00:30 Люди не слышат друг друга |
Сегодня все отмечают одну устойчивую особенность всех дискуссий в соцсетях Интернета — люди не слышат друг друга. Спорят вроде бы об одном, но создается ощущение, что они говорят о разном, настолько сильно непонимание друг друга. Слушаем, но не слышим, говорим, но как бы на разных языках. Сергей Дуванов На мой взгляд, это проистекает оттого, что люди, спорящие друг с другом, не просто имеют разные мнения и взгляды, но еще и разные формы сознания. Для себя я выделил три формы сознания: этническое, гражданское и имперское. Сразу оговорюсь, что это не научный подход, это мое видение общественного сознания на основе моего анализа состояния нынешнего общества. Так, как его понимаю я. Итак, этническое сознание — это когда люди воспринимают окружающий мир исключительно через призму интересов своего этноса, с которым они себя полностью идентифицируют. На примере Европы это Средние века и Новейшая история В процессе политического объединения родственных племен, стирания родоплеменных различий, формирования общей культурной традиции формировались государства, в рамках которых и формировалось этническое сознание. Процесс вызревания гражданского сознания начался с образования государств построенных на принципах гражданственности, а не этничности. Яркий пример таких государств — США, Канада, Бразилия, Австралия. На смену этнической консолидации приходит принцип гражданственности, исключающий этничность из сферы национальных государственных интересов. В рамках такого государства формируется гражданское сознание людей, для которых вопросы этничности представляют второстепенное, исключительно частное дело, не влияющее, как правило, на их позиционирование в государстве. В мире идет общий процесс «гражданизации» бывших национальных государств. Большинство демократических стран Европы и Америки уже не являются этническими. Это государства проживающих в них людей безотносительно к их этнической принадлежности. То есть французами во Франции являются не только этнические французы, но и все остальные граждане этой страны. То же самое в любой европейской стране и многих странах мира: наличие гражданства этой страны делает человека полноценным гражданином государства. Понятно, что проживание в таком государстве формирует именно гражданское сознание Однако есть страны, где, несмотря на общие процессы формирования гражданского сознания, сохраняется и этническое сознание: либо как следствие сильной традиции, либо в результате его стимулирования в политических интересах. Это страны с «пограничным» состоянием общественного сознания, где параллельно присутствуют и этническое, и гражданское сознание. Пример такого «пограничного» состояния — это страны бывшего СССР: Россия, Беларусь, Украина и Казахстан. В этих странах присутствуют оба типа сознания, где то превалирует одно, где-то другое. И это является важнейшим фактором идеологической и политической борьбы, которая разворачивается в этих странах. Причем каждому виду сознания соответствует определенный уровень политической культуры и мировоззрения. Так, в Украине, несмотря на, казалось бы, всплеск национализма, превалирует гражданское сознание. Это подтверждается уровнем межнациональных отношений в стране, где, несмотря на конфликт с Россией, основное противостояние наблюдается не в этнической плоскости (между этническими украинцами и русскими), а между теми, кто считает себя гражданами Украины, и теми, кто ориентируется на «русский мир». То есть фактически идет борьба не этносов, а граждан. Решается вопрос принадлежности к той или иной общности, разделяющей разные идеологические установки на будущее Украины. Одни граждане (независимо от этничности) считают, что страна должна развиваться по-европейски и, соответственно, интегрироваться в Европу. Другие, напротив, являются сторонниками евразийского политического формата развития и настаивают на более тесной интеграции с Россией. Этническое сознание также присутствует в украинском обществе, но оно, как показали прошедшие выборы, в чистом виде проявляется у достаточно небольшой группы населения. Иная ситуация в России. Россияне — это изначально понятие не этническое, а сугубо гражданское. Здесь сегодня большая часть граждан придерживается традиционалистских имперско-шовинистических взглядов, меньшая ориентирована на либерально-демократический формат. Понятно, что когда присоединение Крыма одобряют и русские, и татары, и башкиры, и евреи, а осуждают люди из этих же этнических групп, то говорить о национализме не приходится. Это уже имперский интернационализм, суть которого в том, что граждане бывшей советской империи не прочь показать «кузькину мать» всем остальным, кто не разделяет их взгляды. Причем как внутри страны, так и за рубежом. Этакий гражданский шовинизм, замешанный на имперском прошлом и подогретый современными кремлевскими мечтами о восстановлении былого имперского величия. Характерно, что это феномен не этнического, а именно гражданского сознания. Интересно, но этническое сознание в России в лице националистов разных мастей фактически перестало существовать; как