01:45 Что ждет Украину |
То, что Украину ждут тяжелые времена, это наверное понятно уже всем. Даже самым отчаянным патриотам. Некоторые пока еще не готовы признаваться в этом открыто, но понимают наверняка. Даже Тымчук уже пишет о грустном. И Семенченко давно уже ругает собственное командование и ищет помощь за рубежом, не надеясь на правительство. И минские соглашения возникли не от хорошей жизни, не от военных успехов. Порошенко в интервью признал, что потеряно около 65% военной техники. Правда Турчинов и Яценюк назвали минские соглашения предательством, но что они предложили взамен? По сути ничего. Их заявления - это политическая риторика накануне выборов в Верховную раду. Но речь сейчас не о войне. Обратимся к экономике и энергетике, потому что именно от этого зависит текущая жизнь Украины и ее дальнейшие перспективы. На текущий момент имеем: 1. Курс гривны опустился до 14.95 на межбанковских торгах. На черном рынке еще ниже. Максимальная сумма продажи иностранной валюты одному лицу в один операционный день снижена до 3000 гривен в национальном эквиваленте (около 200 долларов по текущему курсу). 2. Снижение производства электроэнергии составило 20%. Начались веерные отключения электричества, факты отключений подтверждены жителями в 7 областях. 3. Снижение производства хлеба составило 6%. При этом черный хлеб подорожал до 5.80 (информация из г.Сумы), рост цены за год составил более 50%. 4. Падение производства в перерабатывающей промышленности (июль к июлю прошлого года) - 12,7%. 5. Падение ВВП превысило 5% и до конца года прогнозируется до 10%. Но самое главное - это дефицит топлива на ТЭЦ. Дефицит топлива составляет около 5 млрд. кубометров газа и от 5 до 20 млн. тонн угля (данные в разных источниках отличаются). Запасы мазута, которым может быть частично заменен газ, очень ограничены, к тому же использование мазута в постоянном режиме может привести к выходу из строя оборудования ТЭЦ. Приобрести российский газ Украина не может без погашения прежней задолженности, которая составляет более 4 млрд. долларов. Именно поэтому правительство Украины перешло к покупке газа в Европе по так называемой "реверсной схеме". Это тот же самый российский газ, только получаемый от европейских поставщиков (по сути посредников), перед которыми у Киева задолженности нет. Однако Газпром принял меры по ограничению таких поставок. Но даже если Киев сможет продолжить практику покупки реверсного газа, на приобретение 5 млрд. кубометров потребуется не менее 1.5 млрд. долларов. Валютные резервы Объем золотовалютных резервов Украины составлял в сентябре около 16 млрд. долларов. На газ этих денег хватает (если реверсная схема не прекратит действовать). На уголь тоже. Но остается еще топливо - ГСМ для транспорта, которые также нужно приобретать за валюту. Можно производить ГСМ непосредственно на Украине, но тогда необходима нефть, для закупки которой тоже нужна валюта. И список импортных товаров, которые не производятся на Украине и на приобретение которых необходимы валютные резервы, нефтью и газом не ограничивается. В этот список входит многое другое - сырье и материалы, оборудование и... медикаменты. Без новых компьютеров, автомобилей и других видов техники зиму прожить можно. На одну зиму хватит той техники, которая есть в наличии. Но медикаменты - это расходный материал и его запасы конечны. Дефицит некоторых видов медикаментов украинцы уже ощутили на себе. Определенным категориям хронических больных уже сокращено обеспечение лекарствами, по этому поводу в Киеве прошло несколько митингов. Только вряд ли эти митинги что-то решат. Теоретически золотовалютные резервы позволяют пережить всю зиму. Однако если использовать их на закупку нефти, газа, ГСМ, угля и медикаментов, то резервы резко сократятся и станут недостаточными для обслуживания внешнего долга. Только в ноябре по внешним долгам Украина должна будет выплатить 9 млрд. долларов. Это более половины резервов по состоянию на сентябрь. Не исключено, что в ноябре это будет примерно равно всему объему резервов. Валютные резервы также нужны для одного очень важного процесса - поддержки курса гривны. В ситуации, когда курс гривны снижается, возникает растущий спрос на валюту. Именно этим и продиктовано ограничение со стороны нацбанка на объем дневной покупки валюты одним лицом. Но введенное ограничение - не панацея. Если миллион украинцев в течение месяца решит обменять 3000 гривен на 200 долларов - нетрудно посчитать, что резервы страны уменьшатся на 200 миллионов долларов. Если же каждый третий украинец придет в обменный пункт - резервы уменьшатся на 2 миллиарда. За месяц. Насколько вероятно, что в ситуации стабильно падающей гривны многие украинцы пойдут в пункт обмена чтобы зафиксировать свою зарплату или сбережения в более стабильном долларе или евро - попробуйте оценить сами. Вспомните 1998 год. И вообще 90-е, когда многие частные компании выдавали зарплату в долларах и цены в магазинах указывались в "у.