07:43 Зачем политизируют вышиванку |
Сегодня пик популярности традиционной русской одежды – рубах с вышитым орнаментом или, как их называют в народе, вышиванок. Их можно встретить везде: на людях, на социальных плакатах, в рекламе, на телевидении. А вскоре даже сборная Беларуси по футболу переоденется в форму с вышитым орнаментом. На первый взгляд кажется, что подобная мода носит исключительно положительный характер: действительно, это сильнейший удар по современной модели глобализации, характеризующейся однообразной модой на гуччи, адидасы и хьюго-боссы. Однако при более глубоком изучении нынешнего интереса к национальной одежде, все положительные моменты враз перечеркивает политика…
История политизацииК сожалению, украинские и белорусские националисты пытаются использовать вышиванки в качестве противопоставления себя России и русским, культивируя миф о том, якобы этот предмет традиционной одежды абсолютно нехарактерен для русской культуры. Этим они преследуют очевидную политическую цель – отделение и отдаление от России и культурной концепции Русского мира. Политизация вышитых рубах началась на Украине в 1990-х, когда местные националисты стали надевать их на свои шествия и митинги. В то же время их белорусские коллеги, или как их называют в народе – «змагары», к вышиваной рубахе относились если не с чувством брезгливости, так уж точно доброго скепсиса. Тогда в их среде был настоящий культ шляхты, крылатых гусаров и прочих польских штучек. Это неудивительно, во время зарождения белорусского национализма советского и постсоветского периодов «змагары» всеми силами пытались избавиться от комплекса колхозников и привить своему окружению догму, что мы отнюдь не крестьянский народ, а «сапраудныя эурапейцы галубых крывей». Вышиванка была в их сознании подтверждением крестьянской сущности белорусской культуры и истории, а также укреплением мифа «аграрного придатка России». Про лапти и иные крестьянские предметы одежды можно и не говорить: от них наших «свядомых» тогда просто воротило. Как и от недавнего национального прозвища «белорусы-лапотники». В общем, в то время у украинских националистов и их белорусских коллег было совершенно разное отношение к популярной ныне вышиванке. Вышиванка сегодняС тех пор прошло лет двадцать. На Украине отношение к рубахе с орнаментом осталось примерно такое же. К ней все так же относятся как к национальному атрибуту одежды. Разве что ношение стало более массовым и мейнстримовым. В Беларуси же стало совсем все по-другому: ветеранов националистических движений сожрала то ли бытовуха, то ли политика, то ли эмиграция. Выросло новое поколение, появились новые движения, новые молодые лидеры и… новый опыт. Глядя на бесславные попытки своих предшественников навязать белорусскому народу чужую историю (польскую или литовскую), чужую культуру (шляхетскую или гусарскую), современные змагары устремили свои взгляды на более близких нам украинцев.1 Посмотрели на евромайдан и смекнули: а ведь антирусскую идентичность вполне можно строить и с традиционной одеждой белорусских крестьян… Они подхватили антиисторический миф о том, якобы вышиванка не имеет никакого отношения к России и, как и происходило всегда, собезьянничали идеологию у соседей. После чего поляки и литовцы облегченно вздохнули, надеясь, что эти неудачники с востока прекратят воровать их героев, историю и символы. Сегодня, надо сказать, вышиванку в Беларуси использует как националистическая оппозиция, так и государственные организации типа БРСМ. Последние желают максимально вывести народную одежду из-под политики, параллельно вышиваночным мероприятиям проводя агитация за союз с Россией. Это поддерживают и многие россияне. К примеру, недавно на одном из минских домов появился рисунок российских художников, на котором изображены рядом мальчик-белорус и русская девочке в народных одеждах. Но все-таки пока вышиванка остается весьма политизированным атрибутом одежды, по которым на улице можно определить «вышиватника», «свядомого» или «змагара», что в общем-то одно и то же. Но аполитизировать народную одежду, в которой веками ходили наши предки, просто необходимо. Как для искоренения еще одного повода разделить братские народы, уничтожения псевдоисторического мифа и настоящего возрождения национальной культуры против современной модели глобализации. Что делать и как бороться?Во-первых, вышиванку должны массово начать носить русские. И это будет исторически оправданно. На самом деле вышивка не имеет ни национального, ни государственного признака, все зависит от региона. К примеру, вышивка Ивано-Франковской области отличается от Черкасской ровно столько же, сколько и от рязанской, от витебской и т.д. На этот счет было бы весьма познавательно полистать сборника Великорусских и Малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт Петербурге в 1877 году. Так что, вышиванка — такое же наследние русской культуры, как и украинской. В связи с этим, пора бы проучить украинских и белорусских русофобов, пытающихся монополизировать вышитую рубаху и выстроить на этом некий антирусский миф. Как только начнется распространение исторической литературы на эту тему и русские начнут носить вышиванку, змагары и бандеровцы не просто остынут к нашей общей традиционной одежде, но даже возненавидят ее. Во-вторых, вышиванку должны носить антинационалисты, уничтожив ее русофобскую репутацию. Почему бы не надеть вышиванку патриотически настроенным политикам и общественным деятелям, коих «вышиватники» презирают? У националистов опять же начнется истерика, ибо произойдет демонополизация их символов. Маркер «в вышиванке? значит против России» начнет вытесняться. ВыводыБелорусские и украинские националисты сами не подозревают, какой подарок преподнесли патриотам Беларуси, Украины и России, не страдающим русофобией головного мозга. Теперь осталось немного аполитизировать ношение вышиванок, перевести все это в историко-культурную направленность, популяризировать в России — и вуаля… Готово мощное орудие единения трех братских народов — общая мода на общую народную одежду, к тому же альтернатива глобальной западной моде. Это было бы весьма удобно: по орнаменту было бы видна принадлежность того или иного человека к определенному региону. Однако к этому есть некоторые препятствия. У очень многих людей под информационным влиянием сложилось отвращение к вышиванке. Действительно, «вышиватники» испортили репутацию одежде наших предков, но пусть это станет дополнительным стимулом исправить ситуацию. Кирилл Озимко
|
|
Всего комментариев: 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|