Воскресенье, 29.12.2024, 00:54
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

13:02
«Трасса мужества» — фронт в сибирском тылу 2

Современному человеку невозможно представить все тяготы того времени. Все победы на фронте давались дорогой ценой, железный режим экономии пронизывал все закоулки сложного народного хозяйства, касался каждого человека. Это было время, когда в столовые ходили со своими ложками, в гости — со своим хлебом, когда иждивенец получал на день триста граммов хлеба, да и тот был с примесью картошки, проса и ещё каких-то остьев, которые царапали горло. Сахар тогда был жёлтый, крупнозернистый, а его месячная норма уничтожалась, бывало, за один присест, промтоварные карточки не всегда отоваривались, и на толкучих базарчиках платили бешеные деньги за коробку спичек, обмылок, стакан соли.

Ко всему прочему выяснилось, что никто из бывалых людей Новосибирска по Казыру «не ходил», а карты, которые как-то могут помочь в работе, сняты ещё в 1909 году. А. Кошурников хорошо понимал сложность задачи, он писал в пояснительной записке к смете: «Немногочисленные экспедиции, которые проходили Центральные Саяны, всегда сопровождались человеческими жертвами — в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах».

Ничто не останавливало отважных изыскателей…

Никто не забыт и ничто не забыто…

26 марта 2016 года А. М. Кошурникову исполнилось 111 лет. Его жизнь оборвалась на роковой цифре 37.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института были посмертно награждены: А. М. Кошурников — орденом Ленина,К. А. Стофато и А. Д. Журавлёв — орденами Трудового Красного Знамени.

Прошло столько лет, а память о трёх героях живёт в сердцах людей. Именами этих отважных людей названы станции магистрали Абакан-Тайшет, 3 улицы Новосибирска и один из хребтов в Саянах.

Станции Кошурниково, Стофато, Журавлёво

Станции Кошурниково, Стофато, Журавлёво. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

В посёлке Кошурниково возведены памятники отважным изыскателям, а в средней школе № 22 этого же посёлка есть небольшой народный музей. Также в институте Сибгипротранс открыт музей им. Кошурникова, где собраны материалы обо всех изыскателях, чьими стараниями впоследствии прокладывались стальные сибирские дороги.

Музей им А.М. Кошурникова на станции Кошурниково

Музей им А.М. Кошурникова на станции Кошурниково. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

С чего начиналась «дорога мужества»?

Идею проложить дорогу через Саянские хребты инженеры вынашивали ещё в середине XIX века. Магистраль Абакан-Тайшет проектировалась как трасса, которая доставляла бы транзитные грузы и пассажиров из районов Средней Азии, Казахстана, Кузбасса в Восточную Сибирь и на дальний Восток страны. Кроме того, эта часть Красноярской железной дороги имела оборонное значение. По ней можно было отправлять грузы воинского назначения на восток, к границам агрессивно настроенной Японии. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность её строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.

Мемориальная доска трём изыскателям

Мемориальная доска трём изыскателям. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

В 1935 году начались поиски наилучшего варианта трассы, проходящей через Саяны. А в 1936 г. экспедиция Мостранспроекта провела предварительные изыскания северного варианта трассы с выходом на Тайшет и Клюквенную. В 1942—1943 гг. экспедиции институтов «Сибгипротранс» и «Томгипротранс» продолжили изыскания.

Были проработаны 5 вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане с выходом на Тайшет или на Нижнеудинск. Главным инженером проекта, начальником изыскательской экспедиции был назначен Александр Михайлович Кошурников.

Кто же эти герои?

Трасса Абакан-Тайшет — это подвиг, который совершили изыскатели дороги Александр Кошурников, Алексей Журавлёв и Константин Стофато.

А. Кошурников, К. Стофато, А. Журавлёв

А. Кошурников, К. Стофато, А. Журавлёв. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

 

Александр Михайлович Кошурников родился в 1905 г. в Астраханской губернии. Его биография — это жизнь энтузиаста, увлечённого и самоотверженного человека. После окончания в 1930 г. Томского политехнического института работал в течение 5 лет в «Сибгипротрансе» (прежнее название «Сибтранспроект»), затем наметил железную дорогу Синарская-Челябински третий железнодорожный переход через Уральские горы, направление Ялаул-Шадринск. С его именем связано строительство, восстановление сортировочной горки в Свердловске, моста в Забайкалье, лесовозных дорог в Архангельской области и республике Коми.

Под руководством и при участии инженера Кошурникова выполнялись изыскания и проектирование железнодорожных линий в Сибири: Новосибирск-Ленинск, Рубцовка-Лениногорск,Сталинск-Абакан, Кулунда-Барнаул, Гурьев-Кандагач (на Урале) и Абакан-Тайшет. С сентября 1939 г. он трудился снова в «Сибтранспроекте».

Алексей Диомидович Журавлёв на восемь лет моложе Кошурникова, уроженец Читинской области. Окончил в 1931 г. Иннокентьевский строительный техникум путей сообщения Забайкальской железной дороги и два года преподавал там. Потом в 1938 г. окончил Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта и пошёл работать в «Сибтранспроект».

Константин Аристидович Стофато, самый молодой участник экспедиции, 1915 года рождения. Окончил Новосибирский вечерний строительный техникум и был принят в группу ПОС (проект организации строительства) института «Сибтранспроект», в котором работал с некоторыми перерывами до 1942 г.

