10:23 Кали Юга и современная наука |
В современном мире отношение к науке меняется от резко негативного до фанатичного. Одни считают, что всё, выходящее за рамки науки, — мракобесие, а другие обвиняют науку во всех грехах и ратуют за скорую гибель науки. В качестве аргументов одна сторона приводит: научно-технический прогресс, средства связи и передвижения, искусственные материалы; а другая — кризисы, техногенные катастрофы, ухудшение экологии. Понятно, что своя доля правды есть во мнениях каждой из сторон, но как их примирить? Попробуем разобраться в этом вопросе с позиций древних писаний — Вед. Веды о нашем времени. Веды — писания, освещающие вопросы от повседневной жизни до возвышенной духовной практики, приводящей к Богу. Согласно ведическим писаниям, до наступления нашей эпохи (Кали-юги) знания передавались изустно, ибо у людей была память, способная сразу запомнить тысячи стихов. Ожидая ухудшение памяти и снижение интеллекта у людей эпохи Кали, великий мудрец Шрила Въясадева записал Веды и ведическую литературу. Говорят, что эти знания доступны сейчас всего на 5-10%… В каком-то смысле Кали-юга — это ночь или зима среди прочих эпох. Что же это за эпоха такая, когда древнее знание практически утрачено? Дошедшая до нас ведическая мудрость утверждает, что Кали-юга — эпоха деградации, в которую правители перестают отвечать за свой народ и беспощадно его эксплуатируют, когда народ не почитает ни правителей, ни святых, когда собаки лают на человека (по моим наблюдениям, в Индии и ныне дикие собаки практически не лают на людей), когда священники, женщины, старики и дети не находятся под защитой. Ведические описания нашей эпохи удивительно точны… В Кали-югу люди теряют не только спокойствие, мирную жизнь и божественные законы, но и особые способности (сиддхи). Веды говорят, что наш мир подобен «компьютеру», выполняющему команды. Эти команды (мантры, молитвы) нужно знать и правильно «набирать», т.е. произносить. Такие молитвы позволяют зажечь огонь, вызывать летающий корабль (виману, по описаниям очень похож на НЛО) и т.п. Повторяя такие молитвы, герой Махабхараты Арджуна призывал появление стрел в колчане, их запас не оскудевал. Сама Бхагавад-гита — самое важное место в Махабхарате — была поведана человеком, не бывшем на месте событий, но получившим от Вйасадевы способность ясновидения. В наше время редкие люди, способные на такие «трюки», вызывают священный трепет. Очки и костыли Я слеп и глух, я недостоин Похвал, удачи и обид. Я из сплошных стремлений скроен: Ни жив, ни ранен, ни убит. Очки и костыли не нужны нормально зрячим и ходящим. В наше время «слепцы ведут слепцов»: «…они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» [Евангелие от Матфея, 15.14]; «…Их ведут за собой такие же глупцы, как они сами, подобно тому, как один слепой ведет за собой другого, в результате чего оба падают в канаву» [Шримад Бхагаватам, 7.5.31]. Наша память коротка и необъёмна,Иисус Христос в своих проповедях часто отмечал это: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» [Евангелие от Иоанна, 16.12]; «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» [Евангелие от Иоанна, 8.37]. Именно поэтому мы заводим записные книжки, органайзеры, книги, компьютеры и пользуемся Интернетом: мы компенсируем свою плохую память. Мы не знаем, как перемещаться в пространстве, а жизнь наша коротка, и мы торопимся, погружая своё тело в автомобиль, поезд, катер, самолёт… В прошлые эпохи жизнь была дольше, и люди не торопились. Веды говорят о четырёх эпохах, постоянно сменяющих друг друга в материальном мире, это: Сатйа-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Сатйа-юга — Золотой век добродетели, мудрости и религиозности, в этот век нет места невежеству и пороку; он длится 1 млн 728 тыс. лет. Трета-юга, в которую впервые появляется порок, длится 1 млн 296 тыс. лет. Продолжительность Двапара-юги, в которую добродетель и религиозность еще больше убывают, а порок растет, составляет 864 тыс. лет. Кали-юга — нынешний век, начавшийся 5000 лет назад, — век раздоров, невежества, безбожия и порока, в котором почти не осталось истинной добродетели, длится 432 тыс. лет. Длительность этих эпох связана с продолжительностью жизни людей в них. Так, в Сатйа-югу люди живут порядка 100 тыс. лет (!), в Трета-югу — 10 тыс. лет, в Двапара-югу — 1000 лет («Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» [Ветхий завет, Бытие, 9.29]), а в Кали-югу — 100 лет. Жизнь в Кали-йугу тяжела, и люди заполняют её попытками наслаждаться. Эти попытки, согласно Ведам, связаны со страстью и влекут за собой страдания. «Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить свои желания» [Бхагавад-гита, 2.70]. Также говорится, что одним из признаков Кали-юги является… технический прогресс. Сутью этого процесса является создание комфорта для удовлетворения чувств людей, а также «костылей» для их слабого мозга и тела. В Сатйа-йугу целью жизни масс был духовный прогресс, а Земля щедро кормила своих детей изобилием фруктов и злаков. Сейчас же мы пытаемся имитировать Золотой век применением