08:11 НАСТОЯЩИЙ ХЛЕБ |
Кадка-квашня. Квашня или дежа – деревянная кадушка используемая нашими предками для замешивания теста. В связи с ее причастностью к созданию хлеба наши предки считали дежу живым существом с индивидуальным характером и особой ролью в жизни каждой семьи. Она была олицетворением женского лона, а действия по сотворению теста приравнивались с зачатием ребенка. Поэтому отношение к квашне было особенное – сакрально-священное. В связи с этим считалось, что с момента изготовления дежа могла быть «хорошей» или «плохой», и хлеб от этого получался соответствующий. При выявлении «дурных наклонностей» дежи ее правили (прибавляя или удаляя одну боковых планок – клепок). С этой кадкой было связано много поверий. Считалось, что квашня подвержена сглазу, и поэтому не позволялось давать ее в долг, допускать, перелета через нее курицы или приближения коровы, заглядывание в нее мужчин (которым обычно и притрагиваться к ней не разрешалось), ударов по ней, нельзя было ставить ее на землю. Дежа должна была стоять в теплом и тихом месте. Но если, несмотря на все предостережения, квашня «портилась», то прибегали к особым действиям, чтобы вернуть ей «хорошие» свойства. Для этого могли окурить ее особыми травами или хозяйка кадки три раза била по ее дну, а затем говорила: «Буду бить снова, если не исправишься!». Кроме того, считалось, что обеспечить сохранение «хороших» свойств дежи можно вынося ее на на Похвальной неделе во двор на ночь. Верили, что квашня не сможет утерпеть и обязательно похвалится Богу, что у нее имеется хлеб, а после такого «заявления» все нужные свойства к ней обязательно вернуться. Даже «именины» у квашни были и отмечались в Великий четверг на Страстной неделе. Тогда проходил ритуал ее «очищения»: кадушку мыли, натирали солью, луком или чесноком, закрывали крышкой, «подпоясывали» полотенцем, накрывали чистой скатертью, клали на нее хлеб и соль и выносили на двор, оставляя до восхода солнца на восточной стороне. Хлебную кадушку часто использовали для оберега. При пожаре поворачивали открытую дежу на огонь, чтобы его не разнесло ветром. Чтобы не началась гроза, кадушку носили по скотному двору. Дежу выносили на улицу, закрывали крышкой и на нее клали икону Николая-угодника, чтобы прекратился град. При переезде хозяева приносили в новый дом кадушку, в которой было тесто, замешанное еще в старой избе. Наши предки верили, что квашня была одушевленной вещью, а так как она была связана с рождением, то на свадьбах на квашню-дежу возлагали особую роль… Read more: http://rial-hleb.ru/istoriy-hleba/kadka-kvashnya#ixzz2tEilIvt2 Дежа на свадьбе. Хлебная кадушка (которую называли квашня или дежа) считалась нашими предками живой, одушевленной, символизировала женское лоно и связывалась с процессом творения хлеба как аналогом рождения ребенка. В связи с этим в старинных свадебных обрядах ей отводилась особенная роль. В некоторых регионах садили на дежу (которая покрывалась овчиной) жениха с невестой. Считалось, что это принесет новой семье счастья, достаток и много детей. Был очень распространен обряд, при котором невесту, посаженную на хлебную кадушку, причесывали и надевали ей на голову вместо девичьего женский убор. Даже был ритуал, по которому невеста должна была выпрыгнуть из дежи. По этому прыжку делали прогноз на роды (при удачной первой попытке они должны были быть легкими), а иногда и на несчастную жизнь (если прыжок не удавался). В некоторых местах невесту готовую к венчанью обводили вокруг стола и подводили к квашне: и если она была невинна, то она могла сесть на кадку, в противном случае – только на табурет, который ставили рядом. Вообще деже отводилась важная роль в испытаниях невесты. Кое где, входя в дом жениха, невеста должна была наступить на перевернутую кадку, покрытую полотенцем. Это подтверждало чистоту девушки. Если же девственность не убережена до свадьбы, то невеста обходила квашню или перепрыгивала через нее. «Обман» дежи считался страшным грехом с очень плохими последствиями: неурожай, гибель скота, смерть детей, и вечный разлад в семье. В первую брачную ночь хлебную квашню ставили перед комнатой молодых как символ плодородия. У некоторых был в почете такой обряд с дежей: в доме невесты закрытую кадку накрывали скатертью и насыпали на нее рожь, будущая жена для подтверждения своей непорочности вставала на нее и при всех меняла исподнее и одежду на новые. Наши предки считали кадушку-квашню не просто кухонной утварью, а живой, одушевленной, имеющей огромную чудесную силу (а как иначе, если она была «матерью» хлеба насущного). И поэтому дежа на свадьбе была и экспертом по невинности невесты и благословительницей будущей счастливой жизни молодой пары. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |