00:37 Влияние эллинизма на буддизм махаяны. И фальсификация индийцами собственной истории |
Будда и Геракл. Первые изображения Будды возникли в Гандхаре и были созданы греками. Они и задали канон изображения Будды, который распространился по всему миру. Существует странное индийское лобби, которое представляет индийскую культуру очень древней. На самом деле культура очень молодая. Только вдумайтесь, индийская цивилизация становится письменной лишь при императоре Ашоке Великом. У евреев к этому времени уже вовсю пишется Талмуд. А индусы только обретают впервые письменность. Индийская цивилизация была очень странной. Развитой, но не письменной. Хорошее сельское хозяйство, обеспеченная жизнь общины. А грамотные люди (=брахманы, кшатрии) -- те, кто обязан был запомнить сотни тысяч страниц Вед и Упанишад. Мозг был перегружен. Брахманы отвечали за то, чтобы охранять традицию, поэтому днями напролет бормотали эти сотни тысяч страниц в рамках ритуалов или просебя, чтобы их не забыть. В этих условиях никакая философия не возможна. Эту культуру условно назовем устной. Много говорим, но писать не умеем. В противоположность устной культуре Индии, на Ближнем Востоке культура изначально формировалась как письменная. Семитские цивилизации были письменными на тысячу лет раньше индусов. На тысячу! Какая древность индийской культуры в таком случае? Так как же формируется письменность у индусов? От арамейской цивилизации. В Индии возникают два вида письма: брахми (Ашока Великий) и кхароштхи (греко-буддисты Гандхары). От греко-буддистов Гандхары дошли рукописи, в которых впервые говорится о махаяне. Так вот. Индийская цивилизация становится письменной благодаря буддистам, в общину которых очень рано влились греки, придумавшие со временем махаяну. Буддизм махаяны, согласно данным археологии, возникает на территории нынешнего Афганистана примерно в 1-2 вв н.э. Очень кратко о социальном контексте возникновения махаяны. Этапы: 1. Империя Александра Македонского. Первая встреча греков с садху (индийскими аскетами-философами). 2. Создание греками Бактрийского царства на территории нынешнего Афганистана. Греки в этом царстве были элитой -- политической и интеллектуальной. Были носителями двух письменных цивилизаций -- греческой и арамейской. Дело в том, что политические и культурные контексты Азии, доступные грекам, были семитскими (арамейскими) и греки в Азии рано освоили арамейскую культуру как свою дополнительную идентичность. Так проще было реализовывать господство в переговорах и в контроле торговли в Азии. 3. Греки Бактрии принимают буддизм. К сожалению, письменных источников греко-буддизма периода Бактрии пока не обнаружено. Есть монеты с двумя надписями одновременно -- греческий и пали шрифтом кхароштхи. Греко-арамейцы осваивают новую идентичность -- санскритскую и ориентируются на индийские интеллектуальные образцы. 4. Бактрию захватывают кушане -- иранское племя, огнепоклонники, лишенные письменной цивилизации, лихие воины, дети степей. Регион называется уже Гандхара. И вот письменные памятники Гандхары дошли до наших дней. Датируются 1 в.н.э. и являются древнейшими буддийскими списками. 5. Греки убеждают кушан принять буддизм и придумывают буддизм махаяны, в котором находится место не только архатам, но и простым верующим, готовым жертвовать на буддийскую церковь. В итоге греко-буддисты сохраняют свое влияние интеллектуальной элиты на радость и корысть кушанам -- сельское хозяйство и дальше процветает, торговля растет, торговые пути еще лучше контролируются. Кушане становятся спонсорами греко-буддистов. Кушане -- политическая элита (=кшатрии), бегают с саблями по степям. Греко-буддисты -- интеллектуальная элита (=брахманы), много знают и все умеют. И греко-буддисты на бабки доверчивых кушан организуют буддийские миссии по всему миру и проповедают махаяну в Тибете, Китае. Аккурат по торговым путям, которые контролируют своим мозгом и мечами тупых кушан. 6. На бабки кушан и умелой стратегии переговорщиков греко-буддистов махаяна становится мировой религией. До махаяны буддизм не системен. Много сказок. Логики в сутрах мало. Понять буддизм можно только контекстуально, изучая сутры тхеравады, в которых бытовые истории и философия даются вперемешку с мутными метафорами и аллегориями. И тут появляется махаяна. Очень системная. Стройная, логичная. Трактаты махаяны отличаются уже самим стилем. Один из заложителей такого нового стиля системного мышления -- Васубандху, "брахман" из Гандхары, а значит вполне можно подозревать о его эллинских корнях. Впервые появляется буддийская логика. Ее адептов много, что вполне ожидаемо, в Гандхаре. Например, Дхармакирти. Встреча в дискуссиях с буддизмом махаяны становится взрывом мозга для последователей Упанишад. Возникают первые классические индийские школы, в которых идея формируется в ответ на буддизм махаяны: вайшешика, ньяя (индийская логика). Со временем из общего ответа на махаяну со стороны Шанкарачарьи формируется индуизм как общее течение мысли. Итак, греко-буддисты по факту порвали мозг всем в Азии -- основали буддизм на Тибете и в Китае, своими дискуссиями и спорами подтолкнули к рождению индийской философии и всех ее школ. Системность мышления греко-буддистов стало их ноу-хау в Азии. И, кстати, в идеях махаяны из Гандхары, можно найти отдельные импульсы из философии Ранней Стои. Например, идея Тела Будды и идея пульсирующей и сгущающейся пневмы стоиков. Из дхармакайи (=огня пневмы) сгущается вся реальность. Пневма состоит их сперамтических логосов. А на санскрите логос -- дхарма. Реальность как поток дхарм (=сперматических логосов) -- главная идея Васубандху (возможно грека, в любом случае он из греческой Гандхары). В буддийской логике много идей (возможно и прямых заимствований) из логики стоиков. Умозаключение для себя как стоический лектон. Импликация и отрицание и модусы вывода, строящиеся на них и т.д. К слову, ранние стоики были семитами. Их философия была распространена в восточных провинциях греческой Эйкумены и вполне могла быть известна грекам Гандхары еще до того, как они придумали махаяну. Вот Аристотелю повезло меньше. Он был забыт на много столетий и был реанимирован только при римлянах в корпусе текстов неоплатоников. Вот так греки Гандхары изменили мир. А все потому, что они знали логику и были носителями системного мышления. Влияние эллинизма на буддизм махаяны |
|
Всего комментариев: 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|