11:54 Бурятские шаманы воскресили древний обряд привлечения удачи |
Бурятские шаманы восстановили метод привлечения благополучия, которым пользовался еще Чингисхан. Чтобы облегчить приманивание удачи горожанам, шаманы построили специальную гору во дворе одной из общин. Шаманы из религиозной общины «Тэнгэри» решили восстановить метод привлечения благополучия. Этот обряд существовал еще до времен Чингисхана. Для осуществления обряда необходимы камни и гора. Камень считался живым существом: если он лежал внизу, то через много-много лет все-таки должен подняться наверх. Это может продолжаться тысячи, миллионы лет. А если поднять камень и запустить его вверх, считают шаманы, можно привлечь удачу незамедлительно. - Тем самым мы поднимаем свою удачу — hYлдэ. Оно дается человеку с рождения. Это его богатство, здоровье и благополучие. Бывает так, что hYлдэ находится в упадке. Тогда нужно совершить обряд. Человек в свой хороший день подходит к речке, бросает монету и называет свое имя. Потом берет любой камушек, какой попадется, с ноготок или с кулак, хоть какого размера. И с этим камнем он должен пойти на гору. Взобравшись на вершину, надо положить камень. Потом «побрызгать» Хозяину горы, приговаривая, что этим он поднимает свою удачу. Тогда ритуал считается завершенным. Этим вы убыстряете естественный процесс прохождения камня из низины на вершину. Председатель общины «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев Так как у горожан нет возможности подняться в горы, то в «Тэнгэри» построили свою гору, которая находится во дворе общины. Уланудэнцы приходят во двор общины со своими камнями и взбираются на гору. Оставив там камень, люди спускаются и ударяют в гонг, чтобы духи их услышали и обратили внимание на того, кому нужна удача. - На осеннем тайлагане (шаманский обряд) мы спросили у духов, как принести удачу народу. Буха-нойон (тотемный первопредок бурят в шаманской культуре) сказал нам, что надо построить гору. И указал нам благополучное место для нее. Денис Илыгеев, шаман Гору шаманы назвали hYлдын Cумбэр Уула по аналогии с названием мифической горы Сумбэр-Уула - Это похвальная идея, имеет сакральный смысл. В старину монголы так и говорили: «Пусть гора еще будет высокой, с ней растет и мое благополучие». Баир-лама, ширетуй Орликского дацана Пришедшие за благополучием к горе верят, что с помощью нового ритуала смогут привлечь удачу, раз уж сам Чингисхан поднимал для этого камни. - У меня сегодня хороший день. Я очень хочу, чтобы удача повернулась ко мне лицом. Шаман сказал мне, что камень олицетворяет мой Хий морин (воздушный конь удачи), его надо поднять, чтобы закрыть дверь потерь, устроиться на работу и расплатиться с долгами. Я очень верю, что моя жизнь пойдет в гору. Да и камень мне попался красивый, круглый, беленький, значит, все получится. Хандама, жительница Улан-Удэ Обоо Чингисхана. Кокорино (Иволгинский район) В последние двадцать лет в Бурятии существует тенденция к возрождению национального самосознания посредством воскрешения древнейших ритуалов. К шаманам прислушиваются все больше людей, на территории республики возводятся культовые сооружения. Наиболее известное из них — обоо (куча, груда, насыпь) Чингисхана в Иволгинском районе. Эта величественная пирамида из огромных валунов достигает высоты четырехэтажного дома. Сооружению более 800 лет. В начале XX века обоо было частично разрушено при строительстве железной дороги. Забытым оно простояло почти сто лет, пока в 1997 году ламы Иволгинского дацана не восстановили ежегодный обряд поклонения обоо. |
|