удобрений и инсектицидов для увеличения урожайности. Наука — не только производительная сила, она — источник информации, метод познания мира. Сейчас об этом часто забывают, а вспоминают при подсчёте финансовых затрат на межпланетные полёты. Однако именно добыча знаний является главной сутью науки. Веды учат, что есть 3 способа познания: пратьякша (экспериментальный метод), анумана (аналитический метод) и шабда (апелляция к авторитету). Первые два основаны на чувственном восприятии и соответствуют современному представлению о теоретической и прикладной науке, а также обыденной практике. Шабда — это особый метод, который принципиально отличается от первых двух. Если пратйакша и анумана добывают знание индуктивно, снизу вверх, от частного к общему, то шабда — нисходящий, дедуктивный метод: от общего к частному. Под авторитетом понимается не изощрённый в логике академик, а человек, получивший знание от Бога через непрерывную цепь учителей, качества которых также оговорены в Ведах. Ведическая цель познания — возвращение в духовный мир, к Богу. Есть, правда, ещё и промежуточные цели для тех, кто ещё хочет «пожить отдельно»: дхарма (соблюдение религиозных правил, исполнение долга), артха (накопление богатств), кама (исполнение желаний) и мокша (освобождение). Цель же технократической цивилизации — исполнение желаний без следования каким-либо принципам. Современная наука имперсональна, она как нож хирурга, которым можно сделать ювелирную операцию или убить. К несчастью, в Кали-йугу этот «скальпель» оказывается в руках политиков и олигархов, не всегда способных правильно его использовать. Принятие и отвержение Итак, мы видим, что ведический подход ближе к мнению скептиков по поводу современной науки. Так неужели нужно дождаться её полного краха, что при нынешнем положении дел весьма вероятно, или есть иные пути? Конечно, «выбросить на помойку» — самое простое, но Веды не рекомендуют революции и решения, основанные на бездумном импульсе. Напротив, ведический подход подразумевает, что управление обществом предоставляется брахманам, классу образованных и религиозных людей. Кроме того, наука и техника нужны для тех же пресловутых «костылей». Веды говорят, что в эпоху Кали практически все люди имеют качества шудр, рабочих, но общество требует наличия также ваишей (земледельцев, бизнесменов), кшатриев (воинов, управленцев, царей) и брахманов (учёных, священников). В связи с этим роль недостающих сословий играют те же шудры. Фактически роль брахманов играют учёные, причём тем лучше, чем они религиознее в самом высоком смысле этого слова. Образование, даже мирское, много лучше, чем жизнь в полном невежестве и дикости, ибо оно возвышает до уровня благости. Материалистическая наука изгоняет Бога из общественного сознания, низводит жизнь до механического уровня и не считается с личностью. Впрочем, есть исключения. Квантовая механика существенно учитывает влияние экспериментатора, более того, наличие последнего признаётся необходимостью. Это не достижение последних лет, это то, о чём Эрвин Шрёдингер говорил на публичных лекциях более 50 лет назад. Благодаря своему имперсональному виду современная материалистическая наука и не хороша, и не плоха. Весь вопрос в том, как её разумно использовать. Веды рекомендуют практичность: принять полезное и отвергнуть вредное в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Шри Ишопанишад гласит, что культивирование «так называемого знания» ведёт в ад. Это означает, что нужно одухотворить науку и перестать противопоставлять её религии. Наука в нынешнем виде не может быть основой мировоззрения, так как своим относительным знанием она вносит заблуждения в сознание масс. Наука может и должна развиваться по своим законам, принимая во внимание Писания как основу. Наука должна вносить свою лепту в образование масс и компенсировать утраченное духовное знание хотя бы частично. Понижение уровня светского образования, которое мы сегодня наблюдаем, — также примета развития эпохи Кали, то есть деградации человека и общества. Повод для надежды Беспросветность Кали-юги, упадок науки и бесконечный негатив в средствах массовой информации не должны привести нас к пессимизму. Веды говорят, что все мы — бессмертные души, получающие тела согласно опыту жизни, деяниям и желаниям. Кроме того, в одну из 1000 Кали-йуг происходит удивительное явление: Господь лично приходит в этот мир с миссией распространения простого и уникального метода достижения высшей божественной любви: воспевания святых имён Бога. Нам удивительно повезло: мы как раз живём именно в такую эпоху. Благо, которое могут получить люди сейчас, не могут обрести даже «долгожители» Сатйа-юги! Имеющий глаза да узрит, что в наше сумасшедшее загазованное время проявляется забытое знание и люди всё чаще, несмотря на бесконечную погоню за деньгами, обращаются к духовному знанию. Высказываются «нестандартные» точки зрения, учёные всерьёз говорят о душе и недостаточности материалистических подходов. Всё это — повод для надежды, надежды и на возрождение науки. Современная наука и Бог |
|