е.". Таким образом, спрос на валюту внутри страны может не только достичь 2 миллиардов долларов в месяц, но и превысить его. И ограничения не очень помогут, потому что на ввод ограничений население ответит более частными визитами в обменные пункты, походом по разным обменникам, а также скупкой валюты на черном рынке (что приведет к ускоренному падению гривны). Суммируем и считаем: На покупку газа нужно не менее 1.5 млрд. долларов. На покупку угля оценочно от 0.5 до 1.5 млрд. долларов. На выплату внешнего долга до конца года - 9 млрд. долларов. Объем резервов - 16 млрд. долларов. Это значит, что после покупки газа, угля и выплаты внешнего долга в ноябре объем резервов может снизиться до 4 млрд. долларов. И это без учета затрат на поддержку курса гривны, без учета закупок нефти и/или ГСМ, без учета закупки медикаментов и других товаров, которые на Украине не производятся. Хватит ли 4 млрд. долларов хотя бы на ГСМ и поддержку курса гривны? Как было показано выше, если хотя бы треть украинцев будет покупать по 200 долларов в месяц, то 4 миллиардов резерва хватит только на два месяца. То есть до начала декабря. И это без покупки ГСМ. Пересчитаем 4 млрд. долларов на бензин. По текущим ценам это примерно 4 млрд. литров. Казалось бы, много. Но в пересчете на одного жителя - примерно 130 литров (без учета Крыма и Донбасса). Много? Это не в день. Это всего. Если разделить на октябрь, ноябрь и декабрь - 1.5 литра в день. Для тех, у кого нет личного автомобиля, напоминаю, что автобусы тоже потребляют топливо. И грузовой транспорт, без которого невозможна доставка товаров от склада до магазина. При любом подсчете получается, что до конца года валютных резервов не хватит. Можно провести совсем простой подсчет: 16 млрд. долларов резерва - это примерно 500 долларов на жителя (без учета Крыма и Донбасса). На 3 месяца - по 170 в месяц. Примерно 2500 гривен по текущему курсу. Можно ли прожить на 170 долларов в месяц? В принципе, да. Но это если внешний долг не платить. И только до Нового года. При любом подсчете получается, что золотовалютных резервов хватает примерно до ноября-декабря и то с большим трудом. Что делать? Вариант 1. Не платить по внешним долгам. Тогда резервов может хватить и на январь и может быть даже на февраль. Если только спрос на доллар внутри страны не станет ажиотажным. А по мере падения курса гривны рано или поздно за долларом придут все. И резервы иссякнут. А отказ от выплат по внешним долгам означает дефолт. А дефолт - это потеря всяких шансков на новые кредиты и масса других экономических неприятностей. Вариант 2. Взять очередной внешний кредит. Прошлый транш МВФ составлял 3 миллиарда долларов. Удастся ли получить еще один - большой вопрос. Международные банки видят состояние украинской экономики не хуже нас с вами, а наоборот, намного лучше. А главное - еще 3 миллиарда долларов - это не спасение, это только отсрочка дефолта примерно на 1-2 месяца. А за два месяца выправить экономику нельзя. Нужен минимум год. Это минимум 30 миллиардов. Даже Греции, члену ЕС, давали меньше. Россия обещала Януковичу 15 миллиардов, но с Россией отношения у Киева "на ножах". Вывод - кредет маловероятен. Почти исключен. Вариант 3. Зарабатывать и пополнять валютный резерв. Но производство сокращается. Потребителем значительной доли экспорта была Россия, а от российского рынка Киев решил гордо отказаться в пользу рынка ЕС. Но перестроиться на рынок ЕС в одночасье нельзя. А многие специфичные ниши (например оборонная) в ЕС заняты и Украину в них никто не пустит. Как, впрочем, и на многие другие рынки. При этом процесс разрыва отношений с Россией уже инициирован, многие поставки остановлены, целые заводы прекращают