самостоятельная составляющая общественного сознания оно растворилось в гражданско-имперском угаре, стало частью общего процесса «вставания с колен» России, но не отдельно русских. В Казахстане ситуация несколько иная: здесь налицо три типа сознания: этническое, публичным проявлением которого являются наши многочисленные националисты; гражданское, носителями которого до недавнего времени были очень многие граждане Казахстана, однако вследствие идеологической трансформации, произошедшей в результате информационного давления со стороны российских СМИ значительная часть людей перешла на позиции имперского реваншизма; имперское сознание (реваншистское по сути и пророссийское по содержанию), которое, мобилизовав значительную часть людей с гражданским сознанием, активно доминирует в лице тех, кого сегодня принято называть емким понятием «ватники». В силу того что специальных исследований по этому вопросу не проводилось, о процентовке этих типов сознания можно только догадываться. Но то, что они присутствуют в общественном дискурсе и составляют главную интригу общественно-политической повестки дня, очевидно. Зададимся вопросом, насколько реально в казахстанском обществе сегодня ставить вопрос об общей консолидирующей идее, способной объединить страну, превратить ее в нечто способное противостоять внутренним проблемам и внешним угрозам? Что общего может быть у этнонационалистов, требующих казахизации страны, и у граждан, ориентированных на сохранение и закрепление внеэтнического характера государственности? Здесь явный конфликт интересов. И уж тем более нет точек соприкосновения между ними и теми, кто в лучшем случае мечтает увидеть Казахстан в рамках тесных патронатно-клиентских отношений с Россией, а в худшем частью Российской империи. Здесь вообще жесткая конфронтация. Если быть честными, то нужно признать, что указанная выше дифференциация общественного сознания представляет серьезнейшую проблему для казахстанской социально-политической стабильности, да и государственности в целом. И эта проблема значительно обострилась после известных событий в Украине и последовавшего после этого противостояния между Россией и Украиной. Уровень противостояния существенно возрос. Мало того что это создает напряженность в обществе, это в любой момент может вылиться в конфликт интересов между представителями указанных видов сознания. Причем в этом отношении мы оказались в полной зависимости от Кремля. Имея идеологически «пятую колону» в лице пророссийски настроенных русских и доминирование в нашем информационном пространстве российских СМИ, реваншистам из Кремля при желании не составит большого труда повторить украинский сценарий в Казахстане. Что делают власти, чтобы снять эту напряженность? Что предпринимается государственными органами, чтобы минимизировать угрозы сепаратизма и политической дестабилизации в стране? Ничего! Акорда, понимая свою зависимость от Кремля, даже не пытается минимизировать эти угрозы. Напротив, она все больше идет на сближение с Москвой, усматривая в этом гарантии своей безопасности. Что можно сделать сегодня, если долгие годы вопросы идеологии, формирования общественного сознания были пущены на самотек, отданы на откуп иностранным СМИ? Что можно изменить, если мировоззрение казахстанцев, их идеологические и политические установки, их антиамериканизм и негатив к западным ценностям более 20 лет формировались из Москвы? В этом плане большинство казахстанцев сегодня мало чем отличаются от россиян. Зомбоящик для всех был один и тот же, соответственно, и результат общий. Так, согласно данным социологов, у нас те же чуть более 80% населения одобряют присоединение Крыма к России и верят, что к власти в Киеве пришли фашисты и бандеровцы. Так что идеологически и информационно мы все под мощным колпаком у Москвы. И самое трагическое, что выбраться из под него в нынешних условиях нет никакой возможности. Любая попытка ликвидировать эту зависимость будет выглядеть как ущемление прав русскоязычных, что тут же вызовет протест со стороны наших «ватников», которые могут использовать это как повод для обращения за помощью к соотечественникам в России. Ну а дальше по наигранному сценарию. Думаю, что рисковать с такого рода реформами сегодня никто не решится. Какой же выход? Я вижу его в том, что существующее сегодня противостояние между указанными видами сознания в Казахстане должно сохраниться исключительно в идеологической сфере, не переходя в политическую плоскость. Очень важно, чтобы сегодня, когда в соседней России сильны реваншистские тенденции, оно не переросло в открытый политический конфликт. Это чревато очень серьезными последствиями, сопоставимыми с тем, что было в Украине. Думаю, этот опасный период не продлится долго и Россия вылечится от нынешней болезни 20 века и вернется в русло международно-правовых отношений, предполагающих уважение суверенитета соседних стран. Полагаю, что именно тогда наступит время для решения проблем нашего раздробленного общественного сознания и приведения его некое консолидированное состояние. Автор заказного пасквиля:СЕРГЕЙ ДУВАНОВ |
|