01:41 ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА - ПРОРОК ТОТАЛИТАРНОЙ УТОПИИ![]() |
Джованни Доменико Кампанелла появился на свет 5 сентября 1568 года в селении Стиньяно, в Калабрии, в семье бедного портного. В четырнадцатилетнем возрасте (в 1582 г.), вдохновленный проповедями некоего доминиканца, а также рассказами о традициях и духовности Ордена Проповедников, он вступает в монастырь, принимая монашеское имя Фома (Томмазо), предположительно, в честь Фомы Аквинского, который благодаря своему интеллектуальному наследию, стал для молодого Кампанеллы примером для подражания. Однако Томмазо очень быстро отошел от основ учения своего великого предшественника. В 1588 году он знакомится с неким еврейским мудрецом – Авраамом, адептом оккультных наук, который учит его составлять гороскопы и пророчит ему великое будущее. На мировоззрение Кампанеллы повлияло также учение Бернардино Телезио – известного противника схоластики и философии Аристотеля. Нет ничего удивительного в том, что в Ордене, духовность и научные традиции которого основывались на наследии последователя Аристотеля – Фомы, нашему Фоме стало тесно. Он оставляет Орден и бежит в Неаполь, где издает книгу «Философия, основанная на чувствах», главная идея которой гласит, что природу следует объяснять, основываясь не на априорных суждениях древних авторитетов, а на основе чувственного опыта. Его обвиняют в распространении ереси и даже в продаже души дьяволу. Томмазо продолжает свою борьбу с «цитаделью мракобесия», пишет новые книги, и подвергается новым гонениям. Он пережил также арест и годовое содержание под стражей в монастырском карцере. Нужно заметить, что по договоренности между Церковью и государством, члены монашеских орденов обвиненные в каких либо преступлениях имели право содержаться в заключении в своих монастырях. Если бы Томмазо попал в государственную тюрьму – и условия содержания и приговор были бы намного жестче. В конце концов, ему повелели осудить взгляды Телезио и далее держаться учения св. Фомы. Кампанелла покидает Неаполь и перебирается в Падую, где пишет новые работы и снова нарывается на неприятности. Он подвергается очередному аресту, а при обыске у него находят очень-таки «научную» книгу – руководство по геомантии (гадание по фигурах на песке). После двухлетнего расследования (в 1596 г.), Кампанелла был обвинен в «серьезном подозрении в ереси» и приговорен к отлучению от Церкви. На этом конечно история его злоключений не оканчивается, следуют новые обвинения, новые допросы, новые заключения под стражу. В конце концов (в 1597 г.) его отпускают на волю, но при условии немедленного возвращения на родину. Вернувшись в Калабрию, находящуюся под испанским владычеством, Кампанелла, мечтая увидеть свою страну независимой республикой, включается в движение сопротивления, в которое было втянуто множество (более трехсот) духовных – доминиканцев, августинцев, францисканцев. Штаб заговорщиков располагается в Стило в монастыре св. Марии, где жил Кампанелла. В результате предательства заговор был раскрыт, а его руководители, в том числе и Кампанелла – арестованы. Кампанелла отрицал свою причастность к заговору, стойко выдерживал пытки и, чтобы избежать смертного приговора, пробовал симулировать безумие. В конечном итоге это помогло – смертный приговор был заменен на пожизненное заключение. ![]() Находясь в тюрьме, Кампанелла пишет свое главное творение – «Город Солнца» (La Città del Sole) и еще несколько трактатов философского характера. Будучи священнослужителем, Кампанелла не мыслит свой идеальный город без религии, но эта религия вовсе не христианство, а некая мистическая метафизика, лишенная каких бы то ни было обрядов. Политическое устройство можно назвать тоталитарной теократической аристократией: главой государства является первосвященник, избираемый из числа наимудрейших граждан, составляющих элиту города. Кроме идей социального равенства, которое достигается отказом от собственности, Кампанелла выдвигает идеи равенства «морального» - общими в этом коммунизме является не только собственность, но и женщины. Браки, заключенные в Городе Солнца не имели ничего общего с любовью. По аналогии с лошадями и собаками – браки между людьми заключались с целью улучшения человеческой породы (подбором супругов занимались священнослужители), ну а бесплодные женщины становились общими женами. ![]() Осуществление идей представленных в «Городе Солнца» Кампанелла видел в появлении в будущем «всемирного государства», созданного на основе Испанского королевства, духовную власть в котором должен осуществлять Римский Папа (мысль, разработанная им в трактате «De Monarchia Messiae»). В конце концов, Церковь смиловалась над своим блудным сыном. В 1628 году, по требованию папы Урбана VIII Кампанелла выходит на свободу. Он издает написанные за годы заключения книги и выезжает во Францию, приняв опеку кардинала Ришелье. В 1638 году он также составляет гороскоп для новорожденного наследника французского престола и предрекает будущему Людовику XIV долгое и счастливое царствование. Умирает Томмазо 21 мая 1639 года в монастыре св. Иакова в Париже. Источник: ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА |
|
Всего комментариев: 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ![]() ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|