08:43 Самый знаменитый натурщик, с которого лепили и рисовали Ленина |
Посетить Мавзолей Ленина — пожалуй, чуть ли не единственная возможность увидеть, как он выглядел по-настоящему. Потому что знакомые каждому советскому человеку изображения вождя на картинах, открытках и в учебниках довольно сильно отличаются от оригинала: с начала 30-х годов их делали при участии натурщика, удивительно похожего на Владимира Ильича. Сложности «дотелевизионной» эпохи Владимир Ленин умер 21 января 1924 года. Большевикам необходимо было канонизировать его образ, но как это сделать? Ведь ни телевидения, ни, тем более, Интернета тогда не было. Значит, следовало срочно написать как можно больше его портретов, распространить их по всем городам и весям, вылепить множество скульптур, - образ Ильича должен был накрепко войти в каждое сердце! Фотографий Ленина было не так уж много, да и обычно художники не любят работать со снимками. Посмертных масок, снятых с покойного Ильича, имелось всего две. Что же делать? В сложившейся ситуации как грибы после дождя стали появляться двойники вождя революции. Как юрист Славкин вжился в образ В начале 20-х годов в Москву из Черниговской губернии приехал Иосиф Славкин — он получил юридическое образование и работал в адвокатской конторе, а еще имел потрясающее сходство с Владимиром Ильичом. Это заметили сослуживцы скромного юриста. Вскоре Славкина стали приглашать в любительские театры на роль Ленина. Новая деятельность настолько понравилась Иосифу, что он с головой погрузился в образ: начал одеваться, как вождь, копировал его речь, походку и жестикуляцию, тщательно изучая документальные кадры выступлений Ленина. Это сходство не могло остаться незамеченным и в среде московских художников, вынужденных искать натурщиков для создания портретов вождя. Они стали активно прибегать к помощи Славкина, а тот охотно им позировал. От клиентов не было отбоя, и Славкин настолько вошел в образ, что уже забыл, кто он есть: он объявлял себя соратником Ильича, называл жену Надюшей, а вредного соседа по коммуналке - «проституткой Троцким». Похоже, в его мозгу постепенно стиралась грань между реальностью и вымыслом. Славкин мог рассказывать в интервью о том, как он жил в эмиграции, как работал в правительстве... Нахальство Славкина и поддерживающих его художников переходило все границы. Например, художник Нюрнберг лихо сотворил серию рисунков «Ленин в эмиграции» - разумеется, позировал для них Славкин, - а затем предложил продать их Центральному музею В.И. Ленина. Тамошние служащие с негодованием отвергли подделки — их возмутило «извращение образа вождя». Отвергли и многочисленные предложения других художников и скульпторов, выбравших в качестве натурщика Славкина. А Славкина было уже не остановить. Процесс увековечения Ленина набирал обороты. От художников и скульпторов требовали все больше и больше работ. Славкин был нарасхват. После Нюрнберга лицо Славкина стали использовать Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и другие. Доходный вождь Само собой, позировал ушлый юрист не бесплатно. Доходы вскоре стали настолько серьезными, что к 1940 году Иосиф Славкин без сожаления бросил юриспруденцию и целиком отдался «творческой работе». За один сеанс поддельный «вождь» брал с художников от 25 до 50 рублей. При этом, например, литр молока в то время стоил 2 рубля, хлеб — 1 рубль 70 копеек, кило говядины — 11 рублей, бутылка водки — 11 рублей 50 копеек... Жадность обуяла Славкина. Легкий заработок способствовал раздутому самомнению: Славкин обошел чуть ли не все издательства, предлагая поделки вроде серии открыток с изображением Ильича, - конечно, рисованные с него. В лучшие для себя годы Славкин зарабатывал ежемесячно по 2-3 тысячи рублей. Это было примерно в 5 раз больше, чем средний заработок в стране. Он мечтал, что вот-вот его пригласят сыграть Ленина в кино, и уже полностью отождествлял себя с вождем мирового пролетариата. Когда скульптор Андрианов начал лепить со Славкина скульптуру Ильича, наглый юрист потребовал себе половину гонорара, который должен был получить за свою работу скульптор. Жена родная не узнала Неизвестно, как бы дальше сложилась «карьера» двойника Ленина, если бы не Надежда Крупская. Вдова вождя однажды увидела работы художника Петра Васильева. Она долго и тщательно изучала их, а потом осторожно поинтересовалась: не пользовался ли художник услугами натурщика? Васильев вынужден был признаться. Надежда Константиновна выразила свое недовольство тем, как извращается образ ее мужа, и попросила больше так не делать. Крупская заинтересовалась и другими портретами — и скоро поняла, что не узнаёт своего мужа на большинстве полотен. Об этом стало известно в ЦК ВКП(б). Художников, которые писали свои работы со Славкина, одного за другим принялись вызывать в Управление пропаганды. Это удивительно, но никаких особых репрессий не последовало. С художниками проводили беседы о том, как нехорошо искажать образ великого вождя, и отпускали. Перепуганные творцы клялись, что отныне забудут эту порочную практику и вообще перестанут знаться с жуликом Славкиным. Вызвали в ЦК и самого натурщика. Ему было объявлено: или он перестает изображать из себя Ленина, или его ждет тюрьма. Славкин написал заявление о том, что обещает прекратить подобную деятельность. В конце 1940 года он снова стал работать юристом — его взяли в контору «Мясосбыт». Обещание свое Славкин сдержал, поэтому прожил достаточно долгую жизнь, скончавшись в возрасте 74 лет, в 1962 году. Под маской Ильича Начав «копать», специалисты выяснили: помимо Славкина заработком в образе Ленина не гнушались и другие похожие на вождя люди. Так, обнаружены были натурщики Морозов и Лебедев: первый работал в издательстве «Легкая промышленность», а второй был шофером. При этом Лебедев настолько серьезно подошел к «работе», что постоянно выбривал себе на голове лысину и красил остатки волос в рыжий цвет, чтобы добиться большего сходства с оригиналом. У властей не было другого выхода, как издать официальный запрет на использование натурщиков при создании изображений вождя. Чтобы его обойти, художники принялись вовсю использовать якобы посмертные маски вождя. Было создано огромное количество картин и скульптур, пока не выяснилось, что все эти гипсовые слепки — изображение того же ушлого Славкина, а настоящие посмертные маски хранятся в сейфе Центрального музея В.И. Ленина. Словом, практически на всех рисунках, картинах и других художественных произведениях, изображающих Ленина и созданных после начала 1930-х годов, на самом деле мы видим черниговского мещанина Иосифа Славкина, хорошо заработавшего на сходстве с вождем мирового пролетариата. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |