16:07 УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК |
Беседа с Андреем Явным. У каждого из нас есть близкие люди — те, без кого невозможно, без кого ты не стал бы собой. Родители и дети, братья и сестры, задушевные друзья — атланты, на плечах которых держится твой личный мир. Среди них особняком стоит фигура Учителя: того, кто помог понять самое важное, чье слово стало ключом, открывшим перед тобой некие двери. Как становятся Учителями и Учениками, что дают эти двое друг другу, и почему ожидания порой не оправдываются? На эти вечные вопросы мы сегодня ищем ответы с мольфаром Андреем ЯВНЫМ. — В последние годы вырос интерес к различным духовным практикам, методикам самопознания и личностного роста. Как известно, спрос порождает предложение — и вот уже многотысячная армия гуру зазывает в свои школы. Число людей, позиционирующих себя в качестве духовных учителей и просветленных, множится с каждым днем. И неволей задумываешься: так ли много среди них истинных Учителей? —Я бы не стал рубить сплеча и утверждать, что подавляющее большинство —шарлатаны, так как истинных гуру, в которых воплощено Богоприсутствие, —единицы. То есть, конечно, гуру, бхагаванов —немного, но ведь для встречи с таким человеком нужно дозреть, дорасти. Отчего бы не принять помощь от тренеров, ведущих курсы личностного роста, от преподавателей эзотерических школ? Очень может быть, что та истина, которой кто-то из них готов поделиться, даст вам необходимый импульс —а к иным истинам вы пока не готовы? — Но это, скорее, потому, что все мы друг для друга — учителя: встречаясь, общаясь, идя рука об руку и даже враждуя, мы получаем важные уроки, тот опыт, за которым душа явилась в мир… —Верно. И очень важно помнить об этом, испытывать благодарность к тем, кто так или иначе преподал тебе урок, дал возможность немного подняться над собой. Когда всерьез считаешь своими учителями и родителей, и детей, и возлюбленных, и сотрудников, даже бытовые отношения обретают глубину и судьбоносный смысл. Кому-то выпадает счастье встретить великого Учителя — одного из избранных. Кому-то суждено иное счастье: познавать истину, учась у природы, у окружающих, черпая ее из книг. — Как понять, является ли человек Учителем? Судить по толпам, которые он собирает? Но мы с вами прекрасно помним, что у секты Белое братство, например, были тысячи последователей… - А у Иисуса было всего двенадцать учеников. Разумеется, я не говорю, что истинный Учитель всегда обращается к единицам: сотни тысяч людей приезжали в ашрам Саи Бабы, чтобы хоть мельком увидеть его, ступить на землю, которой касалась его нога. А он, несомненно, был не просто мудрым человеком, а Просветленным, бхагаваном. — Кстати, о толпах. Саи Бабу называли и называют богом — разве это не богохульство и не признак фанатизма, без которого немыслима секта? —Ни в коем случае! Не забывайте, что Бог в нашем, христианском понимании —нечто совершенно иное, чем в индуистском. В Индии нет единобожия, в их пантеоне целый сонм богов и божеств, в каждом из которых высшее начало воплощено сильнее или слабее: там своя иерархия. Так что в этом смысле Саи Баба, безусловно, был богом, аватаром, боговоплощенным человеком. Я бы даже поостерегся называть его человеком: я встречался с ним и ощутил целый мир, объединивший колоссальные потоки энергий. Он был Учителем для миллионов, но ведь учил очень простым истинам: прежде всего, тому, что бог есть любовь. — Действительно, не ново… —Учитель — вовсе не обязательно тот, кто приносит в мир новое учение, новую концепцию. Иногда он говорит самые непритязательные вещи — но говорит так, что ему ВЕРЯТ. Потому что в нем ощущается свет, в нем ощущается Бог. — Хорошо, существуют некие люди, в которых Божественное присутствие выражено… —Больше, чем в остальных. Их очень немного —и не всегда окружающие понимают, что перед ними истинный аватар. Чтобы увидеть свет, надо уметь смотреть. Надо уметь открыться. — Старая истина: только когда ученик готов — приходит учитель. —Бесспорно. Учитель