13:07 Как появился и развивался русский иконостас? |
Главная часть храма – алтарь. Не только христианского храма. Языческих, к примеру, тоже. Здесь важна суть: на алтаре совершается главное священнодействие. В языческих храмах/святилищах здесь находится жертвенник, в христианских – Престол, где совершается таинство Евхаристии, Пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы. Условно обобщая, алтарь – место, где присутствует божество. Или где человек и божество вступают в контакт. То есть это сакральная часть храма, непосредственно связанная с высшим миром. В христианстве между этой частью храма, символизирующей мир горний, божественный, и «миром земным» принято располагать иконостас. На первый взгляд, иконостас – граница, разделяющая эти миры. Это самая очевидная аналогия. Ведь доступ в алтарь, как известно всякому бывавшему в храме, строго ограничен. Но здесь есть нюансы. Во-первых, иконостас был таким далеко не всегда. И особое развитие он получил как раз на Руси. Во-вторых, иконостас, конечно, разделяет две части храма. Но еще и связывает! То есть это не только граница, преграда – но и «мост». С иконостаса в «мир земной» смотрят лики святых – зримое воплощение стремления (и приближения!) человека к Богу. А главное – Бога к человеку! Появились иконостасы не сразу. И уж точно – не в нынешнем виде! Большие иконостасы типа современных появились уже на Руси весьма поздно и не сразу – примерно в первой половине 16 века. В раннехристианских храмах не просто не было иконостасов; сакральная и «земная» части могли быть вообще не разделены. Во всяком случае, об алтарной преграде (еще не иконостасе!) впервые (согласно Википедии!) упоминается в 4 веке. По археологическим данным, сохранившиеся преграды 4 в. – тот самый ряд колонн, соединенных невысокими каменными плитами с барельефом. То есть это та самая, скорее символическая, преграда, не закрывающая обзора. Зачем? Наверное, можно скорее предполагать. С другой стороны, можно понять… попытаться понять логику. Возможно, по мере развития христианства, представлений о мироустройстве, возникла идея: отделить «проявленную» часть мира от божественной, не имеющей зримой формы. И поначалу алтарная преграда была скорее символической: деревянная решетка, завеса, ряд колонн… Собственно иконостасы появляются много позже, в Византии. Но и там это не сплошная преграда, а все та же деревянная решетка или колоннада. Преграда могла быть сплошной, но невысокой, примерно по грудь. Кстати, иконостас и даже просто развитая алтарная преграда – элемент именно православного храма. Развитый иконостас в современной Греции – «обратное» русское влияние. В Европе же иконостас не развился. Больше того, там и алтарную преграду не стали считать обязательным элементом храма. Образы Иисуса и святых появляются в Византии довольно рано; с 9 в., по окончании борьбы иконоборцев с иконопочитателями, эта традиция распространяется. Обычно это образы Иисуса, Богоматери и храма. Естественно, из Византии идея алтарной преграды пришла и на Русь. Помним, когда Русь приняла официальное крещение? Именно в конце 9 века. Вместе со священниками, обрядностью и архитектурой. Не скажу точно, но кажется (насколько помню визуально), в храме Покрова на Нерли (середина 12 в.) – как раз колоннада. К счастью, там не установили иконостаса и пространство храма открыто. Во всяком случае, с год назад высокого иконостаса «русского типа» там не было. Сама перегородка, темплон, на Руси могла быть 2-х видов: перекрывающая только центр, сам алтарный проем; или – весь храм. Со временем пространство алтарной преграды стало заполняться иконами. Не знаю причины. Не знаю даже, были ли инициаторами этого ромеи или русские, хотя предположу, что все же русские. Наши предки учились, появлялись свои мастера. К тому же первые упоминания о собственно иконостасе на Руси – довольно поздние, относящиеся к середине 14 века. В византийских храмах развитие иконостаса идет примерно до 12 в. Иконостасы здесь, как правило, трехрядные. И еще важное отличие: в Византии образы писали прямо на темплоне, на самой преграде. По крайней мере, так было долгое время. Насколько я лично понял: если нужно было увеличить число икон, увеличивалась сама алтарная перегородка. Византийские алтарные преграды имели от одного до трех рядов икон. На Руси же они приобрели нынешний пятирядный облик. Естественно, превращение