00:31 Школа минус воспитание |
Недавно я был на собрании в общеобразовательной школе. Нас, родителей, собрали по очень неприятному поводу. Учащиеся одного из девятых классов школы открыли группу ВКонтакте, где выложили обработанные в фотошопе фотографии учителей и директора школы. Фотографии были обильно приправлены матерщиной. Почти все ученики класса вступили в группу и спокойно смотрели, как их школьные товарищи ругали последними словами учителей и саму школу. И это неудивительно, поскольку в школьной среде прочно сидят коллективистские смыслы. Этой особенностью подростковой психики пользуются как хулиганы-заводилы в классе, так и разного рода преступные сообщества. Недостаточно чёткое или вовсе расплывчатое представление о добре и зле приводит к тому, что подростки попадают под обаяние вожаков, их берут на «слабо» или они послушно поступают «как все». Через какое-то время учащихся, создавших группу, нашли. Когда у хулиганов спросили, почему они это сделали, то подростки ответили, что им было весело. В нашем обществе, которое уже не один десяток лет живёт в регрессе, подобное поведение подростков кажется уже привычным. Но регресс затронул не только детей. Он затронул все слои общества, включая преподавателей. Вот директор школы объясняет, что его возмутило больше всего. С его слов это: издевательство над учителями, незаконное фотографирование без разрешения, незаконное размещение фотографий без разрешения, незаконное искажение фотографий. Обратите внимание, что суждение о поступке выносится не на суд совести подростка, а на суд закона. Как наказание - отказ в приёме в 10 класс или отчисление за дисциплинарный проступок согласно закону. К слову сказать, ученикам предложили чистосердечно раскаяться в содеянном, в обмен на шанс продолжить учёбу – и это, на мой взгляд, правильно. Потом выступила завуч. Она напомнила о славной многолетней истории школы. Когда зашел разговор о современных школьных достижениях, то заговорили о хорошем ремонте, хороших коридорах, хорошей столовой, хорошей раздевалке и о хороших туалетах. Да, именно так – о туалетах. Где же я слышал навязчивую идею о чистых туалетах? Вспомнил – у советника Ельцина А.Ракитова! Школу сравнивали с другими школами: где-то холодно, где-то неприятно пахнут туалеты (о, Боже, снова они!). Была критика учащихся – не все вовремя пришивают на костюм эмблему школы. Директор в пылу спора с одним из родителей сказанул: «Мы все люди. Мы, извините, мы и в туалет ходим. То есть мы люди.» Это вырвалось у него непроизвольно, но сознание уловило смысл сказанного: «вот что такое, оказывается, человек?!». Я бы только поморщился, услышав про туалеты, но когда об этом неоднократно говорят из разных уст, то можно сказать: «тенденция, однако!». Педагоги совершенно справедливо кивают на семью как на первоисточник моральных норм для детей. Однако в случае дефектов воспитания у самих родителей наивно полагаться на правильное воспитание ребёнка только в семье. Должна быть общегосударственная программа воспитания, и тогда у детей будет шанс не уподобляться родителям в чём-то плохом, а, наоборот, нести из школы в семью те традиционные моральные нормы, которые вырабатывались нашей страной на протяжении столетий. В Советском Союзе такая программа была. Дети проходили длинный путь воспитания в яслях, детских садах и школах. Но в результате перестроечных псевдореформ воспитание было изъято из образовательного процесса. Более того, реформаторы на этом не останавливаются. То, что произошло в школе, о которой я сейчас пишу – это ещё цветочки. Настоящая трагедия разворачивается на наших глазах. Педагоги, которые начинали свою трудовую деятельность ещё в Советском Союзе и многие из которых по-прежнему работают в школах, понимают, что совсем без воспитания в школе не обойтись. Они исподволь ещё продолжают воспитывать наших детей, подчас рискуя стать жертвой современных образовательных тенденций, где учитель – это услуга. Пора повернуть эти тенденции вспять, пока ещё не слишком поздно. |
|
Всего комментариев: 6 | |||
|