может стоять перед тобой, но ты его не заметишь, не услышишь, не поверишь… Встреча не состоится. — И в то же время настоящим духовным наставником может стать не только просветленный монах, а, например, школьный преподаватель, независимо от того, какой предмет он ведет —литературу, историю или физику. Хорошо и даже увлекательно преподавать могут многие, но лишь к единицам дети придут поговорить о смысле жизни, «о времени и о себе»… И будут приходить через десять, двадцать лет после школы. —Знаете, это очень важный момент: нередко в поисках Учителя люди мечутся по свету, полагая, что лишь на Тибете или в иных экзотических местах, вдали от мира, погруженный в самосозерцание, и может существовать гуру. На самом деле, у каждого Учителя тоже свой путь: кому-то необходимо уединение, а кому-то —жизнь в миру, в гуще событий. Иначе как бы люди находили их и как бы осознали, что здесь и сейчас, в реальной жизни, возможно духовное просветление? — Андрей, кого вы называете Учителем? —В первую очередь, это моя бабушка, Анастасия Явная, карпатская мольфарка. Лариса Анатольевна Злотник — замечательная львовская учительница, благодаря которой сотни людей приобщились к литературе, поэзии, а главное — научились мыслить. На разных этапах жизни, а порой и одновременно моими Учителями становились разные люди: Сатья Свами Саи Баба, о котором мы уже говорили, Менахем Яглом, открывший мне новую ступень в изучении Каббалы, Парамаханса Йогананда, написавший замечательную книгу «Автобиография йога», Йонге Мингъюр Ринпоче… Я не хочу перечислять имена: каждое требует отдельного разговора, а не простого упоминания. Все они были и остаются для меня Учителями. — Несмотря на то, что у вас самого немало учеников? —Как только я перестану чтить своих Учителей, я перестану быть учителем. Отношения Учитель-Ученик —тонкая и сложная связь, она не прерывается и не иссякает никогда. — Даже если ученик пошел дальше Учителя, и тот ему больше ничего не может дать? —Как сказать, как посмотреть… Может быть, ученик поднялся на те высоты, куда нет хода его Учителю, а может, именно там, на новой вершине, осознав новые истины, ученик увидит, что Учитель… снова впереди и ждет его? Отношения Учителя с Учеником неисчерпаемы на протяжении одной жизни: это всегда кармическая связь. И от обоих эти отношения требуют усилий и терпения. Умения любить, не присваивая: «это только мой учитель», «только мой ученик». Способности прощать слабости. А иногда, это касается ученика, способности сознавать, что кажущаяся слабость Учителя —часть урока: не его, а твое испытание. — Порой Учителем становится человек, с которым судьба в реальности не свела. Например, для меня Учитель — отец Александр Мень: в его книгах, в записях его проповедей и бесед нахожу ответы, которые ищу, обретаю понимание. —Да, Александр Мень —великий Учитель! И вот это очень важно: даже покинув наш мир, Учитель не уходит, его Свет остается, достигая все новых сердец, пробуждая людей. И не имеет значения, что отца Александра совсем не все почитают как Учителя: ни одно Слово не может быть одинаково услышано и понято всеми без исключения. Тот, кто не понял его, должен просто искать дальше —пока не отыщет СВОЕГО Учителя и свой путь. — В поисках учителя можно пробегать всю жизнь, мечась от одного к другому. —Так происходит, если человек в глубине души не готов учиться, не желает меняться: на самом деле, он ждет, что некто, обладающий духовным авторитетом, погладит его по головке, назовет избранным, не требуя духовной работы. — И такие всегда находятся: лжеучителя, подменяющие духовные затраты материальными, финансовыми. —Но ведь и лжеучитель в определенном смысле становится твоим самым ценным учителем, если, столкнувшись с ним, ты осознал свою ошибку, слабость —и сумел преодолеть себя! Давайте же постараемся усвоить важнейший урок жизни: нет простых и однозначных истин. И все мы друг для друга —учителя. Беседовала Ольга Монахова |
|
Всего комментариев: 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|