алтарной преграды в огромный сплошной иконостас произошло не сразу. И в самой России не везде одинаково. Развитие иконостаса идет аж до 20 в. Добавляются ряды икон; возникают, а затем устанавливаются некие каноны или правила; складываются традиции. И раз уж мы посещаем храмы, ну хоть иногда, неплохо бы делать это с открытыми, так сказать, глазами. То есть понимая, что, как и зачем здесь устроено. Как ни относись к традициям, а возникли они, по крайней мере, большинство, не на пустом месте. В храме, да наверное, в любом святилище любой религии, все осмысленно, все символично! А для начала предлагаю очень кратко коснуться собственно устройства традиционного русского иконостаса. Уточню: в условном, «усредненном» виде! В центре иконостаса расположены ведущие к престолу Царские Врата. Раньше всего на алтарной преграде появляется крест, упоминаемый как минимум в 7 в. Как я понял, не вполне известно, как именно и какие иконы располагались на ранних иконостасах. Это реконструируется примерно, по аналогии с более поздними. В центре верхнего яруса ставится первая икона – образ Спасителя, с Богородицей и Иоанном Предтечей (деисусный ряд). Затем появляется следующий ряд: изображения святых и двунадесятых праздников (праздничный ряд). И наконец, примерно в 9 в., появляется ряд так называемых «поклонных» икон, устанавливаемых для поклонения народу. В 11-12 в. добавляется храмовая икона. Русский трехъярусный иконостас первоначально состоял из деисусного, праздничного и пророческого рядов. Есть версия, что пророческий (образы ветхозаветных пророков, возвещающих о будущем рождении Мессии) ряд появляется в 15 веке. В 16 в. появляется праотеческий ряд: Ветхозаветная Святая Троица и праотцы от Адама до Моисея. В следующем столетии появляются ряды с изображениями ангельских чинов и так называемый «пядничный» – с иконами размером в «пядь». Затем – ряд с изображением страстей Христа (Страстной). На самом деле абсолютного единства облика иконостасов долгое время не было. Например, местный ряд встречался и в 15, и в 16 в., лишь к 17 веку распространившись повсеместно. Стоит ли удивляться, что облик иконостасов существенно разнился до 20 в.? Ничуть! Ведь и канона как такового не было – складывалась новая, небывалая прежде и свойственная лишь России традиция. Современный иконостас включает трое врат и пять рядов икон. Центральные врата – Царские, двое других – северные и южные (ведущие в диаконник и жертвенник). На Царских вратах обычно располагают иконы Благовещения и евангелистов. Над ними – изображение Тайной вечери, на северных и южных вратах – ангелов, пророков или святых диаконов. Это – местный ряд иконостаса. Возле Царских Врат расположены образы Христа и Богородицы; рядом с образом Христа – храмовая икона. В этом же ряду находятся местночтимые иконы и давшие название ряду. Собственно, хотя этот ряд является общепринятым, он уникален в каждом храме. Второй ряд снизу – Деисусный. Очень старый чин, пришедший еще из Византии. Обычно это композиция: Христос в образе Спасителя на троне или главы Небесной Церкви. По сторонам от него – изображения Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя и апостолов. Здесь же могут помещаться образы святых. Кого именно – зависит от местных предпочтений. Если в этом ряду по сторонам от Спасителя изображены двенадцать апостолов – ряд называется Апостольским. Третий снизу – Праздничный ряд. Как несложно догадаться по названию, ряд это Новозаветный, включающий Двунадесятые праздники. Здесь же – изображения Воскресения, Пятидесятницы и Воздвижения Креста. Четвертый ряд снизу – Пророческий, изображающий пророков, живших после Моисея. В центре – икона Знамение Богоматери. Пятый снизу – Праотеческий ряд. Праотцы и патриархи, от Адама до Моисея. И наконец в самом верху – Голгофа, Распятие. Конечно, иконостасы могут существенно различаться. Думаю, даже из очень поверхностного обзора видно: при наличии безусловного канона, он не абсолютен. Не диктует «от и до», а скорее определяет (пусть и с рядом строгих установлений) устройство иконостаса в общем. Повторю: это неудивительно. Канон пятирядного иконостаса – изобретение чисто русское, формировавшееся постепенно. А Русь большая! И вести, приказы и тем более традиции распространяются не сразу. К тому же традиции здесь издавна разнятся от одной местности к другой. |
|
Всего комментариев: 2 | ||
|