01:31 Трансформация индуизма в неоиндуизм |
Для индуизма было характерно при встрече с новым обращаться к собственным истокам и отыскивать ему аналоги и эквиваленты. Это позволяло индуизму «впитывать» новые веяния, оставаясь равным себе. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура Индия и Запад. В конце XVIII – начале XIX вв. происходит усиленное взаимодействие западной и индийской культур. Изучением Индии занялись пионеры научной индологии – была издана грамматика бенгальского языка и переведена на английский Бхагавадгита; индуизм был воспринят романтической мыслью и немецкой классической философией. Также проповедники западного христианства начали свою деятельность в Индии, и уже в 1813 г. добились полной отмены ограничений на проповедь христианства, что специально оговаривалось в 33 статье Хартии Ост-Индской компании, как полная свобода действий миссионеров и учреждение калькуттской епархии Англиканской церкви. Необходимость перевода Библии на индийские языки (1801 г.), требовала тщательного их изучения, а полемика с индуизмом заставляла миссионеров заняться и изучением санскритских текстов. Критерии принадлежности к индуизму Перед тем, как переходить к обзору трансформации традиционного индуизма в неоиндуизм, необходимо показать критерии принадлежности к первому: 1. исповедующие индуизм признают необходимость исполнения варнашрамы для мирян и не отрицают жреческих полномочий и особого статуса сословия брахманов. Хотя время от времени некоторые маргинальные тантрические и бхактистские секты пытаются отвергать систему варнашрамы, но со временем их протест нейтрализуется ее чрезвычайной жизнеспособностью, а протестующие общины сами превращаются в отдельные касты; 2. исповедующие индуизм почитают или открыто не отвергают Веды; 3. у всех исповедующих индуизм существует общая мифология и общий пантеон, хотя верховное божество в одном из течений может являться второстепенным в другом, а также отдельные божества могут особо почитаться различными этническими группами; 4. не существует четко обозначенных границ между течениями индуизма и принадлежность той или иной семьи или общины санньясинов определяется принадлежностью гуру к определенной цепи ученической преемственности (парампара) той или иной традиции (сампрадая). Также, помимо всего вышеперечисленного, все исповедующие индуизм принимают следующие доктрины: 1. существует единое высшее Божество, из которого проявляется все остальное множество богов; 2. существуют безначальные и бесконечные циклы (кальпы) созидания и уничтожения космоса; 3. существование мира и человека является бесцельным и возникло в результате непостижимой божественной игры (лила); 4. существует сансара и закон кармы; 5. существует потенциальная возможность конечного освобождения от сансары и воссоединения с Божеством (мукти); 6. мукти невозможно достичь без непосредственного руководства гуру. По определению Михаила Плотникова «индуизм представляет собой систему автономных семейных и монашеских групп, руководимых различными гуру и традиционно являющихся прихожанами определенных храмов». Индуизм, вбиравший в себя на протяжении веков разнородные культы народностей, населявших территорию полуострова Индостан, переварил все чужеродное, и сумел сохранить свою идентичность, несмотря на испытанное влияние буддизма, ислама и христианства. Присущая традиционному индуизму некодифицированность и отсутствие иерархии дают ему широчайшие возможности для различных нововведений, что проявилось в реформировании индуизма. ПРОДОЛЖЕНИЕ: Начальный период трансформации индуизма в неоиндуизм Мурзайкин В.В., науч. руководитель Солодков А.И. Индуизм и его трансформация в неоиндуизм |
|