисов стоят несколько банкоматов, нужен хотя бы один сотрудник-консультант, - продолжает Самохвалов. - Но банки даже на этом сэкономили - оставили одного дежурного охранника. В итоге клиенты остались с банкоматами один на один». Обслуживание пластиковой карты для пенсионеров обычно бесплатное. Но если при получении пенсии «в окошке» никаких услуг пенсионеру не навязывали, то с пластиковой картой порой творятся настоящие чудеса. «Бывает, что «добрый» сотрудник банка, взявшись помочь пенсионеру при пользовании банкоматом, как бы невзначай подключает ему какую-нибудь услугу. Например, платное информирование о совершенных операциях. Напомню, что несколько лет назад был принят закон, согласно которому банки обязаны извещать клиента о снятии денежных средств с его счета абсолютно бесплатно. Поначалу банки выполняли это предписание. Но теперь многие банки, особенно государственные, этого не делают. Вместо этого клиенту подключается услуга «Мобильный банк»: в результате за то же информирование с клиента каждый месяц списывается по 50-100 рублей».
Еще хуже - долговая кабала. Как и остальным держателям пластиковых карт, пенсионерам навязчиво предлагают выдать кредит. И если при выдаче кредита без карты приходится подписывать массу бумаг и есть возможность подумать, то с картой пенсионер порой и сам не понимает, что происходит. Достаточно нажать пару кнопок - и «неожиданный кредит» уже на карте. «Бывает, что пенсионеры даже не знают, что нажали не на ту кнопку и этим дали на кредит свое согласие. Они думают, что пришла какая-то соцпомощь от Путина. Радостно снимают и тратят деньги», - рассказывает Самохвалов. Многие о кредите узнают только через несколько месяцев, когда обнаруживают, что пенсия заметно «похудела», - это банк начинает взыскивать кредит и проценты по кредиту, обычно 25% годовых. Зато, обещают банки, если вы не сразу снимете пенсию или снимете не всю, то на остаток средств вам начислят 3,5% годовых - какая-никакая, а все-таки прибыль. «По факту начисленные проценты вовсе не перекрывают расходы на те услуги, которые держателям карт навязывает банк, - говорит Самохвалов. - Причем пенсионеры становятся жертвами намного чаще, чем люди более молодого возраста». Переходить на пластиковые карты заставляют даже лежачих инвалидов, хотя раньше им приносили пенсию на дом. Теперь они имеют право оформить вторую карту на своего родственника (возраст - от 10 лет). По этой карте родственник будет получать пенсию. «Идея вроде бы хорошая, но 10-летний родственник, получив бабушкину пенсию, по дороге домой может проесть половину суммы или купить себе на эти деньги сотовый телефон. И что с ним сделаешь?» - продолжает юрист. Кроме того, старики жалуются, что деньги нередко задерживаются: в то время как «бескарточные» пенсионеры уже получили свой ежемесячный «паек» у оператора, обладатели пластика ходят к банкоматам впустую. «Некоторые не умеют правильно ввести пин-код, - констатирует Самохвалов. - Одна из пенсионерок, приславших жалобу, попросила сотрудницу банка помочь, а та взяла и подключила ей услугу «Автоплатеж ЖКХ», ничего не спросив. А дело было в регионе, где сумма платежей существенно зависит от времени года. Потом пенсионерке пришлось ехать в банк, чтобы отключить эту услугу».
«Выход у пенсионера один - подавать на банк в суд. Дело в суде он выиграет, но не скоро, на него придется потратить массу времени и сил. Где-нибудь в США за такие проделки банку пришлось бы выплачивать клиенту через суд огромную компенсацию. Нашим же судам дана установка сверху - не удовлетворять крупные иски о компенсации морального вреда, иначе таких исков будет море. А суды у нас, как и банки, переходят на режим жесткой экономии и сокращают сотрудников», - объясняет Самохвалов. Аделаида Сигида | |
|
Всего комментариев: 12 | |||||||||
|