Картина Г. А. Фролова «Три изыскателя: А. Кошурников, К. Стофато, А. Журавлёв»

Картина Г. А. Фролова «Три изыскателя: А. Кошурников, К. Стофато, А. Журавлёв». Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

 

Кто продолжил дело погибшей экспедиции?

После гибели группы Кошурникова изыскания продолжил помощник и ученик Кошурникова — Евгений Алексеев, который использовал результаты экспедиции. В этот раз обошлось без жертв. В глухой Саянской тайге тогда одновременно передвигались порядка 20 экспедиций и партий, оснащённых в разы лучше, чем группа Кошурникова. Но им всё равно было нелегко. Оборудование, снаряжение, одежда, продовольствие — всё это доставлялось на оленях, лошадях, реже по воздуху, но чаще всего на спинах рабочих. На самом трудном участке трассы изыскатели исходили 350 км пешком в поисках наилучших проходов в горах, перевалах. Прежде чем выбрать окончательный вариант дороги, понадобилось обследовать по картам и планам 8,5 тысяч километров возможных её путей! И вот, наконец, в 1959 году проект был утверждён.

Маршрут магистрали существенно отличается от пройденного пути экспедицией Кошурникова. В одном из интервью главный инженер проекта железной дороги Абакан-Тайшет Е. П. Алексеев говорит: «Выбирая трассу на Тайшет, мы учитывали переход партизанской армии. Свыше десяти тысяч человек прошли по этим местам, они ведь все сибиряки, старожилы — знали, где легче пройти, по каким перевалам и долинам рек».

Маршрут экспедиции Кошурникова и реальная трасса Абакан-Тайшет

Маршрут экспедиции Кошурникова и реальная трасса Абакан-Тайшет. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

елезную дорогу начали строить в 1959 году, а завершили в декабре 1965. Каждый год сдавали по 100 километров пути, было пробито шесть тоннелей и возведено огромное количество мостов. Сегодня на трассе Абакан-Тайшет около 726 искусственных сооружений при длине строительной трассы в 711 км, действует девять тоннелей общей протяжённостью шесть километров, три виадука, множество станций и разъездов.

1959 год.

1959 год. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

Линия Абакан-Тайшет проходит в горно-таёжной местности высшей категории трудности с очень тяжёлыми климатическими условиями.

1965 год. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

1965 год. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

Завершающий, 1965, год…

На трассе началось соревнование за то, чтобы сдать дорогу в постоянную эксплуатацию к 7 ноября. Утром 23 января посёлок Чистый Ключ словно вымер. Все его жители отправились на склон горы к Восточному порталу тоннеля. Все ждали прибытия поезда, который стоял уже у самого входа в тоннель у Западного портала, за перевалом. Его машинистом был Александр Николаевич Васильев. Паровоз не спеша проехал под сводами тоннеля, когда засветлело впереди далёкое небо в овале восточного портала, Васильев дал долгий торжественный гудок. Тысячеголосное «Ура!» встретило маленький поезд, радости людей не было предела. Потом начался митинг. 24 января в 18 час. 30 мин. соединились Центральный и Западный участки. Самые трудные, в плане строительства, сооружения линии Абакан-Тайшет: Манский тоннель, Мост через реку Абакан, мост через Минусинскую протоку, мост через реку Туба, Кордонский тоннель, Козинский виадук.

мост через Минусинскую протоку

Мост через Минусинскую протоку. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

 

Мост через р.Туба

Мост через р.Туба. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

 

Козинский виадук

Козинский виадук. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

 

Кордонский тоннель

Кордонский тоннель. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

За самоотверженный труд сотни строителей «трассы мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего орденами и медалями было награждено 745 строителей. По завершении стройки Министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан-Тайшет», им были поощрены 25 тысяч лучших строителей. Он стал первой в жизни наградой для большинства самоотверженных молодых людей, прошедших при строительстве этой магистрали «школу жизни».

В качестве послесловия

К наследию советской эпохи можно относиться по-разному. Но стирать из памяти подвиги наших соотечественников несправедливо и не дальновидно. А для этого надо знать историю, изучать и сохранять её. Хочется верить, что дела лучших представителей нашего Отечества не будут забыты. Они и впредь как животворная нить должны вдохновлять новые поколения на добрые дела для своего народа, воспитывать самоотверженные и отзывчивые сердца, готовность к подвигу и труду.

Вторая мировая война — одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего народа. Испытанием мужества, стойкости, сплочённости и героизма. Выстоять в противоборстве с развитыми европейскими странами, объединёнными в агрессивный кулак фашистской Германией, стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.

В годы войны советский народ совершал великие подвиги не только на поле боя, но и глубоко в тылу.

«Трасса мужества» — название железной дороги Абакан-Тайшет — один из таких великих подвигов!

Три изыскателя и Казыр

Три изыскателя и Казыр. Фото предоставлены А. Домнич —волонтёра музея-филиала

Алёна Домнич





Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: http://www.epochtimes.ru/trassa-muzhestva-front-v-sibirskom-tylu-99021649/| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/news/0-0-0-0-1| Просмотров: 917 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: Тылу, мужества», «Трасса, сибирском, фронт | Рейтинг: 4.5/8

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]