06:31 Поздний Шеллинг и сфальсифицированная Индия |
Начало темы смотрите тут: Влияние эллинизма на буддизм махаяны. И фальсификация индийцами собственной истории Шеллинг был вундеркиндом. В 15 лет он поступает в Тюбингенский университет, а в 17 успешно защищает магистерскую диссертацию об истолковании библейского рассказа о грехопадении. В 23 года он становится полным профессором Йенского университета. Немецкая философия ни до ни после Шеллинга не знала таких ранних талантов. Шеллинг дружит с Гегелем и они вместе обсуждают в глубоко личной переписке "философские ничтожества" (это дословно) -- современных им философов. Только Фихте и Канта они уважают. В отличие от Шеллинга, молодого и раннего, Гегель был поздний или даже очень поздний -- сморчок. Он значительно старше Шеллинга, но он, при этом, его престарелый мальчик, этакий Киса Воробьянинов на фоне Маэстро. В дипломе Гегеля написано -- "мало способный к философии". По-простому "дуб", с трудом окончивший теологический факультет. Гегель пробует себя в качестве лектора, но на его лекции вообще никто не приходит. Вообще! А Шеллинг блистает. Самый модный, самый успешный философ Германии. Звезда! И тут наступает 1806 год. Гегель печатает "Феноменологию духа". И знаете что? Шеллинг в 31 год становится всеми забытым и заброшенным стариком. Гегель делается немецким гением на века. Шеллинг все понимает сразу же и после выхода "Феноменологии духа" полностью порывает с Гегелем все отношения и из блистательного Моцарта превращается в завистливого Сальери. Все в одночасье забывают Шеллинга и увлекаются Гегелем. Но Шеллинг не отчаивается. Он копит и копит в себя яду, чтобы одним плевком кобры отравить старичка Моцарта-Гегеля. Очень долго копит. И только в 1841-1842 гг. решается на реванш. Он читает в Берлине лекции, которые должны убить Гегеля просто на повал. Цикл лекций называется "Философия откровения". Среди публики были политики, чиновники, военные, университетские профессора. Зал ломился от талантливых и перспективных молодых людей. Всем хотелось посмотреть на убийство Гегеля. Там были Кьеркегор, Бакунин, Энгельс, Ранке, Ал. фон Гумбольдт и многие, многие другие. Но вместо плевка кобры получился невнятный пук. Все разошлись крайне, крайне разочарованными... Рассмотрим небольшой фрагмент из "Философии откровения" Шеллинга: "Demgemäß sind die geschichtliche und die vorgeschichtliche Zeit nicht mehr bloß relative Unterschiede einer und derselben Zeit, sie sind zwei wesentlich verschiedene und voneinander abgesetzte, sich gegenseitig ausschließende, aber eben darum auch begrenzende Zeiten. Denn es ist zwischen beiden der wesentliche Unterschied, daß in der vorgeschichtlichen das Bewußtsein der Menschheit einer innern Notwendigkeit, einem Prozeß unterworfen ist, der sie der äußeren wirklichen Welt gleichsam entrückt, während jedes Volk, das durch innere Entscheidung zum Volk geworden, durch dieselbe Krisis auch aus dem Prozeß als solchem gesetzt und frei von ihm nun jener Folge von Taten und Handlungen sich überläßt, deren mehr äußerer, weltlicher und profaner Charakter sie zu historischen macht. Die geschichtliche Zeit setzt sich also nicht in die vorgeschichtliche fort, sondern ist durch diese als eine völlig andere vielmehr abgeschnitten und begrenzt. Wir nennen sie eine völlig andere, nicht daß sie im weitesten Sinn nicht auch eine geschichtliche wäre, denn auch in ihr geschieht Großes, und sie ist voll von Ereignissen, nur einer ganz andern Art, und die unter einem ganz andern Gesetz stehen. In diesem Sinn haben wir sie die relativ vorgeschichtliche genannt." Когда я читаю этот текст, меня всего трясет, мурашки бегают по коже. Его невозможно перевести буквально, потому что он написан на особом языке немецких философов 19 в., и чтобы его правильно истолковать, нужно было прочитать всего Гегеля и Виндельбанда на немецком и знать те нюансы, которые тогда имели место в их общении тяжеловесными томами. Это просто офигенный текст. В нем есть все -- и экзистенциализм, и Хайдеггер, и Дэррида. Именно это текст хоронит Гегеля на корню. Шеллинга не поняли современники. Они ведь не были теми вундеркиндами, каким был сам Шеллинг. Они были дубами. Только в 20 в. эти идеи Шеллинга прозвучат по-новому. Первым их украдет Хайдеггер. И теперь кратко об этих идеях и о сфальсифицированной Индии. Есть два времени -- историческое (geschichtliche) и предисторическое (vorgeschichtliche). Историческое время -- это наша с вами история, логичный цельный генезис всех наших понятий. Это и есть то, что разработал Гегель, реально став и первым философом истории, и первым историком философии. Это и есть "Феноменология духа". Это та история Индии, которая была придумана в 7-8 вв. н.э. Любая история придумывается ради красивого цельного образа. Именно Гегель это понял первым и об этом прямо сказал в своей "Философии истории" и в своих "Лекциях по истории философии". Красивая история Европы, начиная с греков и римлян, должна быть, потому что это красиво и логично. Но..., говорит Шеллинг, есть еще и предисторическое время, которое положено в сущности самого времени. Оно и есть существенное время! Это не время до истории. Это время вне истории. Вне красивых картинок реальности ради умиления по поводу радужных тел разных лам. Это сама реальность. Это и есть Откровение! Время вне истории, параллельно с историей. Время, которое убегает от гегелевских спекуляций и гегелевского логичного генезиса понятий. Время, в котором встречается и грязь, но и красота в сто раз прекраснее любых красивых нарисованных картинок реальности через согласование идей. Да. Индусы придумали свою историю в 7-8 вв н.э. ради красивой картинки. В этой истории не оказалось совершенно эллинов, хотя именно греческий язык был государственным с 3 в до н.э. по 2 в н.э., а затем еще порядка 4 столетий государственным языком был эллинизированный бактрийский. Но это все было не красиво. Оно плохо укладывалось в диалектику гегелевских понятий. Я соглашусь с Шеллингом. Реальное откровение не в фальсификациях Гегеля и в историческом времени, а именно в предисторическом времени. Именно в этом хаосе бактрийцев-кушан и эллинов, ухватившихся за буддизм и сделавших из него мировую религию махаяны. Ведь и логику даже не греки придумали. С законами в формулировке "если..., то... " и с соответствующими логическими правилами интерпретации этих законов греков познакомили финикийцы. В соответствии с понятием "предисторического времени" всю историю мышления прийдется переписывать. И будет это археология логики! P.S. На картинке выше эллины Индии изображают буддийских Панчалу и Харити. |
|
Всего комментариев: 4 | |||
|