работу. Некоторые виды продукции Россия сама перестает закупать в свете последних событий. Это означает, что валютная выручка снижается и будет снижаться еще несколько месяцев подряд (как минимум). Конечно, упасть до нуля экспорт не может. Но торговый баланс еще в начале года был не в пользу Украины, а сейчас он только ухудшился. Это значит, что зарабатывать пока не получается. Только тратить. Что будет? Полный объем газа и угля скорее всего так и не будет закуплен. Как из-за дефицита средств, так и по другим причинам (ограничение реверса и некоторые технические сложности с поставщиками угля). Это значит, что будут продолжаться веерные отключения электричества, а некоторые объекты (кварталы) могут быть отключены также от отопления и горячего водоснабжения. В ноябре Украина либо откажется от обслуживания внешнего долга и объявит дефолт, либо долг будет выплачен, но прекратится поддержка курса гривны и нацбанк практически перестанет продавать валюту банкам. Оба варианта ведут к ускоренному падению курса гривны и возможно гиперинфляции. Еще одно следствие - быстрый рост цен на бензин, а за ним и на большинство товаров повседневного спроса. После этого зарплата бюджетников (в том числе армии и милиции) быстро обесценится и государственная служба окончательно потеряет не только престиж, но и всякий смысл. Центральная власть, не способная обеспечивать бюджетников, банковскую систему, поставку ГСМ, функционирование транспорта, а местами даже отопление и водоснабжение, окончательно выйдет из доверия и утратит последние рычаги управления государством. Власть окажется в руках у тех, у кого будет твердая валюта и оружие. Оружием на Украине распологают военные и батальоны территориальной обороны. Твердой валютой располагают некоторые бизнесмены, но их средств явно недостаточно для контроля целой страны, поэтому вероятнее всего несколько наиболее состоятельных олигархов при поддержке частных армий будут контролировать отдельные регионы (города). Постоянными источниками твердой валюты могут стать Россия, Польша и Одесса как крупный морской порт, который станет перевалочной базой для товаров. Некоторые области могут наладить прямую торговлю с Россией и Европой без участия Киева. Счета могут быть открыты непосредственно в российских и европейских банках, отдельные сделки могут пойти с наличным расчетом (в долларах, евро и рублях). Таким образом, большинство предприятий, городов и даже целые области Украины фактически выйдут из украинского экономического пространства и станут частью российской и европейской экономики. Наиболее успешные предприятия, города и регионы станут клиентами территориальных батальонов и подразделений украинской армии, которые обеспечат безопасность и правопорядок на их территории. Ближайшие к Донбассу области (Харьковская, Запорожская, Николаевская, Днепропетровская) могут перейти под контроль армии Донбасса с одновременным фактическим вхождением в российскую экономическую зону, в этом случае начнется быстрое формирование Новороссии как экономического и политического субъекта. За Одессу может развернуться ожесточенная борьба, но в случае становления Новороссии ее армия будет иметь значительное преимущество как более организованная, а сама Новороссия как формирующееся государство будет для одесситов намного привлекательнее, чем власть хозяев-олигархов. Западные области вероятнее всего войдут в экономическую зону Польши и проведут собственный референдум за независимость. Можно ожидать переселения в западные области многих националистов, которые не признают Новороссию и вхождение восточных областей в российскую экономическую зону, но помешать этому не смогут. Разрозненные группировки националистов не смогут сражаться с городами, областями и предприятиями, которые за счет своей валютной выручки будут содержать профессиональные подразделения, набранные из бывших военных и сотрудников спецслужб. Центральные регионы Украины вероятнее всего окажутся в самой сложной экономической ситуации. В Киеве за власть могут бороться многочисленные группировки, как идеологические (националисты), так и частные (наемники олигархов). Такие личности как Ляшко, Семенченко, Ярош - могут стать современными Махно и Петлюрой, действующими в Киеве и некоторых центральных областях. В 1918/19 году в ходе гражданской войны власть в Киеве менялась 13 раз. В ходе предстоящей борьбы за власть ситуация может повториться. Однако при этом власть в Киеве не будет означать власть в Украине. Киев на какое-то время может превратиться в город-государство, который контролирует только сам себя и частично центральные области бывшего государства. В некоторых областях может наступить безвластие, при котором формальная власть ничего на самом деле не контролирует и никем не управляет. На какое-то время в центральных регионах может возникнуть анархия. Сумы и Полтава ввиду удаленности от Киева и слабой поддержки идей Новороссии могут оказаться наиболее спокойными и уже впоследствии примут ту власть, которая окажется наиболее стабильной и перспективной. После этапа анархии вероятно два варианта развития событий: 1. Приход к власти в Киеве диктатора или военной хунты (группы военных). После этого все области, кроме тех, что контролируются Донецком, окажутся подчинены новой власти. Львов и Ивано-Франковск возможно выйдут из состава Украины, это будет зависеть от того, окается ли пришедший к власти в Киеве диктатор националистом или нет. Области, перешедшие под контроль Донецка (Новороссии) Киев в обозримом будущем вернуть не сможет. 2. Приход к власти в Киеве пророссийских сил и их объединение с Новороссией. В этом случае вся Украина кроме западных областей станет новым целостным государством (возможно федеративного или даже конфедеративного устройства), ориентированным на сотрудничество с Россией, что будет продиктовано в первую очередь экономическими факторами. Экономические связи отдельных городов и предприятий с Россией, которые позволят им пережить кризис, лучше любой агитации обеспечат выбор новым государством "российского вектора". Когда это будет. Острая фаза кризиса может начаться в любой из ближайших пяти месяцев (с октября по февраль). Это зависит от того, в какой момент будет объявлен дефолт и нацбанк прекратит поддержку курса гривны. Это может быть как "шоковый" вариант (как в 1993 или 1998 году в России), так и вариант "замедленного падения". Период "междувластия" скорее всего будет продолжаться весь 2015-й год. В 1918/19гг гражданская война шла 2 года. В наше время процесс должен идти быстрее хотя бы потому, что сегодня все процессе протекают быстрее, чем 100 лет назад. Тому причиной информационные технологии, транспорт, связь, более высокий ритм жизни, к которому привыкли люди. Другой фактор - 100 лет назад гражданской войной была охвачена вся Россия и большой масштаб событий сказался на низкой скорости установления новой власти. Сегодня Россия может выступить (и наверняка выступит) как сторона, поддерживающая пророссийские силы и ускоряющая их приход к власти в тех областях бывшей Украины, где это станет возможно. Пост-скриптум: Описанный выше сценарий - далеко не единственный возможный, Украина уже много раз демонстрировала свою непредсказуемость. К тому же, кроме России существуют и другие заинтересованные игроки - это Европа и США, они тоже могут оказать (и наверняка окажут) свое влияние на ход событий. А когда в событиях участвуют более двух сил с различными интересами, сценарий может круто измениться в любой момент. Однако, как уже было показано выше, в ситуации анархии власть окажется у тех, кто будет располагать оружием и валютой. А вводить войска и тратить на Украину десятки миллиардов долларов (евро) ни Европа, ни США не готовы. Если бы они готовы были это делать, то наверняка поддержали бы тех, кто уже сейчас находится в Киеве - Порошенко и компанию, которых они привели к власти через майдан. Сегодня давать деньги Киеву в любом случае проще и надежнее, чем перечислять их неизвестным авантюристам в ситуации анархии, когда любой новый атаман или гетман может пропасть на следующий день после получения денег и никто за это не будет отвечать. После того, как сформированные Вашингтоном власти Украины окончательно потеряют контроль над ситуацией и убегут из страны, события будут развиваться под влиянием внутренних факторов и ближайших внешних источников сил и средств, а такими источниками являются Россия и Польша. Другие страны просто не будут иметь прямого и надежного доступа к территории бывшей Украины, а удаленный доступ в Киев из-за океана потеряет всякое значение, поскольку Киеву на переходном этапе не будет подчиняться никто. Автор: Александр Русин |
|